Мы на Workspace
Наверх
Gendalf Gendalf

Котик

Мррр...

Уже уходите?

Подпишитесь на анонс новых выпусков, чтобы вернуться к ним вновь

Подписаться

Мнение эксперта: выбор контрагента нужно подтвердить документально

Правильный подход в выборе контрагентов – это залог финансового благополучия и минимальных налоговых рисков для вашего бизнеса. Четкого перечня процедур на это счет в законодательстве нет.

Разберем главные негласные правила.

Основные мероприятия при выборе бизнес-партнера

На практике часто бывает так, что от надежности контрагента зависит материальное благополучие, деловая репутация и состоятельность собственного бизнеса. Поэтому собираем досье на каждого делового партнера.
Локальными документами организации закрепляем порядок получения документов от сторон договорных отношений, порядок проверки контрагентов, ответственных лиц за данные мероприятия. Такими внутренними актами могут быть Положение о договорной работе, Положение о проверке контрагентов, Приказ о назначении ответственного за проверку контрагента и другие.
Начинаем сбор информации об интересующей нас компании или ИП из открытых источников:

Следующим этапом идет запрос документов у самого контрагента. Потенциального бизнес-партнера не должен настораживать сам факт сбора документов о нем перед заключением договора – это обычай делового оборота. Если такое все же произошло, то можно сослаться на Положение о договорной работе.

У юридического лица запрашиваем ряд документов.

  • Свидетельство ОГРН (ОГРИП для предпринимателя) или лист записи ЕГРЮЛ
  • Учредительные документы
  • Свидетельство о постановке на учет в качестве налогоплательщика, другое название документа - свидетельство ИНН
  • Документы, подтверждающие полномочия выступающего от контрагента лица (доверенность, решение о назначении директора, протокол об избрании директора и т.д.). При подписании договора устанавливаем личность по паспорту
  • Лицензия на ведение деятельности, если деятельность подразумевает ее наличие
  • Правоустанавливающие документы на предмет сделки, если заключаем договор купли-продажи недвижимости, аренды и т.д.
  • Копии отчетности (годовая, декларации по НДС, налогу на прибыль или декларация по УСН)
  • Если предполагаем сотрудничество с ИП, то целесообразно запросить копии всех страниц паспорта

Наличие досье позволит в случае негативного сценария развития договорных отношений отстаивать свои позиции в суде, кроме того, снизить вероятность претензий со стороны ФНС.

Риск-ориентированный подход при проверке сотрудниками ФНС

Инспекторы ФНС анализируют всю имеющуюся у них информацию о налогоплательщике, данные, предоставленные другими ведомствами, банками, контрагентами налогоплательщика и по результатам анализа принимаются решения о целесообразности применения к налогоплательщику дополнительных мер налогового контроля. Проверяющими под сомнение априори поставлена законность вычетов по НДС и расходов по прибыли или УСН.

В первую очередь анализу подвергается реальность сделки, целесообразность или деловая цель сделки, а также выбор контрагента.

Чтобы отстоять свои вычеты и расходы целесообразно формально подойти к вопросу сбора доказательной базы при выборе делового партнера. Из п.2 письма ФНС России от 10.03.2021 № БВ-4-7/3060 напрашивается вывод, что оснований для отказа не будет, если подтвердите коммерческую осмотрительность.

Кроме упомянутых выше этапов коммерческую осмотрительность можно подтвердить, например перепиской с ответственными лицами, видео и фото процесса взаимного сотрудничества.

Важно соблюдать принцип законности при получении, обработке и хранении информации! Никто не отменял нормы, прописанные в законе «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 № 98-ФЗ или законе «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ. Поэтому нужно в договоре тщательным образом предусмотреть пункты о возможности вести переписку с помощью электронной почты, в мессенджерах с указанием точных адресов, контактов и профилей.

При переписке соблюдайте деловой этикет, чтобы в момент возможного предъявления такого инструмента в качестве доказательства не пришлось краснеть за панибратство.

Сотрудники налоговой обязательно обратят внимание на соответствие наличия ресурсов у компании и договорных обязательств, возложенных на контрагента. Здесь идет речь о том, что для выполнения определенного объёма и качества обязательств должны быть в наличии производственные мощности, трудовые ресурсы нужной квалификации и достаточной численности, наличие технических средств и так далее. В контексте последнего обстоятельства следует на начальном этапе взаимодействия с контрагентом выбрать время для очной встречи, посетить офис, проехать на производственный участок.

Набор мероприятий может быть разным в зависимости от суммы сделки например или своих собственных возможностей, но минимальный набор действий все же лучше осуществлять всегда.

Подпишись на рассылку от «ПБ», чтобы всегда сходился баланс :)

Новости, экспертные статьи, обучение.

Настоящим подтверждаю, что я ознакомлен с условиями политики конфиденциальности и даю и согласие на обработку персональных данных.*

Возможно, вам будет интересно

Оцените статью:
Спасибо, ваш голос учтен
(0)

Возможно, вам будет полезно

Трактиръ

Сообщит менеджер

Трактиръ

Подробнее

ГЭНДАЛЬФ
ГЭНДАЛЬФ ГЭНДАЛЬФ ГЭНДАЛЬФ