Мы на Workspace
Наверх
Gendalf Gendalf

Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета в малом бизнесе

Лина Сиротенко

Право малого бизнеса использовать упрощенные методы бухгалтерского учета применимо к различным сферам и направлениям деятельности предприятия. Предприятие самостоятельно решает, вести ли ему полный учет или применять упрощенные методы, и если да - то какие, учитывая законные ограничения.

Важно: выбранные методы должны быть отражены в учетной политике, и предприятие должно следовать им, пересматривая их по мере изменения объемов и направлений деятельности.

Кто вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», упрощенные способы бухгалтерского учета могут применять следующие экономические субъекты:

  1. Субъекты малого предпринимательства;
  2. Некоммерческие организации;
  3. Организации, получившие статус участников проекта “Сколково”;
  4. Организации, деятельность которых связана с выполнением работ или оказанием услуг по разработке и (или) практическому применению (внедрению) результатов интеллектуальной деятельности;
  5. Иные экономические субъекты в случаях, установленных законодательством РФ.

Основные способы ведения учета в упрощенной форме для субъектов малого бизнеса

1. Сокращенный рабочий план счетов бухгалтерского учета

Этот метод упрощения бухгалтерского учета позволяет сократить количество используемых счетов путем объединения групп по их смыслу и использования общего счета вместо ряда более детализированных. Рекомендации по объединению счетов и замене их общим счетом представлены в пункте 8 раздела 2 Типовых рекомендаций из приказа Минфина от 21.12.1998 № 64н. Например:

  • Вместо отдельных счетов 10, 11, 15 и 16, запасы могут учитываться только на счете 10 «Материалы»;
  • Затраты на производство и продажу продукции (работ, услуг) можно отразить на счете 20 «Основное производство» без детализации затрат на более подробных счетах;
  • Для расчетов с контрагентами можно использовать счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» вместо группы счетов 60, 62, 71, 73, 75, 79.

Важно отметить, что любой вариант сокращения плана счетов должен быть зафиксирован в учетной политике предприятия.

2. Применение простого способа учета

Простой учет представляет собой метод учета финансово-хозяйственных операций без использования двойной записи. Вместо этого факты деятельности организации просто записываются в специальный журнал с последующим подведением итогов раз в месяц. Этот метод учета соответствует только микропредприятиям и некоммерческим организациям (НКО), которым разрешено применять упрощенный учет.

3. Сокращенный способ ведения учета

Сокращенный учет для малых предприятий позволяет отказаться от использования стандартных бухгалтерских регистров в пользу более простой системы ведения учета. Вместо этого используется журнал учета фактов хозяйственной деятельности (форма К-1МП) и форма № В-8 для учета расчетов по зарплате.

При большом объеме операций могут использоваться типовые ведомости, предусмотренные приказом № 64н, например:

  • форма № В-4 для учета денежных средств в кассе и на расчетных счетах, капитала, износа, прибылей и убытков;
  • форма № В-7 для учета расчетов с поставщиками и подрядчиками.

4. Отказ от применения определенных ПБУ и ФСБУ

Малые предприятия имеют право на освобождение от обязательства соблюдения некоторых Положений по бухгалтерскому учету (ПБУ) и Федеральных стандартов бухгалтерского учета (ФСБУ). Например, одни из ниже представленных упрощений допускаются для малых предприятий:

  1. Не создавать резервы на будущие расходы для выплат отпускных и годовых премий, гарантийного ремонта и обслуживания (согласно ПБУ 8/2010);
  2. Отказаться от рассмотрения постоянных и временных разниц и не формировать постоянные и отложенные налоговые активы, и обязательства при исчислении налога на прибыль (согласно ПБУ 18/02);
  3. Не переоценивать стоимость основных средств при изменении оценочных обязательств (согласно ФСБУ 6/2020) и так далее.

5. Применение кассового метода учета доходов и расходов

Субъекты малого бизнеса могут упростить свой учет доходов и расходов, используя «кассовый метод». Суть его заключается в том, что доходы учитываются в момент фактического получения оплаты от контрагента, а расходы — при фактической оплате поставщикам или подрядчикам при условии выполнения услуг или поставки товаров.

6. Упрощенная отчетность

Еще один способ упростить учет — сдавать не полный комплект финансовой отчетности, а только бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах. В упрощенном бухучете их формируют по представленным формам из приложения № 5 приказа Минфина № 66н от 02.07.2010.

Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, доступные определенным видам предприятий, предоставляют бизнесу гибкость выбора наиболее рационального подхода в зависимости от конкретных требований и специфики деятельности.

Это право, а не обязанность. Поэтому, при необходимости, компания всегда может выбрать полный учет, вне зависимости от того, доступны ли ей упрощенные способы учета или нет.



Подпишись на рассылку от «ПБ», чтобы всегда сходился баланс :)

Новости, экспертные статьи, обучение.

Настоящим подтверждаю, что я ознакомлен с условиями политики конфиденциальности и даю и согласие на обработку персональных данных.*

Автор: Лина Сиротенко,
бухгалтер-консультант Линии консультаций ГЭНДАЛЬФ

Все статьи автора

Возможно, вам будет интересно

Оцените статью:
Спасибо, ваш голос учтен
(0)

Возможно, вам будет полезно

Трактиръ

Сообщит менеджер

Трактиръ

Подробнее