Мы на Workspace
Наверх
Gendalf Gendalf
Котик

Мррр...

Уже уходите?

Подпишитесь на анонс новых выпусков, чтобы вернуться к ним вновь

Подписаться

Зачет взаимных требований: учет и проводки

Тамара Щербина

Рассмотрим одну из ситуаций, с которой может столкнуться администратор доходов бюджета: отражение зачета взаимных требований.

Основная часть доходов, поступающих в бюджет, отражается в учете кассовым методом в следующем порядке:

  • начисление доходов;
  • отражение в учете администратором доходов задолженности по перечислению доходов в бюджет;
  • погашение задолженности плательщиком и зачисление доходов в бюджет.

Отдельная часть доходов, таких, к примеру, как штрафные санкции за нарушение государственного контракта, удерживаемые государственными заказчиками, подлежат перечислению в бюджет с применением некассового метода.

Одним из вариантов использования данного метода является зачет взаимных требований, применяемый в соответствии со статей 410 ГК РФ. При его использовании считается, что плательщик штрафа выполнил свои обязанности по уплате штрафных санкций через зачет встречных требований и не должен отдельно перечислять средства в доход бюджета.

Взаимозачет в соответствии со статей 411 ГК РФ не применим в отношении обязательств:

  • по которым истек срок исковой давности;
  • связанным с возмещением вреда, принесенному жизни или здоровью;
  • относящимся к взысканию алиментов;
  • связанным с пожизненным содержаниям граждан;
  • в отношении которых договором или законом предусмотрен иной порядок.

Казенное учреждения проводить взаимозачет требований не в праве, так как в данном случае функции администратора доходов бюджета не будут исполнены по следующим причинам:

  1. В соответствии со ст. 38.2 БК РФ единство кассы предусматривает собой осуществление всех зачислений и кассовых выплат с единого счета бюджета. В свою очередь применение некассового метода не предусматривает поступление средств на лицевой счет.
  2. Ст. 218 БК РФ предусмотрено зачисление на единый счет бюджета доходов от распределения налогов и сборов, а также перечисление излишне распределенных и возврат излишне уплаченных сумм.
  3. В ст. 46 БК РФ прописано, что суммы штрафов, неустоек, пеней, которые должны быть уплачены юридическим или физическим лицом в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств перед казенным учреждением должны быть перечислены в бюджет бюджетной системы РФ по нормативу 100%.
  4. В ст. 160.1, которая определяет бюджетные полномочия администратора доходов бюджета, не предусмотрено полномочий по распоряжению администрируемыми доходами до поступления этих доходов в бюджет.

Также взыскание пеней и штрафов некассовым методом без перечисления данных сумм в бюджет приведет к уменьшению показателя исполнения обязательств учреждения. В этом случае в распоряжении учреждения останутся средства, высвобожденные в результате взаимозачета требований и неиспользованные в соответствии с доведенными лимитами бюджетных обязательств. Использование данных средств на финансирование учреждения вместо возврата средств в бюджет неправомерно.

Из этого следует, что казенные учреждения не применяют способ взаимозачета требований. Исключением является удержание учреждением штрафов (пени) из вознаграждения по контракту и самостоятельное перечисление этих средств в бюджет системы РФ.

Однако, если брать за основу Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Бюджетная информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности», утвержденный приказом Минфина РФ от 28.02.2018 № 37н. и вступивший в силу с 01.01.2020, то п. 24 предусмотрено, что допускается исполнение обязательств по доходам бюджета без движения денежных средств с отражением результатов таких некассовых операций в графе 7 раздела 1 формы 0503127.

Положения данного стандарта противоречат нормам, предусмотренным БК РФ, и являющимся нормативными актами более высокого уровня, поэтому вопрос в необходимости перечисления средств в бюджет администратором доходов или возможность учреждения считать свои обязательства по зачислению данных доходов в бюджет исполненными «некассовыми» методами остается открытым.

Рассмотрим на Примере 1 порядок отражения операций по взысканию с контрагента штрафа за нарушение им условий заключенного государственного контракта зачетом встречных требований в бюджетном учете и бюджетной отчетности администратора доходов бюджета.

Пример 1.

Учреждение, наделенное правами администратора дохода бюджета, за счет выделенных ему лимитов бюджетных обязательств, заключило государственный контакт с контрагентом на оказание работ (услуг) по содержанию имущества на сумму 150 000 руб. В ходе исполнения государственного контракта поставщиком были нарушены условия предоставления работ (услуг), что повлекло за собой материальную ответственность. Штраф в размере 5000 руб. был взыскан с контрагента путем зачета встречных требований.

Порядок формирования бухгалтерских записей в зависимости от отражения ситуации представлен в таблице 1.

Таблица 1. Проводки к примеру 1

Содержание операции

Бухгалтерские записи

Сумма, руб.

При использовании некассового исполнения обязательств по доходам бюджета

При обязанности возврата средств в доход бюджета вне зависимости от метода получения

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Отражено поступление лимитов бюджетных обязательств в соответствии со сметой расходов учреждения

1 501 15 225

1 501 13 225

1 501 15 225

1 501 13 225

150 000

Принято бюджетное обязательство по заключенному государственному контракту

1 501 13 225

1 502 11 225

1 501 13 225

1 502 11 225

150 000

Принят акт на оказанные поставщиком работы (услуги)

1 401 20 225

1 302 25 734

1 401 20 225

1 302 25 734

150 000

Приняты денежные обязательства по предоставленным работам (услугам)

1 502 11 225

1 501 12 225

1 502 11 225

1 501 12 225

150 000

Выставлено требование поставщику об уплате штрафа за нарушение условий государственного контракта

1 209 41 564

1 401 10 141

1 209 41 564

1 401 10 141

5 000

Погашена предъявленная поставщику сумма штрафа зачетом встречного требования

1 302 25 834

1 209 41 664

1 302 25 834

1 209 41 664

5 000

Скорректированы показатели принятых бюджетных и денежных обязательств на оплату услуг (способом «красное сторно»

1 501 13 225

1 502 11 225

-

-

(5 000)

1 502 11 225

1 501 12 225

(5 000)

Оплачены работы (услуги) контрагенту за минусом суммы предъявленного штрафа

1 302 25 834

1 304 05 225

1 302 25 834

1 304 05 225

145 000

Перечислена в доход бюджета сумма штрафа, взысканная с поставщика

-

-

1 210 02 141

1 304 05 225

5 000

Операция по зачету взаимных требований Инструкцией №162н не предусмотрена, поэтому она должна быть согласована с учредителем организации и закреплена в учетной политике учреждения.

Из этих данных можно сделать вывод, что более привлекательным для администратора доходов бюджета является вариант использовании некассового исполнения обязательств по доходам бюджета, однако во избежании возможных несоответствий в п 2. ст. 40 БК РФ должны быть внесены соответствующие изменения.

Также, следует обратить внимание на то, что при заполнении формы 0503127 в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8», суммы, отраженные некассовым методом (графы 7 и 8), заполняются пользователем вручную.

Подпишись на рассылку от «ПБ», чтобы всегда сходился баланс :)

Новости, экспертные статьи, обучение.

Настоящим подтверждаю, что я ознакомлен с условиями политики конфиденциальности и даю и согласие на обработку персональных данных.*

Автор: Тамара Щербина,

Все статьи автора

Возможно, вам будет интересно

Оцените статью:
Спасибо, ваш голос учтен
(0)

Возможно, вам будет полезно