Мы на Workspace
Наверх
Gendalf Gendalf

Налог на прибыль и НДС для обособленных подразделений

Надежда Игнатьева

Одни организации, желая сохранить устойчивость в период кризиса, мобилизовали все силы и сделали резкий рывок вперед, другие начали искать новые рынки сбыта в новых регионах. И то, и другое очень часто приводит к тому, что организация нуждается в открытии обособленных подразделений. Но как правильно вести учет в таком случае? При условии, что есть налоги, которые платятся не только в федеральный бюджет, но и в местный.

Отличие обособленного подразделения от филиала

В ст. 55 ГК РФ сказано, что любая организация вправе открыть обособленное подразделение на территории России или за ее пределами. Обособленным подразделением (далее – ОП) является отдельный офис, который оборудован рабочими местами. Однако если вы снимаете пару офисов в одном здании, это не ОП, это одно подразделение, так как офисы имеют один адрес. Также нужно обратить внимание: если у вас в собственности есть какое-то помещение, где никто из сотрудников не числится, и вместо стола, стула и компьютера там лежат коробки со старыми документами – это не отдельное подразделение, это помещение со старыми коробками. Согласно ст.11 НК РФ и ст. 57 ТК РФ в ОП должны числиться сотрудники и это должно быть зафиксировано в трудовом договоре. То есть, в ОП должны быть и работники, и рабочие места, если что-то из этого отсутствует, то это уже не является ОП (Письмо Минфина от 03.11.2009 № 03-02-07/1-493).

Суть ОП в том, чтобы представлять интересы организации и продвигать ее продукцию. Оно не владеет отдельным имуществом, не может вести деятельность, которую не ведет «голова».

Если организация на УСН, вправе ли она образовать ОП? Да. А вот филиал создать нельзя. Основная разница между филиалом и ОП в том, что филиал может иметь свое собственное имущество.

Как открыть обособленное подразделение

Если вы решили открыть ОП, то фиксировать в Уставе это не нужно. В течение трех дней со дня решения открыть ОП нужно подать заявление на внесение подразделения в ЕГРЮЛ (п.5 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ), и обязательно в течение одного месяца нужно уведомить налоговый орган об открытии ОП. От головной организации оформляем уведомление и направляем его в ИФНС, к которой приписано головное подразделение.

Рассмотрим, как это делается в программе «1С:Бухгалтерия 8», ред. 3.0.

Открываем вкладку «Отчетность», раздел «1С-Отчетность», пункт «Уведомления, сообщения и заявления». Нажимаем кнопку «Создать» и выбираем «Создание обособленных подразделений».

Виды уведомлений

Заполняете уведомление, отправляете его и контролируете этапы отправки. Уведомление о постановке на учет от инспекции, в которой будет зарегистрировано ОП, вы получите по почте.

Далее заводим ОП в базе.

Открываем «Справочники» – «Предприятие» – «Организации», но вы можете войти в организацию из любого документа, например, из «Реализации» или «ОСВ», нажав на кнопку со значком «Раскрывающийся список».

Реализация товаров

Оборотно-сальдовая ведомость

В организации выбираем вкладку «Подразделения», нажимаем «Создать». Отмечаем галочкой, что это обособленное подразделение, затем вносим все нужные данные, обязательно при этом указываем цифровой код для счета-фактуры – он будет указываться в счетах-фактурах, которые выставлены ОП.

Подразделения

Налог на прибыль

Если вы открыли ОП в одном регионе с головным (например, головное подразделение в Ростове-на-Дону, а ОП – в Сальске), то вам не нужно вести раздельный учет для расчета налога, так как платить вы будете его в один и тот же региональный бюджет – бюджет Ростовской области (п. 1 ст. 284 НК РФ).

Допустим, мы открыли ОП, запись о нем внесли в ЕГРЮЛ, поставили на учет в ИФНС и завели в базе. Получаем прибыль, из которой 17% должны заплатить в региональный бюджет. Как высчитать эти 17% для каждого ОП?

Налоговую базу можно рассчитать следующими способами:

  • по остаточной стоимости амортизируемого имущества + среднесписочная численность работников ОП;
  • по остаточной стоимости амортизируемого имущества + расходы на оплату труда сотрудников ОП.

Если имущество не числится в пользовании обособленного подразделения (арендовано вместе с офисом), то расчет ведется исходя только из численности работников или расходов на оплату труда.

Далее выбираем способ расчета и закрепляем его в учетной политике. В течение года менять его нельзя (п. 2 ст. 288 НК РФ).

Проведем расчет величины налоговой базы при наличии имущества у ОП. Следует обратить внимание, что расчет идет именно по амортизируемым объектам, а те, которые уже амортизированы, но еще числятся на балансе, не должны попасть в расчет. Например, у вас есть сервер, срок использования которого три года. Прошли три года, амортизацию мы более по нему не начисляем, но он все еще прекрасно работает и числится на балансе. Используем для вычисления эту формулу:

Формула 1.png

где:

Р – удельный вес остаточной стоимости амортизируемого имущества;

N – средняя стоимость амортизируемого имущества, которое используется ОП;

Q – средняя стоимость всего амортизируемого имущества организации.

Теперь нам надо рассчитать трудовые показатели.

Удельный вес среднесписочной численности сотрудников подразделения рассчитывается по формуле:

Формула 2.png

где:

A – удельный вес среднесписочной численности работников в подразделении;

F – среднесписочная численность сотрудников подразделения;

F∑ – среднесписочная численность сотрудников по организации в целом.

Если мы возьмем для расчета расходы на заработную плату, то подставляем данные по аналогии в формулу выше (ЗП сотрудников ОП и ЗП сотрудников по организации в целом), и получившийся результат используем в дальнейшем.

Имея все необходимые показатели, мы определяем долю прибыли подразделения:

Формула 3.png

где:

B – доля прибыли подразделения;

Р – удельный вес остаточной стоимости амортизируемого имущества;

A – удельный вес среднесписочной численности работников в подразделении или же удельный вес расходов на оплату труда сотрудников ОП (в зависимости от того, какой метод вы применяете). Уточним, что в расходы входят:

  • непосредственно зарплата;
  • страховые взносы;
  • добровольное страхование жизни.

Если у вас несколько обособленных подразделений, то для каждого нужно сделать расчет по приведенной схеме, а от получившейся величины уже вычисляем налог.

Рассмотрим способ начисления на примере учета амортизируемых ОС и удельного веса заработной платы в базе.

Документом «Перемещение ОС» (вкладки «ОС и НМА», далее «Учет основных средств») переводим наше оборудование на нужное подразделение и при закрытии месяца регламентной операцией «Амортизация и износ основных средств» амортизация будет начислена на соответствующее подразделение и отразится по счету 02, субсчет 01 (формируем в разрезе подразделений и основных средств).

При начислении зарплаты в документе «Начисление зарплаты» выбираем подразделение, в котором числится сотрудник, и это же подразделение должно быть указано в карточке сотрудника, иначе документ начисления не заполнится. Если вы ведете зарплатный учет в программе «1С:Зарплата и управление персоналом 8» и выгружаете данные по оплате труда в «1С:Бухгалтерию 8», то исправьте подразделение в этом файле. Исправить вы можете, сформировав ОСВ по 44 счету, затем развернув карточку счета по нужной статье затрат и провалившись в операцию начисления.

При закрытии месяца во время проведения регламентной операции «Расчет налога на прибыль» заработная плата отразится в ней. Для проверки нажимаем левой кнопкой мыши по регламентной операции и выбираем «Показать проводки». В открывшемся окне в первой вкладке мы увидим сумму налога по каждому подразделению, во второй - долю налоговой базы и налоговую базу, также по каждому ОП. Эти же показатели попадут в декларацию по налогу на прибыль – в лист 2 приложения 5. Для каждого подразделения будет своя страница декларации.

Начисление зарплаты

Зарплата и кадры

Рисунок 7.png

Рисунок 8.png

Декларацию отправляем не только в головную ИФНС, но и в инспекции каждого обособленного подразделения, сумму налога по каждому ОП также отправляем в соответствующий бюджет. Во избежание неприятных сюрпризов сразу после оплаты налога запрашиваем Справку о состоянии расчетов с ФНС – ее можно заказать прямо из программы. Для этого нужно кликнуть по вкладке «Отчетность», далее перейти в «1С-Отчетность» и выбрать пункт «Сверки». Нажимаем мышкой по вкладке «Запросить сверку» и в ней выбираем «Справка о состоянии расчетов с ФНС». В поле «Кому» указываем нужную нам инспекцию, в поле «На дату» указываем нужную нам дату и отправляем.

НДС

И завершим нашу подборку нестандартных расчетов пособия по нетрудоспособности нарушением режима во время периода болезни.

С начала года НДС уже по ставке 20% поступает в федеральный бюджет (Федеральный закон от 03.08.2018 № 303-ФЗ): то есть декларацию отправляет головная организация, и разреза по ОП в ней не будет. Но некоторые нюансы все-таки касаются учета в разрезе подразделений. В счете-фактуре, выписанном ОП, указывается цифровой код – через слеш. Также в счетах-фактурах и УПД указывается КПП обособленного подразделения (Письма Минфина РФ от 18.05.2017 № 03-07-09/30038, от 10.02.2012 № 03-07-09/06, ФНС России от 16.11.2016 № СД-4-3/21730@). Еще одно требование к заполнению: в счете-фактуре по строке 3 «Грузоотправитель и его адрес» должно быть отражено наименование и почтовый адрес обособленного подразделения, от которого выставлен документ (Письма Минфина РФ от 10.02.2012 № 03-07-09/06, от 01.04.2009 № 03-07-09/15, от 04.05.2006 № 03-04-09/08).


Подпишись на рассылку от «ПБ», чтобы всегда сходился баланс :)

Новости, экспертные статьи, обучение.

Настоящим подтверждаю, что я ознакомлен с условиями политики конфиденциальности и даю и согласие на обработку персональных данных.*

Автор: Надежда Игнатьева,
И.О. заместителя руководителя отдела бухгалтерского учета компании «ГЭНДАЛЬФ»

Все статьи автора

Возможно, вам будет интересно

Оцените статью:
Спасибо, ваш голос учтен
(0)

Возможно, вам будет полезно

Трактиръ

Сообщит менеджер

Трактиръ

Подробнее