Мы на Workspace
Наверх
Gendalf Gendalf
Анастасия Миненко

Настраиваем учетную политику в программе «1С:Бухгалтерия предприятия 8», ред. 3.0

Анастасия Миненко

Учетная политика — документ из разряда must have при ведении учетной работы. Рассмотрим, когда менять учетную политику, как выполнить первоначальную настройку, подробно разберем каждый параметр.

Почему столько внимания учетной политике каждый год

Учетная политика — свод правил, по которым вы ведете бухгалтерский и налоговый учет в конкретной компании. Это не просто бумажка, которую показываем, если контролеры потребуют. Цель УП — выбрать такие методы учета, с которыми будет наиболее удобно и максимально корректно вести учет на конкретном предприятии.

Таким образом, учетная политика — это не типовой документ. У каждой компании, в силу специфики бизнеса, — свой свод учетных правил.

Учетную политику организация формирует сама, с оглядкой на налоговое и бухгалтерское законодательство, федеральные и отраслевые стандарты.

Как и когда менять учетную политику

Законы, стандарты учета постоянно меняются. По этой причине бухгалтер вынужден пересматривать положения учетной политики организации и вносить в документ корректировки, если потребуется.

  • Правим учетную политику сразу, если власти поменяли закон и новшества нужно применять безотлагательно. То есть с момента вступления в силу соответствующего НПА (ст. 313 НК).
  • Если сами захотели что-то сменить в учете — усовершенствовать или попробовать альтернативный разрешенный метод — пересматриваем и изменяем УП перед наступлением нового года. Соответственно новые положения применяем только с начала нового года (п. 12 ст. 167 и ст. 313 НК РФ, письма Минфина РФ от 03.07.2018 № 03-03-06/1/45756, от 08.12.2017 № 03-03-06/1/81943).

Любые изменения (дополнения) в учетную политику проводим в том же порядке, в котором утверждали саму УП, оформляя отдельный приказ руководителя организации (ИП).

Настраиваем правила учетной политики в «1С:Бухгалтерия предприятия 8»

С 2022 г. в обязательном порядке каждой организации необходимо пересматривать учетную политику, и отражать в ней новые законодательные изменения: ФСБУ 6 «Основные средства», ФСБУ 25 «Бухгалтерский учет аренды» и другие. Программа постоянно дорабатывается, чтобы пользователи могли учесть обязательные нововведения.

Настройка учетной политики в «1С» предполагает работу с несколькими блоками:

  • Бухгалтерский учет (раздел «Главное» — «Настройки» — «Учетная политика»);
  • Налоговый учет (раздел «Главное» — «Настройки» — «Налоги и отчеты»);
  • Зарплатный учет (раздел «Зарплата и кадры» — «Справочники и настройки» — «Настройки зарплаты»).

Однако надо иметь в виду, что не все элементы учетной политики реализованы в настройках «1С» для автоматической работы.

Составим приказ по учетной политике и настроим «1С»

Стоимость услуги зависит от: вида системы налогообложения (УСН — 3000 руб. ОСН — 6000 руб.), политики учета НДС, наличия спецрежимов.

Заказать услугу

Как настроить учетную политику в «1С»

Открыв учетную политику (раздел «Главное» — «Настройки» — «Учетная политика»), мы можем настроить необходимые параметры для бухгалтерского и налогового учета.

Учетная политика

Рассмотрим настройки параметров по порядку.

1. Учет выпуска продукции по данным продаж

one.png

Параметр включает возможность упрощенного учета выпуска продукции. Удобно использовать тем компаниям, которые выпускают однотипную продукцию, у кого расход материалов соответствует нормам, и все, что выпущено, продается сразу же, не застаиваясь на складе.

При включенном параметре достаточно оформить только продажу продукции документом «Реализация товаров». Программа автоматически сформирует проводки по выпуску продукции. Материалы спишет при закрытии месяца специальной регламентной операцией, если в продукции указали норму материалов для выпуска.

2. Способ оценки МПЗ

two.png

Устанавливается один для бухгалтерского и налогового учета. Возможных вариантов два:

По средней стоимости — наиболее популярный способ. Расчет идет по средней арифметической, путем деления всей стоимости МПЗ на их количество, включая остатки на начало месяца и ценности, которые поступили в течение месяца.

По ФИФО — способ автоматически проставляется в программе, если организация (ИП) находится на УСН. Расчет выполняется с учетом хронологического порядка поступления и списания МПЗ. Действует принцип «Первый пришел — первый ушел». То есть те МПЗ, которые поступили первыми на склад, списываются в первую очередь.

3. Способ оценки товаров в рознице

three.png

Возможных вариантов два:

По стоимости приобретения — применимо, если ведете количественно-суммовой учет товаров, то есть по наименованиям, и планируете использовать программу вместе с торговыми конфигурациями, откуда можно будет получить всю детализацию по проданным товарам. Товары будут учитываться на счете 41.02 «Товары в розничной торговле (по покупной стоимости)», без применения счета 42 «Торговая наценка».

По продажной стоимости — при этом параметре настройки торговая наценка учитывается на счете 42 «Торговая наценка». Этот способ применим для неавтоматизированных торговых точек, когда нет возможности поставить на учет каждую единицу товара.

4. Настройки счета затрат, выпуска продукции (работ, услуг) и прочие настройки, связанные с производством

four.png

Основной счет учета затрат проставляется для автоматической подстановки в документы и напрямую зависит от вида деятельности организации. Например, организации, которые занимаются производственной деятельностью, выбирают счет 20.01 «Основное производство».

Также определяем и указываем виды деятельности, которыми будет заниматься организация (ИП). Если выпускаете продукцию или оказываете услуги, ставьте флажки «Выпуск продукции» или «Выполнение работ, оказание услуг заказчикам» соответственно. Во втором случае также определите порядок списания затрат. Затраты программа может списывать:

  • Без учета выручки — тогда накопленные на счете 20 «Основное производство» затраты программа будет списывать на себестоимость (счет 90.02 «Себестоимость продаж») при закрытии месяца вне зависимости от того, была выручка или нет.
  • С учетом всей выручки — этот способ дает возможность списать затраты со счета 20 «Основное производство» по тем номенклатурным группам, по которым на конец месяца имеется выручка.
  • С учетом выручки только по производственным услугам — программа спишет затраты со счета 20 «Основное производство» лишь по тем номенклатурным позициям, по которым оформили документ «Оказание производственных услуг».

5. Косвенные затраты и база распределения затрат

five.png

Косвенные расходы учитываются на счете 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» или 44 «Расходы на продажу».

Если используем счет 25 «Общепроизводственные расходы», то для него задаем базу распределения и, если это необходимо, особые правила распределения.

Счета 26 «Общехозяйственные расходы» и 44 «Расходы на продажу» закрываются на 90.08 «Управленческие расходы» и 90.07 «Расходы на продажу» соответственно.

Косвенные затраты и база распределения затрат

Варианты базы распределения затрат:

  • Объем выпуска — количество выпуска. Для выпускаемой продукции количество рассчитывается из документа «Отчет производства за смену», для оказываемых работ или услуг — «Оказание производственных услуг».
  • Плановая себестоимость выпуска — берется плановая стоимость выпуска из документов, указанных выше (если учет ведем с использованием этого показателя).
  • Оплата труда — сумма по дебету счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства» по статье затрат «Оплата труда».
  • Материальные затраты — аналогично оплате труда.
  • Выручка — берется сумма по кредиту счета 90.01.1 «Выручка по деятельности с основной системой налогообложения» в разрезе номенклатурных групп. Также появляется возможность указать счет прямых затрат и подразделение затрат для закрытия косвенных расходов. Если они не указаны, затраты распределяются между счетами 20 и 23 на те подразделения, по которым ранее отражались косвенные затраты. Здесь важно учесть, что распределение осуществляется, только если есть выручка по номенклатурной группе и затраты по ней.
  • Прямые затраты — косвенные расходы закрываются на счет 20, 23.
  • Отдельные статьи прямых затрат — списание идет только на те статьи затрат, которые задали в поле «Список статей затрат».
  • Не распределяется — затраты в БУ пользователь списывает и распределяет вручную до закрытия периода документом «Операция». В НУ распределение идет в зависимости от настройки перечня прямых расходов. Остаток счета 25 в БУ не контролируется.

6. Настройки расчета себестоимости выпуска

six.png

Следующий раздел настроек учетной политики определяет настройки расчета себестоимости выпуска продукции, полуфабрикатов, услуг.

Настройки расчета себестоимости выпуска

При установлении первого флажка выпущенная продукция будет учитываться по плановым ценам, а при закрытии месяца программа рассчитает фактическую себестоимость. Если учитываются отклонения от плановой стоимости, применяется счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)».

Если рассчитываете себестоимость полуфабрикатов, установите нужный флажок. В учете будет использоваться счет 21 «Полуфабрикаты собственного производства».

Следующая галочка нужна, когда оказываем услуги собственным подразделениям и соответствующие затраты учитываем на счете 23.

7. Счет 57 «Переводы в пути»

seven.png

Эта настройка предполагает движение денег через счет 57. Может использоваться, например, когда денежные средства сданы в банк, но еще не зачислены.

8. Формирование резерва по сомнительным долгам

eight.png

Если установили флажок по резервам, программа автоматически начисляет резерв на задолженности покупателей, которые превышают установленный срок погашения. Величина резерва зависит от периода просрочки.

  • Ситуация 1. Период просрочки — от 45 до 90 дней. Тогда программа автоматически начисляет резерв 50% от остатка по счету 62 «Расчеты с покупателя и заказчиками» и 76.06 «Расчеты с прочими покупателями и заказчиками».
  • Ситуация 2. Период просрочки превысил 90 дней. Тут резерв составит 100%.

9. ФСБУ 6 «Основные средства» и ФСБУ 25 «Бухгалтерский учет аренды»

nine.png

Флажки отражают настройки учета по новым ФСБУ 6 «Основные средства» и 25 «Бухгалтерский учет аренды»: с 2022 года или досрочно.

ФСБУ

С 2022 г. применяйте эти стандарты в обязательном порядке.

10. Настройка учета ОНА / ОНО

ten.png

Эта настройка учетной политики отражает ведение учета с применением ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» или без него. Не применять это ПБУ, например, вправе субъекты малого предпринимательства. Если организации платят налог на прибыль, они должны применять ПБУ 18/02.

В зависимости от вида деятельности организаций и требований учетной политики, нужно установить переключатель в определенное положение:

  • Не ведется.
  • Ведется балансовым методом. Суммы отложенного и текущего налога на прибыль отражаются на отдельных субсчетах счета 99 «Прибыли и убытки». При применении этого метода отпадает необходимость детального учета постоянных и временных разниц (ПР и ВР).
  • Ведется балансовым методом с отражением ПР и ВР. При таких настройках ведется аналитический учет разниц с помощью регистра бухгалтерии, в котором предусмотрены специальные ресурсы ПР и ВР отдельно для счета дебета и счета кредита (но только на тех счетах, на которых предусмотрен налоговый учет).
  • Ведется затратным методом (методом отсрочки). Этот способ требует детального учета ПР и ВР как на балансовых счетах, так и на счетах учета доходов и расходов. Метод настройки базируется на сопоставлении расчета налоговой базы в бухгалтерском и налоговом учете, а учет разниц нужен, чтобы это сопоставление получить.

11. Состав форм бухгалтерской отчетности

eleven.png

Эту настройку определяем при выборе системы налогообложения организации, но при необходимости можем изменять ее.

Необходимость изменения настройки может возникнуть в связи с утерей права организации на сдачу упрощенной отчетности. В программе данная настройка имеет справочный характер, так как при выборе любой из настроек будет доступен весь перечень отчетности.

Состав форм

Подпишись на рассылку от «ПБ», чтобы всегда сходился баланс :)

Новости, экспертные статьи, обучение.

Настоящим подтверждаю, что я ознакомлен с условиями политики конфиденциальности и даю и согласие на обработку персональных данных.*

Автор: Анастасия Миненко,
бухгалтер-консультант линии консультаций «ГЭНДАЛЬФ»

Все статьи автора

Возможно, вам будет интересно

Оцените статью:
Спасибо, ваш голос учтен
(0)

Возможно, вам будет полезно

Трактиръ

Сообщит менеджер

Трактиръ

Подробнее