Мы на Workspace
Наверх
Gendalf Gendalf

Как минимизировать налоговые риски по НДС

Надежда Игнатьева

 

Риски, связанные с контрагентами

Риски, связанные с контрагентами

Риск совершить ошибку или же просто стать жертвой недобросовестных налогоплательщиков велик, и ниже будут рассмотрены способы, которые позволят избежать ошибок в учете и не попасть в сети мошенников.

В базе «1С» есть возможности, которые позволяют проконтролировать контрагентов и документооборот по НДС. Примеры приводятся из базы на платформе «1С:Предприятие 8.3», конфигурация: «1С:Бухгалтерия предприятия 8», ред. 3.0.

Постановление Президиума ВАС РФ № 12210/07 от 12.02.2008, гласит, что если организация или ИП не проявили должной осмотрительности при выборе контрагента, то они лишаются возможности на налоговый вычет или льготу. С помощью сервиса «1С:Контрагент» вы можете просмотреть «Досье контрагента» и получить сведения, которые позволят оценить благонадежность тех компаний, с которыми вы собираетесь заключить сделку.

Ниже приведен пример сведений, получаемых при проверке контрагента этим сервисом. Полученная информация позволит нам не запрашивать отдельно отчетность за последние периоды, чтобы убедиться, что имеем дело не с фирмой-однодневкой. Покупателю это даст уверенность в том, что НДС, который вы приняли к вычету, будет подтвержден со стороны продавца.

пример сведений, получаемых при проверке контрагента этим сервисом

Досье контрагента

Наименование ООО «Ромашка»
ИНН 1232456789 КПП 123456654
Действующая организация (по данным ЕГРЮЛ)
Дата регистрации: 01.01.2010
Юридический адрес 344125, Ростов-на-Дону г, Украинская ул., дом № 84
По этому адресу зарегистрированы еще 5 организаций
Руководитель Петров Александр Викторович, Директор с 01.01.2011
Уставный капитал 30 000 руб.
Бухгалтерская отчетность Есть в базе Росстата за 2015, 2014 и 2013 гг.
Показатели за 2015 год (тыс. руб) Продажи 9 234 546
Прибыль 402 874
Чистые активы 1 111 111
Оценка риска банкротства Устойчивое финансовое состояние
Кредитоспособность Кредитование не вызывает сомнений

Если же по каким-либо причинам вы не можете воспользоваться этим сервисом, то запросите у контрагента отчетность по НДС за последние 2 года, или же за период действия (контрагент «младше двух лет»).

Превышение размера вычетов

Согласно письму ФНС от 17.07.2003 N АС-4-2/12722 «О работе комиссий налоговых органов о легализации налоговой базы», если ваши налоговые вычеты по НДС в течение нескольких кварталов превысили 89%, то вас вызовут на комиссию для дачи пояснений.

Проверить размер вычетов можно при помощи отчета «Оценка риска налоговой проверки». В таблице 1 приведен пример расчета доли налоговых вычетов по НДС, превышающий 89%.

Проверить размер  вычетов можно при помощи отчета Оценка  риска налоговой проверки

Оценка  риска налоговой проверки

Таблица 1. Расчет доли налоговых вычетов

Сумма вычетов
по НДС, руб.
Сумма начисленного
НДС, руб.
Доля налоговых вычетов
по НДС
Предельное значение
доли вычетов
1 235  873  1 354 201 91,3 % 89 %
Вычеты, руб. 1 235 873
I квартал II квартал III квартал IV квартал
751 203 484 670 - -
Начисления, руб. 1 354 201
I квартал II квартал III квартал IV квартал
689 773 664 428 - -
Расчет
Сумма вычетов * 100 / сумму начисленного налога    1 235 873*100/1 354 201=91,3%

Если вам поступило требование явиться для дачи пояснений в ИФНС, то следует проанализировать ситуацию – почему возникли такие вычеты, чтобы дать аргументированные ответы. Также нужно запланировать мероприятия по устранению этой ситуации (если это возможно).

Приведем некоторые причины высоких налоговых вычетов:

  • массовая закупка товара в конце налогового периода – организация/ИП узнали о том, что в следующем квартале существенно поднимутся цены на требуемую продукцию и решили произвести заблаговременную закупку;
  • сезонность работ: например, вы сдаете домики для летнего отдыха. Зимой, когда прибыли нет, вы будете нести траты на поддержание имущества в должном состоянии;
  • высокая конкуренция принуждает вас делать низкую наценку на реализуемый товар;
  • также установить низкую наценку вас могут обязать условия контракта с поставщиком (если вы занимаетесь перепродажей);
  • фирма вновь создана или вы выпустили новый товар – доход от него некоторое время не будет превышать затрат на его покупку/производство и текущих затрат.

Все эти пункты для ИФНС должны быть подтверждены документально. Если вы только открылись или выпустили новый товар, то можете предъявить списки сотрудников, принятых на должности продавцов, в подтверждение того, что вы стараетесь как можно быстрее окупить понесенные расходы, и, соответственно, уменьшить вычеты.

Ошибки при учете счетов-фактур

При внесении в базу накладной/акта или УПД вы можете забыть ввести счет-фактуру. Проверить это поможет отчет «Наличие счетов-фактур». Он находится во вкладке «Отчеты» рядом с полем «Оценка риска налоговой проверки».

отчет «Наличие счетов-фактур».

При перекрестной проверке данных по счетам-фактурам в ФНС сравнению подлежит множество реквизитов. Важно обратить внимание на то, что при сравнении номеров счетов-фактур будут трактоваться как разногласия:

  • отсутствие префиксов;
  • замена заглавных букв строчными;
  • замена иностранных букв русскими (А, С, Х).

Может быть и элементарная ошибка в сумме. Чтобы обезопасить себя от этого, можно воспользоваться сервисом «Сверках данных учета НДС».

Выбрать сервис «Сверках данных учета НДС».

Но этот сервис будет работать только при обоюдном использовании вами и поставщиком/покупателем. Для начала вам нужно завести учетную запись и почту, на которую будут приходить реестры. Также при отправке запросов поставщикам вам нужно внести в базу электронный адрес, предварительно запросив его у них – простой электронный адрес почты может не подойти, нужен именно тот, который внедрен в базу в учетной записи.

Сверках данных учета НДС

Если у вас нет сервиса по сверке, и вы не можете его подключить по каким-либо причинам, то можно ежемесячно выравнивать взаиморасчеты с помощью актов сверки. Счета-фактуры в них не отражаются, но это дает дополнительный повод проконтролировать суммы во введенных документах. Также вы будете готовы к поступившему требованию о том, что у поставщика отражен документ, а у вас нет (вы сверились и знаете, что внесли его следующим кварталом). В этом случае в ответе вы сможете сослаться на п. 2 ст. 173 НК РФ, позволяющий учитывать НДС в течение трех лет с даты выписки счета-фактуры.

Допустим, если вы обнаружили ошибку в документе, например, на 10 000 руб., но требование вам не поступило, то это не значит, что разногласия не были обнаружены: обычно инспекторы ФНС высылают требования по операциям, превышающим 100 000 руб. Но их внимание могут привлечь и операции с небольшими суммами.

Если же вы все-таки не получили требования, то ошибку все равно нужно исправить, невзирая на то, что сумма документа может быть небольшой. Чтобы не пересдавать корректировки, отразите исправление ошибки текущим периодом и отразите ее в доплисте книги покупок. Исправления первичных документов текущим периодом делаются при помощи документа «Корректировка поступления» с видом операции «Исправление собственной ошибки».

Корректировка поступления

После проведения корректировки убедитесь, что она правильно отразилась в доплисте книги покупок. В отборе выберите доплист за корректируемый период и в нем должно быть 2 строки по каждому откорректированному документу: строка со сторнируемой суммой первичного варианта счета-фактуры и строка с верными данными.

Разногласия в суммах реализаций

Также вопросы инспекторов могут вызвать разногласия в суммах реализаций, отраженных в декларациях по налогу на прибыль и НДС. Эти разногласия могут возникать из-за специфики формирования проводок в документе «Возврат товара от покупателя».

К сумме, указанной в декларации по НДС в разделе 3 по строкам 010 и 020 (если вы реализуете продукцию по 10% налоговой ставке), прибавляется сумма без учета НДС из возврата от покупателя. Чтобы найти эти расхождения сформируйте анализ счета 90.03 (если вы реализуете товар по ставке 10%, то формируйте отчет в разрезе ставок НДС). Далее просчитать сумму разницы вам поможет следующее: анализ счета 90.03 сумма по Кт 19.03 (сумму умножить на 100 и делить на ставку НДС (18%; 10%). Если у вас разногласия в декларациях после I квартала, то нужно помнить, что декларация по налогу на прибыль формируется нарастающим итогом, и разницу по возвратам нужно суммировать с предыдущими кварталами.

Ответы на требования ФНС

Когда вы получите требование, то у вас есть в запасе 5 дней для отправки подтверждения о получении и еще 5 дней на сам ответ. Затягивать с ответом не стоит, так как сейчас у инспекторов ФНС есть возможность приостанавливать операции по расчетному счету: на всю сумму или в какой-либо части без предварительного уведомления налогоплательщика. В базах «1С» реализован ответ на требование по конкретным документам, к которым возник вопрос по НДС, также вы можете ответить в свободной форме, если вопрос касался не определенного счета-фактуры, а, например, разногласий по суммам деклараций. После отправки убедитесь, что ответ на требование был получен ИФНС.

Хотите собирать любой объем документов по требованию ФНС за полчаса? Смотрите, как это сделать с помощью программы.

Смотреть

Даже если вы получили документ и не одна из ошибок или разногласий из описанных выше вас не коснулись, то проверяйте сам документ на наличие исправлений - они должны соответствовать требованиям п. 29 Постановления Правительства РФ № 914 от 02.12.2000 г. «Об утверждении правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость», письмом ФНС № 03-1-03/1924 от 06.05.2008. Также нужно обеспечить сохранность документа, чтобы при возникновении спорных ситуаций вы всегда могли подтвердить свою правоту.

Эти несложные действия помогут вам избежать нежелательных сделок, ошибок и пристального внимания инспекторов.

Подпишись на рассылку от «ПБ», чтобы всегда сходился баланс :)

Новости, экспертные статьи, обучение.

Настоящим подтверждаю, что я ознакомлен с условиями политики конфиденциальности и даю и согласие на обработку персональных данных.*

Автор: Надежда Игнатьева,
И.О. заместителя руководителя отдела бухгалтерского учета компании «ГЭНДАЛЬФ»

Все статьи автора

Возможно, вам будет интересно

Оцените статью:
Спасибо, ваш голос учтен
(0)

Возможно, вам будет полезно

Трактиръ

Сообщит менеджер

Трактиръ

Подробнее

Уважаемые клиенты!

График работы в праздничные дни мая 2024 г.

27.04.2024 - рабочий день

- с 28.04.2024 по 01.05.2024 включительно - нерабочие дни

- 02.05.2024  - 03.05.2024- рабочие дни с 9:00 - 18:00.