Выберите свой город

Наверх

Эквайринговые операции в «1С»

01.03.2017
Светлана Яхина

На внутреннем рынке РФ оплата покупок по карте составляет 15%, а в западных странах доходит до 90%. И если вы еще не работаете с договором эквайринга, возможно, скоро начнете. Поэтому разберемся, как оформляются эквайринговые операции в «1С».


Зачем нужен эквайринг

Эквайринг – это когда организация в качестве оплаты за товар принимает оплату платежной картой. Все операции с банковскими картами прописаны в Положении ЦБ РФ от 24 декабря 2004 г. № 266-П «Об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием».

Для выживания на рынке в такой конкуренции сейчас необходимо подстраиваться под потребителя. Не всегда у покупателей есть наличные денежные средства, тем более что сейчас большинство операций (в том числе и выплата заработной платы) переводят на безналичный расчет. У многих есть кредитная карта, и потребителям удобнее расплачиваться картами, нежели снимать с них денежные средства и расплачиваться наличными. Следовательно, растет поток клиентов в магазинах, которые принимают карты. Тем более, оплата платежной картой позволяет снизить затраты на инкассацию, риск мошенничества с деньгами (подделка, грабежи) и ошибок кассира.

Договор эквайринга

Эквайринговые операции в «1С»

Для работы с платежными картами необходимо заключить договор эквайринга с банком. Такой договор могут заключать только юридические лица. Обычно банки сами предоставляют оборудование (в некоторых случаях возможна аренда или выкуп оборудования у банка), а также проводят сервисное обслуживание этого оборудования и обучают персонал пользоваться терминалом. Все это прописывается в договоре. Там же указывается сумма комиссии, которую банк будет удерживать из поступивших на счет денежных средств.

При выборе банка для заключения договора стоит проверить его историю, есть ли у этого банка государственная поддержка, какова его сеть (филиалы и офисы), опыт в сфере банка-эквайера, комиссионное вознаграждение.

Несмотря на то что расчеты ведутся безналичным путем, организация должна применять контрольно-кассовую технику и выдавать чеки. Денежные средства при оплате платежной картой сначала поступают в банк, с которым заключен договор эквайринга, а затем только на расчетный счет организации за вычетом комиссии банка. При этом организация у себя отражает выручку в полном объеме, включая комиссию, затем комиссию отражает как прочий расход. На комиссию НДС не начисляется.

Эквайринговые операции в «1С»

Эквайринговые операции в «1С»

Для работы в «1С:Бухгалтерия 8», ред. 3.0, с эквайринговым операциями нужно настроить функционал программы, который будет поддерживать оплату платежными картами. Для этого в разделе «Главное» – раздел «Настройки»«Функциональность» на вкладке «Банк и касса» должна быть установлена галка «Платежные карты».

Чтобы отразить оплату от покупателя платежной картой, необходимо создать документ «Оплата платежной картой». Он находится в разделе «Банк и касса» – раздел «Касса»«Оплаты платежными картами». Данный документ позволяет отразить продажу и оплату за товар.

Поле «Вид операции» выбираем в зависимости от того, каким именно документом отражаем факт продажи товара. Если продажу товаров оформляем документом «Реализация (акт, накладная)», то при проведении документа реализации уже будут проводки: Дт 90.02.1 Кт 41.01 и Дт 62.01 Кт 90.01.1. Если реализация была с НДС, то добавится проводка Дт 90.03 Кт 68.02.

Тогда в документе «Оплата платежной картой» выбираем вид операции «Оплата от покупателя». Поле «Номер» заполняется автоматически при проведении документа, поле «От» заполняется автоматически датой создания документа, при необходимости можно исправить вручную на дату оплаты платежной картой. В поле «Контрагент» выбираем покупателя, по которому была реализация, в поле «Вид оплаты» создаем новый элемент в справочник «Виды оплат». В поле «Способ оплаты»«Платежная карта», в поле «Наименование» прописываем название, в поле «Контрагент» выбираем организацию – банк, с которой заключили договор эквайринга, в поле «Договор» выбираем договор эквайринга с видом договора «Прочее». В поле «Счет расчетов» выбираем 57.03, в поле «Комиссия банка» указываем размер банковской комиссии. По гиперссылке, расположенной справа в строке «Вид оплаты» при необходимости можно посмотреть данные банка-эквайера. В поле «Сумма платежа» указываем общую сумму оплаты от покупателя.

В табличной части документа указываем разными строчками данные по договорам и сумму оплаты (если покупатель перечислил деньги по разным договорам), способ погашения задолженности, процент и сумму НДС, при необходимости счет на оплату, счета расчетов остаются 62.01 и 62.01.

После проведения документа с видом операции «Оплата от покупателя» увидим следующие проводки: Дт 57.03 Кт 62.01 в случае погашения задолженности или Дт 57.03 Кт 62.02 в случае предоплаты. При этом сама продажа будет считаться по основной системе налогообложения: либо общей, либо упрощенной. И выручка от продажи отражаться на счете 90.01.1.

Для неавтоматизированной торговой точки

Эквайринговые операции в «1С»

Если у нас неавтоматизированная торговая точка (НТТ) и продажу товара не оформляем через документ «Реализация (акт, накладная)», тогда сразу создаем документ «Оплата платежной картой» с видом операции «Розничная выручка». В данном документе на распределение выручки на правильный вид деятельности влияет «Склад». Если в характеристике склада в поле «Особый порядок налогообложения» стоит галка, то выручка по этому складу будет считаться как выручка по ЕНВД, соответственно, счет дохода будет 90.01.2. Если в характеристике склада в поле «Особый порядок налогообложения» не стоит галка – то выручка по этому складу будет считаться как выручка по УСН, соответственно, счет дохода будет 90.01.1.

Эквайринговые операции для неавтоматизированной торговой точки

Важно помнить, что если поступление было на основной склад, то делаем перемещение на склад НТТ документом «Перемещение товаров», которое можно создать либо на основании документа «Поступление (акты, накладные)», либо в разделе «Склад».

Поле «Номер» заполняется автоматически номером по порядку, в поле «От» указываем дату перемещения. В поле «Организация» указываем организацию, внутри которой будет перемещение между складами (если учет ведется по нескольким организациям). В поле «Отправитель» указываем склад, с которого списываются товары, в поле «Получатель» – склад, на который поступают товары. В табличной части документа на вкладке «Товары» указываем товары, которые перемещаем, и их количество. В колонке «Счет отправителя» проставляем счет, на который оприходовали товары документом поступление (обычно это 41.01), в колонке «Счет получателя» указываем, на какой счете в розничном складе будут отражаться товары (обычно 41.02). Счета заполняются построчно, на каждую позицию номенклатуры. Таким образом, после проведения поступления мы увидим проводки Дт 41.02 Кт 41.01.

В документ «Оплата платежной картой» с видом операции «Розничная выручка» мы выбираем склад с типом склада «Неавтоматизированная торговая точка». Далее заполняем документ. При его проведении у нас получаются следующие проводки:

  1. Дт 62.Р Кт 90.01.1 (при УСН) или Кт 90.01.2 (при ЕНВД).
  2. Дт 57.03 Кт 62.Р.
  3. Если в учетной политике способ оценки товаров в рознице выбран «По стоимости приобретения» Дт РВ.3.

Если в учетной политике способ оценки товаров в рознице выбран «По продажной стоимости» Дт 90.02.1 (при УСН) или Дт 90.02.2 (при ЕНВД) Кт 41.12.

Для всех эквайринговых операций необходимо соблюдать следующее правило: вначале создается и проводится документ «Оплата платежной картой», а следующий документ «Поступление на расчетный счет».

Денежные средства, поступившие на банковский счет организации, отражаются документом «Поступление на расчетный счет», который можно создать на основании документа «Оплата платежной картой» или из раздела «Банк и касса» – раздел «Банк»«Банковские выписки».

В поле «Вид операции» выбираем из предложенного списка «Поступление от продаж по платежным картам и банковским кредитам». Поле «Рег.номер» заполняется автоматически, поле «Дата» заполняем из банковской выписки. В поле «Плательщик» выбираем банк, с которым заключен договор эквайринга, в поле «Сумма» указываем сумму из банковской выписки уже за вычетом комиссии. В поле «Счет расчетов» выбираем 57.03, поле «Договор» заполняем договором эквайринга, в поле «Счет учета» выбираем 51. Поля «Вх. номер» и «Вх. дата» указываем из выписки банка, в поле «Сумма услуг» указываем сумму комиссии банка, в поле «Счет затрат» выбираем 91.02. остальные поля заполняем по своему усмотрению. При проведении документа формируются следующие проводки: Дт 51 Кт 57.03 – на сумму полученного дохода, и Дт 91.02 Кт 57.03 – на сумму комиссии.

Эквайринговые операции для неавтоматизированной торговой точки

Автор: Светлана Яхина,
бухгалтер-консультант Линии консультации ГК «ГЭНДАЛЬФ»

Все статьи автора

Оцените статью:
Спасибо, ваш голос учтен
(0)