Выберите свой город

Наверх

Закрытие затратных счетов и реформация баланса

01.03.2016
Ирина Личкина
В 2015 г. закрытие затратных счетов и реформация баланса вызвали очень много вопросов у бухгалтеров.

Рассмотрим отдельно каждую из этих регламентных операций, чтобы понять причины возникновения ошибок в результате реализации данных операций, а затем быстро сформировать необходимые проводки в программе «1С:Бухгалтерия предприятия 8», ред. 3.0, для закрытия будущих отчетных периодов.

Настройка учетной политики

Закрытие затратных счетов и реформация баланса

Главная причина, по которой могут возникнуть проблемы при закрытии затратных счетов, – неправильная настройка учетной политики организации. Одна неустановленная галочка в этом списке настроек может привести к трудностям при ежемесячном закрытии счетов.

В программе «1С:Бухгалтерия предприятия 8», ред. 3.0 основная вкладка, на которой устанавливаются все необходимые настройки для верного учета денежных средств на затратных счетах, находится по следующему пути: «Главное – Настройки –Учетная политика (выбираем необходимую организацию и период, с которого применяется данная учетная политика) – Закладка «Затраты».

На рис. 1 выделены главные параметры, от которых зависят основные регламентные операции. Именно эти настройки определяют, как в конце месяца в результате процедуры «Закрытие месяца» (операция «Закрытие счетов 20, 23, 25, 26» и «Реформирование баланса») будут закрыты счета 20, 23, 25, 26. Рассмотрим все возможные варианты.

Закрытие затратных счетов и реформация баланса

Если организация в результате своей деятельности не использует 20 счет (т.е. не занимается выпуском продукции или не выполняет работы и не оказывает услуги заказчикам), то настройки в учетной политике необходимо оставить по умолчанию.

В этом случае операция «Закрытие месяца» не выдаст никаких ошибок. Если ошибки возникли, проверьте, чтобы все настройки на данной странице были неактивны (т.е. никаких галочек не было).

Если организация занимается выпуском продукции или оказанием услуг заказчикам, то необходимо установить настройки, удовлетворяющие параметрам вашей учетной политики.

  1. Устанавливаем галочку «Выпуск продукции» (если организация занимается выпуском продукции).

    Эта настройка позволяет контролировать учет продукции, которой производит сама организация.

    Приведем пример. В программе сформирован документ «Оказание производственных услуг» (необходим именно этот документ, так как в результате он формирует проводку Дт 90.02.01 Кт 20.01). Если в конце месяца по определенной номенклатурной группе осталось незаконченное производство, необходимо создать документ «Инвентаризация НЗП» в базе. После проведения «Закрытие счетов 20, 23, 25, 26», в оборотно-сальдовой ведомости в графе «Сальдо на конец – Дебет» на счете 20 отразится сумма по НЗП. Далее определяем способ списания затрат со счета 20, если наша организация оказывает услуги заказчику.

  2. Устанавливаем галочку «Выполнение работ, оказание услуг заказчикам».

    Если после закрытия месяца обнаружены остатки по данной номенклатурной группе услуг на счете 20, значит, у вас стоит настройка «С учетом выручки от выполнения работ», а документ «Реализация: товары, услуги, комиссии» в программе вы не сформировали.

    Если стоит настройка «Без учета выручки от выполнения работ», тогда счет 20 закроется без остатков, причем никаких дополнительный документов для отчета выручки выполненных работ не потребуется.

    Если в программе стоит настройка «С учетом выручки только по производственным услугам», тогда 20 счет будет закрываться только по тем номенклатурным группам, которые были отражены в документе «Оказание производственных услуг».

    Часто в процессе закрытия месяца возникает вопрос, почему в себестоимость продукции входит сумма, потраченная на общехозяйственные расходы, когда нужна чистая себестоимость продукции. Это также связано с настройкой учетной политики.

    На закладке «Затраты» необходимо перейти в «Косвенные расходы» и установить там «Общехозяйственные расходы включаются: в себестоимость продукции (директ-костинг)». Только в этом случае все косвенные затраты будет при закрытии месяца списаны с 26 счета на управленческие расходы: счет 90.08.1. Также необходимо на этой вкладке задать методы распределения для косвенных расходов. Если этого не сделать, то при закрытии месяца может возникнуть ошибка: «Закрытие счетов 20, 23, 25, 26: Не настроено распределение косвенных расходов».

Как правильно отразить выпуск готовой продукции

При выполнении регламентной операции «Закрытие счетов 20, 23, 25, 26» может быть выдано сообщение: «Неверно отражен выпуск продукции или услуг».

Для правильного закрытия счетов производственных затрат необходимо, чтобы данные о выпуске продукции и услуг была занесены в следующие регистры накопления:

  • выпуск продукции в плановых ценах (бухгалтерский учет);
  • выпуск продукции в плановых ценах (налоговый учет);
  • реализация услуг.

Для этого выпуск продукции должен быть отражен следующими документами:

  • «Отчет производства за смену»;
  • «Акт об оказании производственных услуг»;
  • «Реализация товаров и услуг».

Если используются иные средства (ручная операция, нетиповые документы), то необходимо позаботиться о сохранении данных в указанных регистрах.

Помимо этого, ошибки могут быть связаны с тем, что выпуск готовой продукции отражен по кредиту учета косвенных расходов.

Выпуск готовой продукции учитывается по кредиту счетов учета прямых расходов. В отношении основного производства это счет 20.01, по вспомогательному производству это счет 23. Иные счета не могут быть использованы для отражения выпуска готовой продукции и услуг.

Реформация баланса

Реформацию баланса следует проводить только после того, как подведены все итоги налогового учета и начислен налог на прибыль по итогам года (налог начисляется также 31 декабря текущего года)

В течение всего года доходы и расходы организации по основным видам деятельности бухгалтер учитывает на счете 90 «Продажи». А на счете 91 «Прочие доходы и расходы» накапливается сумма, складываемая из всех остальных поступлений и затрат, которые не связаны с основной деятельностью. Реформация баланса производит закрытие всех субсчетов, подчиненных этим счетам.

В программе откроем операцию «Закрытие месяца» период, например, «Декабрь 2015» (рис.2).

Закрытие затратных счетов и реформация баланса

Здесь, перед тем как выполнить операцию «Реформация баланса», необходимо выполнить «Закрытие счетов 90, 91».

Закрытие счета 90 «Продажи»

Чтобы закрыть счет 90 «Продажи», необходимо закрыть такие субсчета, как 90-1, 90-2, 90-3 и 90-9.

На субсчете 90-1 «Выручка» на протяжении всего отчетного периода накапливалась сумма доходов от реализации товаров, работ и услуг. На субсчете 90-2 «Себестоимость продаж» отражаются затраты на производство (реализацию) продукции (работ, услуг). Субсчет 90-3 «Налог на добавленную стоимость» необходим для отражения сумм НДС, начисленных с выручки к уплате в бюджет.

Ежемесячно финансовый результат от продаж — прибыль или убыток (положительную или отрицательную разницу между выручкой и себестоимостью) — списывается со счета 90-9 «Прибыль/ убыток от продаж» на счет 99 «Прибыли и убытки». В результате на конец месяца счет 90 не имеет остатка.

Закрытие счета 91 «Прочие доходы и расходы»

Чтобы закрыть счет 91 «Прочие доходы и расходы», необходимо закрыть такие субсчета, как 91-1, 91-2 и 91-9.

На субсчете 91-1 «Прочие доходы» на протяжении отчетного периода отражались прочие доходы, полученные организацией (например, от реализации основных средств, материалов или нематериальных активов). На субсчете 91-2 «Прочие расходы» отражаются суммы затрат, которые не относятся к расходам по обычным видам деятельности и сумму НДС, начисленных с прочих доходов.

В конце месяца полученный результат: прибыль или убыток (положительную или отрицательную разницу между доходами и расходами) — списывается со субсчета 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов» на счет 99 «Прибыли и убытки». В результате счет 91 остатка не имеет. Однако на субсчете 91-9 он отражается.

Для реформации баланса, которая предусматривает закрытие всех субсчетов, подчиненных счету 91, сальдо субсчетов 91-1 и 91-2 списывают на субсчет 91-9. В результате на конец года сальдо по счету 91 и открытым к нему субсчетам не будет.

Списание прибыли (убытка)

Последний этап реформации баланса – списание прибыли или убытка со счета 99 «Прибыли и убытки» на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». Эта запись должна быть последней за отчетный год.

Дебетовое сальдо счета 99 списывают в дебет счета 88 (убыток), кредитовое в кредит (прибыль).

Автор: Ирина Личкина,
системный инженер отдела внедрения ГК «ГЭНДАЛЬФ»

Все статьи автора

Оцените статью:
Спасибо, ваш голос учтен
(0)