Наверх
Gendalf Gendalf
Георгий Сухов

«Транспортные» документы: подводные камни при оформлении

Георгий Сухов

Даже самый простой процесс по транспортировке грузов может иметь ряд нюансов при оформлении транспортных документов. Рассказывает Георгий Сухов, адвокат, руководитель международной практики РОКА «Советник».

До отправки

Грузоотправитель и транспортно-экспедиционная компания заключают договор на оказание транспортно-экспедиционных услуг. Здесь стоит учитывать, что при отсутствии специальной оговорки со стороны грузоотправителя вид транспорта, маршрут перевозки и последовательность перевозки груза различными видами транспорта определяет экспедитор (п. 2 ст. 3 ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»). В связи с этим грузоотправителю необходимо максимально подробно указывать сведения, имеющие для него особое значение при перевозке.

По вопросу транспортировки грузов имеется достаточно обширная законодательная база (гл. 40, 41 Гражданского кодекса РФ; ФЗ от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»; Правила транспортно-экспедиционной деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 № 554; Уставы автомобильного, железнодорожного транспорта и пр.), а также разъяснения различных контролирующих органов. Например, в Письме ФНС РФ от 21.08.2009 № ШС-22-3/660@ «О направлении систематизированных материалов по документированию операций при транспортировке товаров» очень подробно описаны процессы оформления транспортных документов, требования к их содержанию, а также проанализированы возможные ошибки.

грузоотправителя определяет перевозчика, транспорт, выстраивает маршрут, забирает груз и сопроводительные документы, в том числе товарно-транспортную накладную в 3 экземплярах (ТТН) при внутренних перевозках (в международных перевозках возможны иные виды документов: TIR или МДП, Carnet ATA, CMR накладная). От полноты сведений, отраженных в ТТН, зависит не только качество процесса доставки груза, но и возможность предъявления в дальнейшем претензий как грузополучателю, так и экспедитору. Кроме того, неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции являются экспедиторские документы. Порядок оформления и формы данных документов утверждены приказом Минтранса РФ от 11.02.2008 № 23, а именно:

  • поручение экспедитору, которое заполняется клиентом и определяет перечень и условия оказания транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора;
  • экспедиторская расписка, которая заполняется экспедитором и подтверждает факт получения им груза для перевозки груза;
  • складская расписка, которая оформляется экспедитором, если он принимает груз клиента на складское хранение;
  • законодательством предусмотрено оформление иных экспедиторских документов (п. 6 Правил, утв. приказом Минтранса РФ от 11.02.2008 №23, п. 25 постановления Пленума ВС РФ от 26.06.2018 № 26). В зависимости от характера транспортно-экспедиционных услуг сторонами договора может быть определена возможность использования иных экспедиторских документов.

Процесс перевозки

Непосредственно в процессе перевозки груза водителю необходимо оформление путевого листа с отрывным талоном – специальным элементом, который оформляется заказчиком груза и заверяется его же печатями. Бланк должен заполняться в том числе медицинским работником транспортной организации, диспетчером и техническим сотрудником, который оформляют допуск водителя. Это имеет значение в случае возникновения убытков на стороне экспедитора в связи с повреждением груза.

Документы любого формата можно хранить в виде сканов в «1С», отслеживать их возврат от контрагентов, легко находить по реквизитам.

Узнать больше

В ряде случаев повреждение может иметь место в связи с действиями водителя. Кроме того, поскольку путевой лист является доказательством не только транспортировки груза во исполнение заказа клиента, но и доказательством расходования ГСМ, среди «подводных камней» можно отметить обязательность заполнения абсолютно всех реквизитов путевого листа, в особенности графы «Маршрут следования», в которой нужно указывать точный адрес, иначе при проверке налоговые органы могут посчитать расходы на ГСМ необоснованными.

Прием груза

При приемке груза уполномоченное лицо грузополучателя расписывается на ТТН и ставит необходимые отметки. Это важная часть процесса, поскольку в дальнейшем от качества заполнения документов при приемке зависит возможность предъявления претензий о стороны грузополучателя. Уполномоченное лицо транспортно-экспедиционной компании (водитель) сообщает грузоотправителю о том, что груз доставлен либо привозит самостоятельно документы в компанию грузоотправителя, и если нет изменений, то формируется акт (на основании данных ТТН) и счет-фактура.

Для ускорения процесса документооборот зачастую осуществляется посредством обмена копиями через электронную почту либо в специальной электронной информационной системе. Оригиналы документов отправляются «Почтой России», или службами экспресс-доставки документов. Грузоотправитель осуществляет оплату, подписывает акт и отправляет его почтой в транспортно-экспедиционную компанию.

Подпишись на рассылку от «ПБ», чтобы всегда сходился баланс :)

Новости, экспертные статьи, обучение.

Настоящим подтверждаю, что я ознакомлен с условиями политики конфиденциальности и даю и согласие на обработку персональных данных.*

Автор: Георгий Сухов,

Все статьи автора

Возможно, вам будет интересно

Оцените статью:
Спасибо, ваш голос учтен
(0)

Возможно, вам будет полезно

Трактиръ

Сообщит менеджер

Трактиръ

Подробнее