Выберите свой город

Наверх

Изменения в Инструкции № 157н

24.11.2017
Наталия Субботина

Приказом Минфина РФ от 27.09.2017 №148н внесен ряд изменений в Инструкцию № 157н. Новые положения вступили в силу, начиная с 29.10.2017г. Изменения повлияли на Единый план счетов, а также отдельные положения Инструкции по его применению. Отдельные из внесенных положений и ранее применялись на практике, теперь они непосредственно закреплены в нормативном акте.

 

Изменения в Едином плане счетов

Изменения в Инструкции № 157н

Изменения не охватывают широкого круга учреждений и кардинальным образом не влияют на систему учета.

Два счета были исключены из перечня:

  • 204 51 «Активы в управляющих компаниях»
  • 215 51 «Вложения в управляющие компании»

Обратите внимание: активы, находящиеся в доверительном управлении в управляющих компаниях, подлежат учету на забалансовом счете 40.

 У трех счетов скорректированы наименования.

Таблица 1. Новые наименования счетов

№ счета Наименование в прежней редакции Наименование в новой редакции

204.32

Участие в уставном фонде государственных (муниципальных) предприятий

Участие в государственных (муниципальных) предприятиях

206.61

Расчеты по авансам по пенсиям, пособиям и выплатам по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию населения

Расчеты по авансовым платежам (перечислениям) по обязательным видам страхования

206.63

Расчеты по авансам по пенсиям, пособиям, выплачиваемым организациями сектора государственного управления

Расчеты по авансам по пособиям, выплачиваемым организациями сектора государственного управления

6 основных изменений в Инструкции № 157н

В общие правила учета и представления отчетности внесены уточнения, достаточно существенные, чтобы рассмотреть их подробно. В частности, изменена оценка достоверности отчетности и существенности допущенных ошибок. Рассмотрим по порядку.

Во-первых, бухгалтерская (финансовая) отчетность может быть признана достоверной и при наличии ошибок и (или) искажений. Такой вывод следует из нового абзаца п.3 Инструкции №157н. Условием признания такой отчетности достоверной является отсутствие влияния неточностей на выводы пользователей информации:

  • на экономическое решение учредителей учреждения и других заинтересованных лиц, принимаемое на основании показателей отчетности;
  • оценку исполнения условий получения субсидий бюджетными (автономными) учреждениями, условий получения бюджетных кредитов, межбюджетных трансфертов, исполнения иных бюджетных ограничений.

В письме Минфина РФ от 07.09.2017 №02-06-10/57741 приведен пример несущественной ошибки – неправильное определение аналитического учета объектов имущества (машины, оборудование, прочие основные средства), если это не повлекло искажения сумм начисленной амортизации (налога на имущество организаций).

Термины «недостоверная отчетность», «существенная ошибка (искажение), влияющая на достоверность отчетности» не имеют четкого определения в нормативном акте и применяться будут с учетом их толкования в правоприменительной практике.

Во-вторых, в п.3 Инструкции № 157н также сформулирован принцип осмотрительности. Он означает, что учреждение в приоритетном порядке признает в бухгалтерском учете расходы и обязательства, а уже потом возможные доходы и активы.

В-третьих, уточнен п. 18 Инструкции № 157н, определяющий порядок исправления ошибок в бухгалтерском учете. В прежней формулировке он ставился в зависимость от даты представления отчетности, теперь – от даты ее принятия, то есть завершения камеральной проверки пользователем отчетности с положительным результатом. Это изменение согласуется с положениями инструкций о порядке составления отчетности, утвержденных приказами Минфина РФ от 28.12.2010 №191н, от 25.03.2011 №33н.

Если представленная отчетность не соответствует требованиям по ее составлению, она направляется на доработку. Учреждение обязано в течение установленного срока предпринять меры для устранения недостатков. Исправление ошибок отражается последним днем отчетного периода.

Если отчетность уже принята, возможны два варианта исправления ошибок:

  • датой обнаружения ошибки;
  • последним днем отчетного периода как событие после отчетной даты – по решению субъекта бюджетной отчетности, ответственного за формирование сводной и (или) консолидированной бюджетной отчетности.

Особое внимание необходимо обратить казенным учреждениям на ряд изменений в порядке учета показателей санкционирования, оформления операций по исправлению ошибок в учете, учета невыясненных поступлений администраторами доходов:

В-четвертых, показатели по санкционированию, сформированные в отчетном финансовом году за первый, второй годы, следующие за текущим (очередным) финансовым годом, подлежат переносу на аналитические счета санкционирования расходов не только в части остатков, но и оборотов. Дополнение внесено в п.311 Инструкции № 157н. Формулировка п.310 Инструкции  № 157н уточнена в части формирования операций по санкционированию отложенных обязательств в текущем финансовом году. Сказано, что при этом должны учитываться отложенные и неисполненные обязательства прошлых лет. Ранее положение этого пункта распространялось только на принимаемые и принятые обязательства.

В-пятых, Бухгалтерская справка (ф.0504833), которой оформляются исправительные записи, помимо прочих реквизитов должна содержать период, в котором была выявлена ошибка. Исправление ошибок прошлых лет следует отражать в учете и отчетности обособленно.

В-шестых, забалансовый счет 19 «Невыясненные поступления бюджета прошлых лет» могут вести не только финансовые органы, но и учреждения, если на них возложены полномочия главного администратора (администратора) доходов по таким поступлениям. Соответствующие изменения внесены в п. 369 Инструкции № 157н.

Дополнения к Инструкции

Инструкция № 157н дополнена п.23.1. Он посвящен особенностям бюджетного учета драгоценных металлов и камней, ювелирных и иных изделий из драгоценных металлов и камней, которые составляют Госфонд РФ (Госфонд субъекта РФ). Положения о порядке переоценки активов в ценностях Госфонда РФ внесены в п. 28 Инструкции № 157н.

В п. 27 уточнено, что фактические вложения в объект нефинансовых активов в объеме затрат на его модернизацию, дооборудование, реконструкцию передаются балансодержателю объекта на основании Извещения (ф.0504805) с приложением документов, подтверждающих объем произведенных капитальных вложений по завершенным работам (этапам работ).

В п. 130 Инструкции № 157н внесено уточнение, что счет 106 01 применяют также органы власти, которые осуществляют полномочия собственника имущества государственной (муниципальной) казны, для формирования вложений в объекты, в т.ч. ценности Госфонда ПФ, Госфонда субъекта РФ.

Согласно абз. 2 п.145 Инструкции  № 157н в новой редакции порядок ведения аналитического учета по объектам в составе имущества казны устанавливается документом учетной политики органа, выполняющего полномочия и функции собственника в отношении имущества публично-правового образования. Ранее предполагалось, что такой порядок должен определять финорган.


Автор: Наталия Субботина,
методист проектов бюджетного направления компании «ГЭНДАЛЬФ»

Все статьи автора

Оцените статью:
Спасибо, ваш голос учтен
(0)