Выберите свой город

Наверх

Учет основных средств в 2018 году

22.11.2017
Инна Хлевняк

С 1 января 2018 г. вступает в силу новый стандарт «Основные средства» (Приказ Минфина №256 от 31.12.2016). В соответствии с ним придется перестраивать учет основных средств. Расскажем об основных изменениях и о том, как правильно подготовиться к предстоящим новшествам.

 

Что изменит стандарт

Учет основных средств в 2018 году

Чтобы было проще применять новые стандарты на практике, Минфин разработает рекомендации и внесет поправки в инструкции №157 и №174. Так, изменится группировка основных средств в плане счетов, в связи с чем придется внести корректировку в учетную политику учреждения и рабочий план счетов.

В частности, будут введены новые счета для учета неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и объектов операционной аренды. Уже сейчас необходимо учиться смотреть на факты хозяйственной деятельности по-новому, а также на активы и обязательства, которые уже числятся в учете. Поэтому перед годовой бухгалтерской отчетностью за 2017 г. необходимо выполнить следующие мероприятия:

  • проанализировать основные средства, которые учитываются на балансе учреждения, так как часть из них придется перевести на забаланс, а на балансе оставить только активы учреждения;
  • выделить малоценное имущество, которое можно будет объединить с целью упрощения учета;
  • определить, какое имущество следует разделить на отдельные инвентарные объекты, что позволит более качественно контролировать имущество и упростит процесс списания основных средств (например, компьютеры).

 

Какие ОС относить к активам

Новый стандарт предусматривает критерии, по которым основные средства следует отнести к активам.

Актив должен приносить экономическую выгоду (сейчас или в будущем) или иметь полезный потенциал. Экономическая выгода, которая заключена в активе, предполагает, что при его использовании учреждению поступают денежные средства.

Полезный потенциал определяется, если учреждение использует актив для управленческих нужд или в деятельности по оказанию муниципальных (государственных) услуг. Также актив будет иметь полезный потенциал, если его можно будет обменять на другие активы или погасить за счет него принятые обязательства. То есть ОС должно обладать такими характеристиками, как потребительские свойства и доходность.

Актив должен принадлежать учреждению на праве оперативного управления или находиться в его пользовании. Учреждение должно контролировать актив в результате произошедших фактов хозяйственной деятельности.

В случае, когда данные критерии не выполняются, основное средство следует перевести за баланс.

В ноябре – декабре 2017 г. следует разобрать основные средства, которые числятся на балансе учреждения, и оставить только активы.

Затем необходимо понять, для каких целей ОС поступили в учреждение и как они используются: другими словами, определить, обладает ли основное средство экономическим или полезным потенциалом.

Учитывать вместе или раздельно

Учитывать вместе или раздельно

Если в составе основного средства есть несколько частей, у которых отличаются сроки полезного использования, с 2018 г. каждую из них можно будет учитывать, как отдельный инвентарный объект. Здесь имеются в виду части основных средств, которые входят в разные амортизационные группы в соответствии с классификацией основных средств, утвержденной постановлением Правительства РФ № 1 от 01.01.2002. Это позволит не терять контроль за основными средствами, например, при их перемещении, да и списание по причине неисправности будет произвести легче.

Теперь бухгалтер может не учитывать стол, стул или шкаф как отдельный инвентарный объект, а может объединить их в одно основное средство как «комплекс объектов хозинвентаря», например. Здесь будет играть роль критерий «несущественная цена». Поскольку критерий не задан четкой ценовой границей, учреждение может сделать это самостоятельно. Например, определить, что несущественная цена – это все имущество, которое стоит меньше 50 000 руб. за единицу.

Также в новом стандарте не предусмотрено понятие «имеющие сходные значения», что позволяет нам объединить в один объект совершенно разные предметы хозинвентаря, при этом только установив для них одинаковый срок полезного использования. Так как в новых амортизационных нормах хозинвентарь практически отсутствует, учреждение может самостоятельно определять срок полезного использования.

В данном случае необходимо учесть, что стандарт не обязывает объединять активы в «комплексы объектов», а лишь закрепляет на это право учреждения. Как учреждение будет пользоваться своим правом, принимать решение только вам. Либо вы пропишите в учетной политике все случаи, когда вы будете объединять основные средства, либо создание «комплекса объекта» будет постоянно оформляться действующей комиссией по поступлению и выбытию нефинансовых активов.

Итак, в соответствии с новым стандартом при поступлении нового имущества бухгалтеру:

  1. Необходимо определить, к какой группе относится имущество (основные средства или материальные запасы).
  2. Необходимо оценить экономические выгоды и полезный потенциал.
  3. Оценить стоимость актива.
  4. Необходимо отразить в учете.

В ходе годовой инвентаризации ОС рекомендуем вам провести оценку основных средств и принять решение, где отражать их в бухгалтерском учете (на балансе или за балансом). При этом неважно, как вы используете в учреждении ОС (постоянно или временно), главное, чтобы оно приносило экономическую выгоду или обладало полезным потенциалом.

 

Автор: Инна Хлевняк,
старший бухгалтер-консультант Линии консультации компании «ГЭНДАЛЬФ»

Все статьи автора

Оцените статью:
Спасибо, ваш голос учтен
(0)