Минувший год ускорил импортозамещение софта в государственных и муниципальных структурах: по планам еще двухлетней давности этот процесс должен был завершиться еще в декабре 2018 года. Однако статистика показывает, что такие сроки далеки от реальности. Да и на сам переход на отечественное ПО эксперты реагируют неоднозначно, разделившись на его сторонников и противников. Чья же точка зрения ближе к действительности? Давайте разбираться вместе.
Правила игры
Согласно правительственным распоряжениям, еще с 2016 года госорганы должны составить планы и постепенно закупать преимущественно российский софт. Ориентироваться при этом нужно на реестр отечественного ПО, который пополняется едва ли не каждый день: сейчас в нем уже больше 5,2 тысячи программных продуктов, разделенных на 24 класса. Зарубежные программы приобретать тоже можно — но только когда в реестре нет российских аналогов или если они не соответствуют необходимым техническим характеристикам. За процессом бдительно наблюдает Минкомсвязи, готовое вмешаться в случае возникновения спорных ситуаций. Следовательно, знакомство с отечественным ПО для многих госструктур в том или ином качестве уже состоялось.
Планы перехода на российский софт уже обнародовали Минздрав, Минкультуры, Минэнерго, ФНС, Росгвардия, Роскомнадзор и другие ведомства. Официальная статистика выглядит довольно радужно: если в 2015 году доля отечественного программного обеспечения в закупках госорганов составляла всего 20%, то сейчас показатель вырос до 65%. И к 2024 году его планируют довести до 90%. Об этом в апреле 2019 года сообщил заместитель главы Минкомсвязи Алексей Соколов. Но в реальности показатели либо завышены, либо слишком формальны, ведь госорганы периодически вынуждены все же закупать иностранное ПО, так как отечественное не подходит по объективным причинам. Признают это даже аудиторы Счетной палаты РФ, проводившие неоднократный мониторинг вопроса.
Таковы правила игры и реальность. И надо сказать, что их расхождение вполне объяснимо. Ведь, несмотря на грандиозные планы по развитию отечественной цифровой экономики, госструктурам бывает нелегко объяснить своим сотрудникам, почему, например, от замены Windows на отечественную операционную систему не наступит конец света, а пользователи российского софта не могут удержаться от сопоставления его с привычным зарубежным. Комментарии же на форумах IT-специалистов, уже познакомившихся с отечественным ПО, часто оставляют желать лучшего. Но все ли так плохо на самом деле?
Чем гордимся?
Сама по себе проблема импортозамещения в сфере ПО очень глубокая: все-таки программы — это не сыр и не овощи-фрукты, и мгновенно сработать по команде «заменить» в этой сфере не получится. Но сегодня практически все госорганы ведут подготовку или уже частично перешли на российское ПО.
До недавнего времени широкой аудитории было сложно ответить на вопрос: «Какое качественное отечественное ПО вы знаете?». Называли в лучшем случае антивирусы «Лаборатории Касперского» и программы «1С». Между тем список достижений российских разработчиков значительно шире.
Некоторые из российских вендоров вышли на рынок совсем недавно, а кто-то — много лет назад, успев завоевать прочную репутацию среди своей целевой аудитории. Такова, например, «Лаборатория Касперского». Импортозамещение почти не сказалось на деятельности компании: ее решения были № 1 на рынке безопасности в России даже без требований государства, чем вендор и интересен. Еще один пример «старожила» своей сферы — программы «1С»: без них свою работу не представляют бухгалтеры не только в России, но уже и в некоторых зарубежных странах.
Конечно, у продуктов «1С» есть зарубежные аналоги, которыми пользуются российские компании: например, Microsoft Dynamics Ax, Epicor iScala, Maconomy. Но у отечественного ПО сохраняется целый ряд важных преимуществ в своей сфере. Кто если не наши разработчики сможет наиболее полно отражать в программах изменения налогового и бухгалтерского законодательства? Ведь оно у нас в последнее время меняется с завидной регулярностью, а для бухгалтерских систем это крайне важно. Есть и другие факторы.
Среди последних российских разработок, которые уже довольно уверенно чувствуют себя среди конкурентов, можно отметить и Astra Linux — операционную систему специального назначения на базе ядра Linux. Разработчик ОС Astra Linux — «НПО РусБИТех» — вывел свое решение на рынок еще в 2008 году.
В плане импортозамещения у Astra Linux уже есть определенные успехи: ее использует, например, Минобороны РФ для построения автоматизированной госсистемы торгов в рамках гособоронзаказа. А в Крыму на базе ОС Astra Linux реализована самая большая информационная сеть по подключению образовательных учреждений (около 400) к федеральной системе выдачи документов.
В целом в реестр российского ПО включено немало вендоров — флагманов импортозамещения:
- компания «Новые Облачные Технологии» с продуктом «МойОфис». Полностью российская разработка офисных систем, позволяющая наименее болезненно уйти от иностранных аналогов;
- «НПО РусБИТех» с продуктом Astra Linux. Один из самых цельных и работоспособных дистрибутивов Linux, созданный в России;
- «Базальт СПО» и его «Альт Линукс» — еще один отличный дистрибутив Linux, полностью соответствующий требованиям регуляторов;
- «Постгрес Профессиональный» (Postgres Professional) с продуктом Postgres Pro. Реальная альтернатива иностранным СУБД для работы с SQL базами данных для широкого спектра систем, в первую очередь «1С». Кстати, пример программно-аппаратного комплекса с Postgres Pro совсем недавно представили на форуме «Российский софт. Эффективные решения».
Сменить нельзя оставить
Труднее всего российским заказчикам замещать клиентские и серверные операционные системы, офисные приложения, системы управления базами данных. Операционные системы и СУБД — это сложные программные комплексы, под взаимодействие с которыми разрабатываются многие другие приложения и информационные системы.
Именно вышеперечисленные моменты объясняют расхождение с реальностью общих планов перехода на отечественный софт. Доказательства тому обнаружили представители Счетной палаты РФ, когда в феврале этого года нашли огромное количество нарушений в госзакупках ПО. Согласно этим данным, федеральные органы исполнительной власти и госфонды России весь период 2017-2018 гг. использовали софт, не входящий в реестр отечественного ПО. Проще говоря, 96% из них использовали зарубежные информационные системы, 82% отдали предпочтение иностранным почтовым серверам.
Впрочем, личное общение с представителями госструктур и IT-сферы дает понять: в замедлении процесса импортозамещения виновато отнюдь не только отсутствие планов. Скорее, роль играет еще и страх, что отечественные аналоги не будут полностью соответствовать возлагаемым на них задачам, а следовательно, снизят качество работы в организациях. Но думается, что основой такого страха может быть не техническая сторона вопроса, а скорее психологическая. К зарубежному программному обеспечению мы настолько привыкли, что не представляем на его месте другого. Это страх перемен. Кроме того, почти любой продукт отечественного производства в нынешних реалиях прежде всего вызывает у нас скептицизм, так что сопоставления не избежать. И пожалуй, во многом именно на нем держится большинство негативных оценок отечественного софта.
Но помогает ли сравнение развиваться и создавать действительно качественный продукт? Думается, что путь с постоянной оглядкой на конкурентов не самый лучший. Пусть сейчас многие программы отечественных разработчиков требуют доработок, лучший способ помочь им — кардинально поменять мышление и перестать оглядываться на зарубежные аналоги. В конце концов, в нашей стране должны появиться не копии того, что уже создано за границей, а что-то гораздо лучшее.
Источник: Город N