Выберите свой город

Наверх

Учет взаиморасчетов с контрагентами

31.10.2016
Наталья Ильченко

Рассмотрим, как вести учет взаиморасчетов с российскими и иностранными контрагентами в программе «1С:Бухгалтерия 8», ред. 3.

Российские контрагенты

Сначала определяемся со счетами расчетов, которые будут использованы при отражении операции.

В плане счетов есть предопределенные счета: 60.01 и 60.02. Эти счета служат для отражения хозяйственных операций, по которым расчеты ведутся в рублях.

Для того чтобы отразить данную операцию, необходимо создать новый договор с контрагентом, выбрать валюту расчетов – рубли.

Далее создаем «Списание с расчетного счета», вид операции «Оплата поставщику». В списании с расчетного счета выбираем «Счет учета 51». Далее проставляем суммы, после проведения документа анализируем проводки.

Затем создаем поступление товаров и услуг, полностью заполняем табличную часть и выбираем тот же договор, что был выбран в списании с расчетного счета. После проведения документа анализируем проводки:

  • по дебету счета 60.01 и кредиту счета 60.02 – на сумму зачета аванса, уплаченного поставщику;
  • по дебету счета 41.01 и кредиту счета 60.01 – на стоимость товара.

Далее выполняем «Закрытие месяца» в разделе «Операции».

Для того чтобы отразить возникновение задолженности, необходимо создать документ «Реализация товаров и услуг», который находится на закладке «Продажа».

Отражаем поступившую оплату в разделе «Банк и касса», выбираем договор и указываем сумму в рублях.

Иностранные контрагенты

Сначала загружаем курсы валют для правильных взаиморасчетов. Для этого заходим в меню «Справочники», нажимаем «Валюты» и «Загрузить курсы валют». Открывается диалоговое окно, в котором проставляем период загрузки, а также устанавливаем флаг напротив нужной валюты и нажимаем «Загрузить».

Рис.1

Затем нужно определиться с счетами расчетов, которые будем использовать при отражении операции, так как это прямым образом влияет на расчеты по налогу на прибыль. Здесь чаще всего допускаются ошибки.

В плане счетов есть предопределенные счета: 60.21, 60.22, 60.31, а также 60.32.

Счета 60.21 и 60.22 необходимы для отражения хозяйственных операций, по которым расчеты ведутся в иностранной валюте. Это значит, что Акт будет выставлен в валюте и оплачен с валютного счета.

Счета 60.31 и 60.32 служат для расчетов в условных единицах. То есть Акт будет выставлен в валюте, но расчеты будут вестись в рублях.

Чтобы отразить данную операцию, необходимо создать новый договор с контрагентом, выбрать валюту расчетов.

Затем создаем «Списание с расчетного счета», вид операции «Оплата поставщику». В списании с расчетного счета выбираем «Счет учета 52» – нужен валютный расчетный счет и договор с контрагентом, созданный ранее. Далее проставляем суммы, после проведения документа анализируем проводки.

Следующий этап – отражение поступления товаров и услуг. Для этого полностью заполняем табличную часть и выбираем тот же договор, что был выбран в списании с расчетного счета. После проведения документа анализируем проводки:

  • по дебету счета 60.21 и кредиту счета 60.22 – на сумму зачета аванса, уплаченного иностранному поставщику;
  • по дебету счета 41.01 и кредиту счета 60.21 – на стоимость товара. Сумма проводки определяется как произведение значения на курс иностранной валюты на дату перечисления аванса в размере перечисленного аванса, и оставшаяся часть – на дату поступления товаров и услуг.

Далее выполняем «Закрытие месяца» в разделе «Операции». После выполнения регламентной операции «Переоценка валютных средств» смотрим справку-расчет.

Обратите внимание, что с 2015 г. суммы переоценки по валютным операциям учитываются в налоговом учете.

Для того чтобы отразить возникновение задолженности, необходимо создать документ «Реализация товаров и услуг», который находится на закладке «Продажа». При этом нужно уделить особое внимание договору контрагента: в поле «Расчеты» выбираем цену в евро, а расчеты в рублях.

Далее передаем данный договор в реализацию. В результате проведения используется счет 62.31. Сумма проводки определяется как курс на дату операции умноженный на валютный эквивалент. Отражаем поступившую оплату в разделе «Банк и касса», выбираем договор и указываем сумму в рублях. Далее на основании курса на дату оплаты рассчитывается сумма в валютном выражении.

Закрытие авансов

Закрытие авансов происходит на усмотрение бухгалтера. Для ведения бухгалтерского учета важно закрепить в организации правила отнесения оплаты на аванс и способ его дальнейшего погашения в учетной политике.

Зачет авансов происходит в документах «Поступление товаров и услуг», «Реализация товаров и услуг», а погашение задолженности – в документах «Списание с расчетного счета», «Поступление на расчетный счет», «РКО» и «ПКО».

Система поддерживает 3 вида зачета аванса:

  1. Автоматически.
  2. Если организация ведет учет взаиморасчетов с контрагентами в целом по договору без детализации по документам, то в этом случае сумма превышения оплаты над задолженностью либо сделанной прежде отгрузкой зачитывается в полученные, а также выданные авансы в счет будущих поставок. Таким образом система автоматически зачитывает авансы.

  3. По документу.
  4. Данный вид зачета авансов используется, если организация осуществляет углубленный контроль задолженности и оплаты, в также детализирует расчеты с контрагентами до конкретного документа. Т.е. оплата выполняется только по определенному документу, и каждая отгрузка выполняется под конкретный аванс.

    При выборе вида расчетов «По документам» в документах движения товаров, работ и услуг автоматически появляется новый реквизит «Зачет авансов», а для документов движения денежных средств новая вкладка «Документ расчетов». Бухгалтер самостоятельно определяет документ движения товаров, или платежным документам указывается аванс и его сумма.

  5. Не погашать задолженность (в документах оплаты, закрывается счет расчетов) и не зачитывать аванс (в документах движения товаров, закрывается счет авансов).

Также существует возможность не зачитывать авансы: тогда полученные суммы авансов будут суммироваться на авансовых счетах расчетов с покупателями/поставщиками.

Данная автоматизация взаиморасчетов применяется с целью применения в следующих случаях:

1) Оплата товара либо услуг производится двумя частями (аванс и его погашение, указывается в назначении платежа). Например, если поступившая оплата – это аванс, то наша задолженность не зачитывается. Необходимо указывать в реквизите погашение задолженности: не погашать. Когда зачислится вторая доля оплаты, в документе указывается – по документу или же автоматически.

2) Предприятие зачитывает всю полученную или же перечисленную оплату как аванс и только документами «Поступление товаров и услуг» и «Реализация товаров и услуг». В этом случае необходимый аванс также принимается автоматически или по документу. Данный метод даст возможность установить сумму непокрытого аванса или же задолженности.

3) Аванс ориентирован на реализацию иных сделок. По этой причине зачитывать его нельзя, а товары реализуются только лишь в счет задолженности с поставщиком. В данном случае «Поступление товаров и услуг» и «Реализация товаров, работ, услуг» учитываются на счете расчетов с контрагентом, сохраняется информация о сумме непокрытого аванса. Зачитываются ранее полученные авансы или не может быть отрегулировано без редактирования счетов по учету с контрагентом.

При выборе данных настроек в документах поступления и реализации товаров, работ, услуг будет скрыт «Счет расчетов по авансам», а в документах движения денежных средств с поставщиками и подрядчиками – счет расчетов.


Автор: Наталья Ильченко,
бухгалтер-консультант консалтингового направления, ГК «ГЭНДАЛЬФ»

Все статьи автора

Оцените статью:
Спасибо, ваш голос учтен
(0)