Мы на Workspace
Наверх
Gendalf Gendalf

Котик

Мррр...

Уже уходите?

Подпишитесь на анонс новых выпусков, чтобы вернуться к ним вновь

Подписаться

Внутренний аудит: кто, что и с какой целью проверяет

Дарья Волохова

Внутренний аудит: кто, что и с какой целью проверяет

Годовой отчетный период подходит к концу. Совсем немного и бухгалтер наконец-то на время может отложить отчетность и погрузиться во внутренние бизнес-процессы своего предприятия.

В статье рассмотрим внутренний аудит, как инструмент оптимизации работы организации: кому он нужен, зачем его проводить и какие выгоды он собой несет.

Внутренний аудит – что это?

Со студенческой скамьи многие знают, что внутренний аудит представляет собой определенную форму контроля деятельности предприятия изнутри. Но, уйдя от типичных определений, важно отметить, что внутренний аудит – это та процедура, которая позволяет своевременно выявить риски компании и по итогу усовершенствовать ее бизнес-процессы.

Ключевое отличие внутреннего аудита от внешнего, что он выполняется собственно силами самого предприятия.

Дополнительно отметим, что «аудит» и «контроль» — это не одно и тоже. Как было сказано выше, конечная цель аудита – оптимизировать бизнес-процессы компании. В свою очередь контроль – это поверхностная проверка, которая в большей степени направлена на то, чтобы выявить ошибки в документах и исправить их. Поэтому при определении, какая именно проверка будет проводится нужно отталкиваться от цели, которую она преследует.

Варианты проведения внутреннего аудита

Внутренний аудит предприятия может охватывать как все области работы компании, так и проверять узкий участок учета. Рассмотрим более подробно каждый из подвидов аудита.

  • Аудит информационных технологий – совсем недавно данный вид не был известен предприятиям, но в настоящее время, когда информационные технологии – неотъемлемая часть деятельности, данный аудит имеет место быть. В рамках этого вида проверки специалисты проводят экспертную оценку IT-инфраструктуры компании, которая может включать анализ процессов хранения и передачи информации в организации, проверку серверов, хранения данных, сайты. Обращаясь к первичному определению аудита, отметим, что цель проверки информационных технологий заключается как раз-таки в улучшении информационной безопасности компании.
  • Финансовый аудит – один из самых популярных видов аудитов, который заключается в проверке бухгалтерской отчетности. В рамках финансового аудита устанавливается достоверность показателей, а также исключение возможных рисков в виде штрафов, ограничений.
  • Операционный аудит – проверка, нацеленная на анализ бизнес-процессов для повышения эффективности работы компании и оптимизации разрешения задач, взаимодействия структурных подразделений, улучшения стандартов работы.
  • Аудит соответствия того или иного направления состоит в том, чтобы определить уровень соответствия конкретной проверке от контролирующих органов. Как пример: проверить соблюдение всех норм пожарной безопасности.
  • Криминальный аудит – вид внутренней проверки, который сосредоточен на обнаружении рисков, сопряженных с обходом законодательства. Главными слабыми местами здесь, как правило, являются налоговый учет и порядок фиксированных отчислений в бюджет.

Кто должен проводить внутренний аудит?

Четко регламентированных ответственных для проведения внутреннего аудита нет – в зависимости от компании, вида аудита эти люди могут быть отличными друг от друга.

Внутренними аудиторами может выступать определенная рабочая группа, которая сформирована внутри организации или же, это может быть целый отдел, отвечающий за качество предприятия.

Важное условие для назначения сотрудника ответственным за проведение аудита – это уровень его компетенций, чтобы внутренний аудит был проведен на должном уровне и первично закладываемые цели были достигнуты.

Какой порядок проведения внутреннего аудита?

В практике существует рекомендованный порядок проведения внутренней аудиторской проверки, который включает в себя пять основных этапов – это: инициирование аудита, подготовка к нему, начало аудита и его проведение, завершение проверки – подведение итогов.

Ниже, в таблице, приведено краткое описание каждого из этапов.

Этап аудита Описание этапа
Инициирование аудита Предполагает инициативу руководителя или другого ответственного лица на проведение аудита и выпуск соответствующего документа-распоряжения.
Подготовка аудита Включает формирование плана аудита для проверяющих, отражая основные составляющие аудита: цель, объект, роли и т.п.
Начало аудита Налаживание взаимодействия между внутренними аудиторами и работниками.
Проведение аудита Сбор информации, анализ, подготовка отчетности.
Подведение итогов Предоставление итогов проверки руководителю/собственнику или иному ответственному лицу.

Как часто проводить аудит?

Так как внутренний аудит – это процесс конкретного предприятия, обязательных сроков его проведения законодательно не предусмотрено. Предполагается, что частота проведения аудита определяется руководителем подразделения или компании в целом.

В отношении рекомендованной периодичности: аудит основных направлений желательно проводить 1-2 раза в год. Дополнительно, при необходимости, можно рассмотреть в том числе проведение внепланового внутреннего аудита.

Подпишись на рассылку от «ПБ», чтобы всегда сходился баланс :)

Новости, экспертные статьи, обучение.

Настоящим подтверждаю, что я ознакомлен с условиями политики конфиденциальности и даю и согласие на обработку персональных данных.*

Автор: Дарья Волохова,
заместитель руководителя Линии консультаций ГЭНДАЛЬФ

Все статьи автора

Возможно, вам будет интересно

Оцените статью:
Спасибо, ваш голос учтен
(0)

Возможно, вам будет полезно

Трактиръ

Сообщит менеджер

Трактиръ

Подробнее

ГЭНДАЛЬФ
ГЭНДАЛЬФ ГЭНДАЛЬФ ГЭНДАЛЬФ