Мы на Workspace
Наверх
Gendalf Gendalf

Котик

Мррр...

Уже уходите?

Подпишитесь на анонс новых выпусков, чтобы вернуться к ним вновь

Подписаться

Должностная инструкция: какие разделы обязательно включить в документ

Дарья Волохова

Каждое предприятие ведет огромное количество локальных нормативно-правовых актов – от Учетной политики до собственных форм документов. Должностная инструкция – один из таких документов. В статье рассмотрим обязательные составляющие должностных инструкций, а также нюансы их заполнения.

Ключевые понятия

«Должностная инструкция» - термин известный многим лицам, которые трудоустраивались на официальное место работы, но чаще всего с ней работают специалисты кадровых служб, которые и должны понимать назначение и необходимость этого документа.

Так, согласно общему определению, должностная инструкция – это документ, который определяет права и обязанности сотрудника организации, его квалификацию, формы поощрения.

Данный документ не относится к категории «обязательные» (за исключением ряда профессий), в Трудовом кодексе РФ в принципе нет правил его оформления и ведения (Письмо Минтруда России от 25.04.2022 № 14-2/ООГ-2707). Но специалисты Роструда в любом случае рекомендуют вести и регулярно актуализировать должностные инструкции, чтобы избежать возможные риски и негативные последствия для предприятия. 

Разделы должностной инструкции

Так как унифицированных форм должностной инструкции трудовым законодательством не предусмотрено, предприятие разрабатывает ее самостоятельно. Но, несмотря на это, есть ряд разделов, которые рекомендуется обязательно включать в документ:

  • общие положения;
  • обязанности работника;
  • права работника;
  • ответственность.

Рассмотрим подробнее каждый из разделов. 

Общие положения определяют в первую очередь название самой должности и поясняют основные требования к ней: правила утверждения, уровень квалификации кандидата, правила замещения.

Дополнительно в данном разделе для части должностей указывают перечень нормативно-правовых актов, которыми должен руководствоваться сотрудник при осуществлении своей деятельности.

В разделе «Обязанности» важно детально описать, что должен делать сотрудник, находясь на должности. Естественно, в зависимости от внутренних правил организации или, например, от грейда должности обязанности будут отличаться друг от друга. Для того, чтобы не упустить важные моменты при написании текущего раздела, можно воспользоваться профессиональными стандартами, в которых достаточно подробно охарактеризованы функции работ.

Раздел «Права» направлен на то, чтобы описать, какими полномочиями обладает сотрудник для того, чтобы качественно выполнять требуемые от него обязательства. Как пример, в качестве прав работника можно выделить следующие пункты:

  • подписывать внутренние документы предприятия;
  • самостоятельно принимать решения по ряду вопросов;
  • получать определенную информацию.

Раздел «Ответственность» регламентирует, какие последствия влечет за собой неисполнение требований должностной инструкции или же других локальных документов организации. Ответственность может быть различных видов, например, административная или материальная, поэтому рекомендуется сразу конкретизировать это данному пункте.

Примеры пунктов раздела «ответственность»:

  • за неисполнение или ненадлежащие исполнение своих должностных обязанностей;
  • за причинение материального ущерба – в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Составление должностных инструкций, в особенности на средних и крупных предприятиях, требует достаточно большого ресурса ответственных за это лиц. В помощь Вам: образцы должностных инструкций расположены на Информационной платформе 1С: ИТС.

На что еще обратить внимание

Утверждение должностной инструкции

В стандартном случае, как это отмечалось выше, должностная инструкция разрабатывается сотрудником отдела кадров, в последующем ее согласовывает руководитель конкретного подразделения. Также рекомендуют согласовывать документ с юристом.

По итого приема на работу/перевода на конкретную должность, сотрудник изучает инструкцию и при согласии ставит свою подпись.

Изменение должностной инструкции

В первую очередь важно отметить, что изменение должностной инструкции возможно только после согласования этого с сотрудником.

Предусматривается два основных способа изменения документа:

  • утверждение нового (новая редакция должностной инструкции);
  • дополнение или изменение текущей должностной инструкции.

Подпишись на рассылку от «ПБ», чтобы всегда сходился баланс :)

Новости, экспертные статьи, обучение.

Настоящим подтверждаю, что я ознакомлен с условиями политики конфиденциальности и даю и согласие на обработку персональных данных.*

Автор: Дарья Волохова,
заместитель руководителя Линии консультаций ГЭНДАЛЬФ

Все статьи автора

Возможно, вам будет интересно

Оцените статью:
Спасибо, ваш голос учтен
(0)

Возможно, вам будет полезно

Трактиръ

Сообщит менеджер

Трактиръ

Подробнее

ГЭНДАЛЬФ
ГЭНДАЛЬФ ГЭНДАЛЬФ ГЭНДАЛЬФ