Попробуйте 30 дней работы в «1С:Фреш» бесплатно!
Произошла ошибка
Вы уже начинали регистрироваться с этим электронным адресом.
Пожалуйста, используйте другой e-mail.
Или для завершения регистрации перейдите по ссылке из письма, которое вы получили после начала регистрации и свяжитесь с нами по телефону тех. поддержка 8(863) 300-10-03
Произошла ошибка
В данный момент наблюдаются проблемы при регистрации.
Для завершения регистрации перейдите по ссылке из письма, которое вы получили после начала регистрации или свяжитесь с нами по телефону тех. поддержка 8(863) 300-10-03
Как известно, в 2023 году на проверки контрольно-кассовой техники (далее – ККТ) действует мораторий. Но есть исключительные случаи, на которые данный мораторий не распространяется. В этой статье разберем, каким организациям стоит ждать проверки ККТ в 2023 году.
Контроль за работой с контрольно-кассовой техникой осуществляется налоговыми органами. Особенность такого контроля заключается в том, что он всегда носит внеплановый характер. Проверки проводятся при наличии информации о возможных нарушениях. В соответствии с Федеральным законом от 11.06.21 № 170-ФЗ, плановые или надзорные проверки в сфере применения ККТ не проводятся.
При этом существует несколько разновидностей внеплановых проверок (п.18 Положения о госконтроле за соблюдением законодательства о ККТ), а именно:
Некоторые виды внеплановых проверок могут проводить без участия владельца кассы, например, наблюдение или выездное обследование, а некоторые осуществляются исключительно при взаимодействии налоговиков и пользователей кассовой техники (контрольная закупка, документарные и выездные проверки).
Данные особенности проведения проверок ККТ регламентированы п.2 и п.3 ст.56 Федерального закона от 31.07.20 № 248-ФЗ.
Не нашли ответа на свой вопрос в наших статьях?
Обратитесь за помощью к нашему специалисту. Быстро ответим и поможем решить проблему.
Продленный до конца 2023 года мораторий на внеплановые проверки ККТ в целях помощи бизнесу легче пережить кризисные времена вовсе не означает полное отсутствие контроля за этой сферой. Внеплановые проверки все же проводятся, но для этого они, по общему правилу, должны быть согласованы с руководителем ФНС и прокуратурой.
Однако есть исключения, когда для проведения внеплановой проверки ККТ согласия прокурора не потребуется. Например, согласование прокурора не потребуется, если контрольные мероприятия производятся без взаимодействия с пользователем ККТ – как уже было сказано, это такие виды внеплановых проверок как наблюдение и выездное обследование (п. 10 постановления № 336).
Наблюдение предполагает сбор и анализ информации, поступившей из различных источников. Так, сотрудники налоговой службы могут анализировать фотографии, видеозаписи, документы и пр. без запроса дополнительных данных у владельца ККТ.
При выездном обследовании проверяющие могут выступить в роли «тайных покупателей», инкогнито посетив торговые точки и произведя осмотр. Если контролеры заметят нарушения в работе с ККТ, то они имеют право там же на месте и без согласования с прокурором произвести внеплановую проверку в виде контрольной закупки.
В первую очередь проверке подвергнуты те пользователи ККТ, которые попадают под критерии недобросовестности, перечисленные в письме ФНС от 05.05.23 № Д-5-20/32@. К таким пользователям относят всех, кто обязан, но не имеет в наличии зарегистрированной кассы. Проверять будут и тех, кто ранее не привлекался к ответственности за подобные нарушения, и тех, кому налоговая отправляла соответствующие предупреждения, но они не были исполнены.
Помимо этого, Минфин в своем приказе от 06.06.23 № 88н утвердил общий перечень, так называемых, индикаторов риска нарушений в работе с ККТ, которые могут стать основанием для внеплановой проверки, например:
Рассмотрим порядок проведения некоторых видов внеплановых проверок ККТ: контрольной закупки, документарной проверки и выездной проверки.
Контрольную закупку можно провести двумя способами – дистанционно, например, покупка осуществляется по телефону или через Интернет, либо с приходом инспекторов в торговую точку. При этом контрольная закупка должна производиться без предварительного предупреждения пользователя ККТ (п. 23 Положения № 272) и при участии двух свидетелей или двух сотрудников налоговой службы. Если это невозможно, необходимо применение видеозаписи согласно ст. 67 Закона № 248-ФЗ, п. 23 Положения № 272.
Основная задача налоговиков при контрольной закупке – проверить корректность выдачи чеков и других подтверждающих прием денежных средств документов, поэтому они действуют как обычные покупатели, покупая и оплачивая товар. При необходимости производят видеосъемка или аудиозапись (п. 4 ст. 67 Закона № 248-ФЗ).
Контрольная закупка может быть прямой и обратной. При прямой закупке контролерами приобретается товар, а при обратной производится его возврат с целью проверки корректности его оформления (п. 2 письма Минэкономразвития от 13.09.22 № Д24и-29241). Также проверяющие обращают внимание на исправность ККТ, правильность реквизитов в чеках, соответствие указанного в чеке времени реальному и т.д., сравнивают данные, указанные в документах, с фактическими.
После того как товар приобретен сотрудники налоговой службы обязаны сообщить пользователю ККТ о том, что проведена контрольная закупка. Далее, согласно п. 7 ст. 67 Закона № 248-ФЗ, проверяющие должны предъявить копию решения о проведении проверки и свои служебные удостоверения.
Ранее купленный товар контролеры возвращают продавцу, а он им – денежные средства, которыми товар был оплачен (п. 8 ст. 67 Закона № 248-ФЗ). При выявлении нарушений, в соответствии с п. 23 Положения № 272, налоговики вправе потребовать распечатать соответствующий фискальный документ в виде отчета о текущем состоянии расчетов.
Теперь рассмотрим порядок документарной проверки. Ее особенность заключается в «удаленном» характере проведения – то есть взаимодействие с пользователем контрольно-кассовой техники производится без личного общения, дистанционно (п. 1 ст. 72 Закона № 248-ФЗ).
В соответствии со ст. 72 Закона № 248-ФЗ, при документарной проверке контролеры имеют право истребовать нужные документы и пояснения, которые пользователь ККТ должен передать в ФНС в течение 10 рабочих дней со дня получения соответствующего требования. Предоставить необходимые документы в налоговую можно несколькими способами: передать их лично, направить по почте заказным письмом или в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика (ст. 21 и 80 Закона № 248-ФЗ).
В ходе документарной проверки при необходимости могут быть назначены экспертизы.
При проведении выездной проверки налоговики имеют наиболее широкий круг полномочий. Проведение контрольных мероприятий в данном случае обязательно должно быть согласовано с прокуратурой.
При выездной проверке инспекторы имеют право на назначение экспертиз, запрос документов и пояснений. Помимо этого, они имеют право находиться на территории проверяемой организации и проводить там осмотры, эксперименты, опрашивать других лиц (п. 28 Положения № 272).
Основаниями для проведения выездных проверок могут служить вышеописанные индикаторы риска Минфина, а также поступившие жалобы и иные ситуации.
Если организацию или ИП не удовлетворит результат внеплановой проверки, они вправе обжаловать данное решение. Для этого подается жалоба в досудебном порядке, адресованная руководителю ФНС или вышестоящему налоговому органу (п. 2 ст. 39, п. 3 ст. 98 Закона № 248-ФЗ). Согласно п. 1 ст. 40 Закона № 248-ФЗ, подача такой жалобы осуществляется исключительно в электронном виде через Госуслуги.
Срок подачи жалобы – не более 30 календарных дней со дня, когда пользователь ККТ обнаружил или должен был обнаружить факт нарушения своих прав. Период рассмотрения жалобы – в течение 20 рабочих дней. При этом в данный срок не включается время, выделенное заявителю на то, чтобы предоставить необходимые документы для изучения дела. Период рассмотрения жалобы может быть увеличен еще на 20 дней. Данные сроки регламентированы ст.40 и ст.43 Закона № 248-ФЗ.
При неудовлетворительном обжаловании результатов проверки компания или ИП вправе обратиться в арбитражный суд. Срок подачи в суд соответствующего заявления составляет 3 месяца (ч. 4 ст. 198 АПК РФ).
За несоблюдение правил могут быть применены следующие штрафы:
Причина штрафа |
Для компаний |
Для должностного лица или ИП |
Неприменение ККТ, если есть такая обязанность |
75-100% от суммы несформированного чека, но не менее 30 000 руб. |
25-50% от суммы несформированного чека, но не менее 10 000 руб. |
Неприменение ККТ при повторном нарушении |
Дисквалификация должностного лица или приостановление деятельности до 90 дней. |
|
Ошибка в реквизитах или несоответствие онлайн-кассы законодательству |
От 5 000 до 10 000 руб. |
От 1500 до 3000 руб. |
Непредоставление документов или сведений по запросу ФНС |
От 5 000 до 10 000 руб. |
От 1500 до 3000 руб. |
Невыдача чеков или БСО, отказ от их отправки по e-mail |
10 000 руб. |
2 000 руб. |
При самостоятельном выявлении нарушения и заявлении об этом в ФНС до того, как налоговая обнаружит ошибку и составит предупреждение или акт проверки, штрафа можно избежать на основании примечания к ст. 14.5 КоАП РФ.
Веб-форма не найдена.