Мы на Workspace
Наверх
Gendalf Gendalf

Котик

Мррр...

Уже уходите?

Подпишитесь на анонс новых выпусков, чтобы вернуться к ним вновь

Подписаться

Пересмотр решения по итогам камеральной проверки обжалуем правильно

Евгения Яровая

Камеральная налоговая проверка проводится контролирующими органами по имеющимся документам и сданным декларациям с целью выявить возможные нарушения законодательства, при этом выезд к плательщику не требуется. Если налоговая обнаружила ошибки, то по результатам такой проверки формируется соответствующий акт. В случае несогласия с решением проверяемое лицо вправе его обжаловать, однако важно сделать это правильно. В этой статье мы разберем ключевые нюансы, которые нужно учитывать при пересмотре акта.

Сроки вручения акта по результатам камеральной проверки

В соответствии с п. 1 ст. 101 НК РФ, по итогам проведенной проверки налоговая составляет акт в течение десяти рабочих дней после ее завершения. Случается, что ИФНС составляет акт позже регламентированного срока, однако на основании существующих судебных практик это нарушение не является основанием для пересмотра акта или признания его незаконным.

Далее, согласно п. 5 ст. 100 НК РФ, налоговая обязана в течение пяти рабочих дней вручить акт налогоплательщику. В случае нарушения данного срока плательщик так же не сможет обжаловать акт — основанием для этого служат решения по судебным делам.

Серьезным нарушением со стороны налоговой является невручение акта — в этом случае на основании п. 14 ст. 101 НК РФ проверяемое лицо вправе отменить решение.

Однако бывают случаи, когда налоговая акт отправила, а налогоплательщик его по тем или иным причинам не получил: например, налоговая или работники почтовой службы могут ошибиться в адресе, документ может быть потерян и т.п. Основываясь на действующих судебных решениях, налогоплательщику для возможности отменить решение из-за неполучения акта нужно будет доказать, что причины неполучения от него не зависели.

В целом акт считается врученным на шестой рабочий день с момента его отправки (п. 5 ст. 100 НК РФ). Если проверяемое лицо уклоняется или отказывается получить решение по итогам проверки, то налоговая отправит его по почте заказным письмом.

Так, несмотря на то что подобные ошибки налоговая допускает крайне редко, описанные нюансы с получением акта по камеральной проверке могут помочь налогоплательщику обжаловать решение ИФНС.

Если акт все же получен налогоплательщиком и не содержит нарушений по срокам со стороны ИФНС, то следующим шагом будет изучение полученного документа.


Изучение акта

Акт по результатам камеральной проверки является официальным документом, содержащим в себе все выявленные недочеты со ссылками на соответствующие нормативные акты. Так, в акте перечисляются все нарушения налогоплательщика с подтверждающей информацией, а также меры, которые необходимо будет в связи с этим применить.

Для дальнейшего обжалования решения проверяемому лицу нужно будет внимательно изучить каждую ошибку, указанную в акте. При этом важно не только содержание акта, но и форма, по которой он составлен. Так, нужно будет проверить:

  1. По официальной ли форме составлен акт? Важно чтобы специалистами налоговой службы были соблюдены все формальности по формированию акта. Официальная форма акта утверждена Приказом ФНС от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@.
  2. Содержит ли акт подписи должностных лиц ИНФС и какая стоит дата рассмотрения материалов проверки? Дата указывается в приложенном к акту извещении, причем начиная с даты рассмотрения материалов проверки в налоговом органе и датой вручения акта должно пройти не менее одного месяца.
  3. Какие вменяются нарушения и какие документы приложены налоговой в качестве их подтверждения? В соответствии с п. 3.1 ст. 100 НК РФ, к акту должны быть приложены доказательства выявленных ошибок. При этом документы, которые уже есть у налогоплательщика, могут не прилагаться. Также не прилагаются данные, содержащие персональные данные или налоговую, банковскую тайну, могут не прилагаться. В судебной практике уже были подобные инциденты — в данном случае документы должны либо цитироваться в нужной части в самом акте, либо должна быть приложена выписка. Отсутствие приложенных или процитированных документов является основанием для отмены решения, так как нарушены права на защиту налогоплательщика (п. 14 ст. 101 НК РФ).

После проверки формальных составляющих акта необходимо рассмотреть перечисленные нарушения по существу.

Способы возражения на акт

Существует два способа, позволяющих добиться пересмотра решения по результатам камеральной проверки:

  1. Подготовка возражений по акту;
  2. Участие в рассмотрении акта и возражений.

Первый способ предполагает составление списка возражений в письменной форме с возможностью приложения к ним в качестве подтверждения любых документов или их заверенных копий (п. 6 ст. 100 НК РФ). Также в процессе составления такого перечня налогоплательщик имеет право подать в ИФНС заявление на ознакомление с материалами проверки.

Согласно п. 6 ст. 100 НК РФ, срок подготовки возражений — один месяц с момента получения акта от ИФНС. Налоговая, в свою очередь, обязана ознакомить налогоплательщика со всеми материалами проверки не позднее чем через два дня после подачи заявления. Ознакомление с материалами проверки включает в себя осмотр документов, формирование различных выписок, снятие сканов и копий. Все это налогоплательщик делает за свой счет и своими силами. При этом на основании положений из судебных практик инспекция не имеет права ограничивать налогоплательщика в копировании необходимых документов, даже если они содержат налоговую или банковскую тайны или персональные данные.

После составления возражений налогоплательщик или его представитель подписывает данный перечень. Далее его нужно передать в ИФНС — дистанционно (по почте или ТКС) или лично, после чего он будет рассмотрен налоговой наряду с актом. Налоговая обязана учесть представленные возражения при формировании конечного решения по камеральной проверке: в решении должно быть указано, какие из возражений принимаются, а какие нет с указанием основания для отказа.

Второй способ означает, что налогоплательщик имеет право присутствовать и участвовать в процедуре рассмотрения акта и возражений по нему как лично, так и через представителя. При этом ИФНС обязана с помощью извещения заранее предупредить проверяемое лицо о том, где и когда будет происходить рассмотрение. Извещение должно быть отправлено налогоплательщику даже в случае отсутствия возражений с его стороны.

Во время процедуры рассмотрения налогоплательщик вправе предъявить любые подтверждения своих аргументов (даже если они не вошли в перечень возражений), а также высказывать свою позицию в отношении всех вопросов и давать пояснения.

Узнайте, какие акции и скидки на продукты «1С» доступны для вас прямо сейчас

Узнать

Процесс обжалования решения

В случае если вышеуказанными способами не удалось добиться изменения решения ИФНС, получить возможность пересмотра акта по результатам камеральной проверки можно с помощью процедуры обжалования, которая состоит из двух этапов:

  1. Подача жалобы вышестоящие налоговые органы — в начале в управление по субъекту, а далее, при необходимости, в центральное управление ИФНС;
  2. Обращение в суд.

Подача жалобы в управление ИФНС по субъекту — это первый шаг в обжаловании решения. Причем подать ее можно не только после вступления решения в силу в течение года со дня вынесения, но и до этого в течение месяца после формирования обжалуемого акта (п. 2 ст. 139, п. 2 ст. 139.1 НК РФ).

Лучше, когда жалоба подается до вступления решения в силу, так как в этом случае, согласно п. 1 ст. 101.2 НК РФ, она приостанавливает исполнение решения. Такую жалобу называют апелляционной.

При составлении жалобы в документе необходимо указать следующую информацию:

  1. Конкретное обжалуемое решение с указанием даты, номера и ИФНС, которая его вынесла;
  2. Аргументы против данного решения со ссылками на подтверждающие документы. Важно, чтобы формулировка аргументов была четкой и последовательной, без двусмысленности;
  3. Ожидаемый результат рассмотрения (полная или частичная отмена, пересмотр, освобождение от ответственности и т.п.);
  4. Способ получения решения по жалобе (на бумажном носителе, через ТКС или личный кабинет).

После этого необходимо поставить подпись. Также нужно приложить заверенную копию документа, который подтверждает полномочия плательщика, даже если он уже имеется в материалах камеральной проверки.

Несмотря на то что рассмотрением жалобы занимается вышестоящий налоговый орган, подается она в ту же ИФНС, которая ранее вынесла обжалуемое решение. Далее эта жалоба будет приложена к материалам проверки и передана в УФНС.

Обратите внимание, что теоретически апелляционную жалобу нельзя подать в центральный аппарат ФНС РФ напрямую. Однако, основываясь на действующих судебных решениях, если это все же сделано, то налоговая может перенаправить ее в управление.

Рассмотрение жалобы

Рассмотрение жалобы происходит заочно и без участия налогоплательщика. Как правило, налоговая может вызвать проверяемое лицо только если будут выявлены какие-либо несоответствия или противоречия между материалами дела и дополнительно поданными налогоплательщиком данными (п. 2 ст. 140 НК РФ), либо если УФНС решит рассмотреть дело заново в случае процедурных ошибок, допущенных со стороны инспекции.

Срок рассмотрения жалобы обычно составляет один месяц, однако он может быть продлен еще на месяц. Согласно п. 6 ст. 140 НК РФ, принятое по жалобе решение УФНС формирует в письменном виде и отправляет плательщику в течение трех рабочих дней.

В случае утверждения вышестоящим налоговым органом решения инспекции, проводившей проверку, оно вступает в силу с даты его утверждения. В случае несогласия решение можно обжаловать повторно, обратившись с заявлением в арбитражный суд.

Не нашли ответа на свой вопрос в наших статьях?

Обратитесь за помощью к нашему специалисту. Быстро ответим и поможем решить проблему.

Обратиться


Подпишись на рассылку от «ПБ», чтобы всегда сходился баланс :)

Новости, экспертные статьи, обучение.

Настоящим подтверждаю, что я ознакомлен с условиями политики конфиденциальности и даю и согласие на обработку персональных данных.*

Автор: Евгения Яровая,
бухгалтер-консультант Линии консультаций «ГЭНДАЛЬФ»

Все статьи автора

Возможно, вам будет интересно

Оцените статью:
Спасибо, ваш голос учтен
(0)

Возможно, вам будет полезно

Трактиръ

Сообщит менеджер

Трактиръ

Подробнее

ГЭНДАЛЬФ
ГЭНДАЛЬФ ГЭНДАЛЬФ ГЭНДАЛЬФ