Попробуйте 30 дней работы в «1С:Фреш» бесплатно!
Произошла ошибка
Вы уже начинали регистрироваться с этим электронным адресом.
Пожалуйста, используйте другой e-mail.
Или для завершения регистрации перейдите по ссылке из письма, которое вы получили после начала регистрации и свяжитесь с нами по телефону тех. поддержка 8(863) 300-10-03
Произошла ошибка
В данный момент наблюдаются проблемы при регистрации.
Для завершения регистрации перейдите по ссылке из письма, которое вы получили после начала регистрации или свяжитесь с нами по телефону тех. поддержка 8(863) 300-10-03
Камеральная налоговая проверка проводится контролирующими органами по имеющимся документам и сданным декларациям с целью выявить возможные нарушения законодательства, при этом выезд к плательщику не требуется. Если налоговая обнаружила ошибки, то по результатам такой проверки формируется соответствующий акт. В случае несогласия с решением проверяемое лицо вправе его обжаловать, однако важно сделать это правильно. В этой статье мы разберем ключевые нюансы, которые нужно учитывать при пересмотре акта.
В соответствии с п. 1 ст. 101 НК РФ, по итогам проведенной проверки налоговая составляет акт в течение десяти рабочих дней после ее завершения. Случается, что ИФНС составляет акт позже регламентированного срока, однако на основании существующих судебных практик это нарушение не является основанием для пересмотра акта или признания его незаконным.
Далее, согласно п. 5 ст. 100 НК РФ, налоговая обязана в течение пяти рабочих дней вручить акт налогоплательщику. В случае нарушения данного срока плательщик так же не сможет обжаловать акт — основанием для этого служат решения по судебным делам.
Серьезным нарушением со стороны налоговой является невручение акта — в этом случае на основании п. 14 ст. 101 НК РФ проверяемое лицо вправе отменить решение.
Однако бывают случаи, когда налоговая акт отправила, а налогоплательщик его по тем или иным причинам не получил: например, налоговая или работники почтовой службы могут ошибиться в адресе, документ может быть потерян и т.п. Основываясь на действующих судебных решениях, налогоплательщику для возможности отменить решение из-за неполучения акта нужно будет доказать, что причины неполучения от него не зависели.
В целом акт считается врученным на шестой рабочий день с момента его отправки (п. 5 ст. 100 НК РФ). Если проверяемое лицо уклоняется или отказывается получить решение по итогам проверки, то налоговая отправит его по почте заказным письмом.
Так, несмотря на то что подобные ошибки налоговая допускает крайне редко, описанные нюансы с получением акта по камеральной проверке могут помочь налогоплательщику обжаловать решение ИФНС.
Если акт все же получен налогоплательщиком и не содержит нарушений по срокам со стороны ИФНС, то следующим шагом будет изучение полученного документа.
Акт по результатам камеральной проверки является официальным документом, содержащим в себе все выявленные недочеты со ссылками на соответствующие нормативные акты. Так, в акте перечисляются все нарушения налогоплательщика с подтверждающей информацией, а также меры, которые необходимо будет в связи с этим применить.
Для дальнейшего обжалования решения проверяемому лицу нужно будет внимательно изучить каждую ошибку, указанную в акте. При этом важно не только содержание акта, но и форма, по которой он составлен. Так, нужно будет проверить:
После проверки формальных составляющих акта необходимо рассмотреть перечисленные нарушения по существу.
Существует два способа, позволяющих добиться пересмотра решения по результатам камеральной проверки:
Первый способ предполагает составление списка возражений в письменной форме с возможностью приложения к ним в качестве подтверждения любых документов или их заверенных копий (п. 6 ст. 100 НК РФ). Также в процессе составления такого перечня налогоплательщик имеет право подать в ИФНС заявление на ознакомление с материалами проверки.
Согласно п. 6 ст. 100 НК РФ, срок подготовки возражений — один месяц с момента получения акта от ИФНС. Налоговая, в свою очередь, обязана ознакомить налогоплательщика со всеми материалами проверки не позднее чем через два дня после подачи заявления. Ознакомление с материалами проверки включает в себя осмотр документов, формирование различных выписок, снятие сканов и копий. Все это налогоплательщик делает за свой счет и своими силами. При этом на основании положений из судебных практик инспекция не имеет права ограничивать налогоплательщика в копировании необходимых документов, даже если они содержат налоговую или банковскую тайны или персональные данные.
После составления возражений налогоплательщик или его представитель подписывает данный перечень. Далее его нужно передать в ИФНС — дистанционно (по почте или ТКС) или лично, после чего он будет рассмотрен налоговой наряду с актом. Налоговая обязана учесть представленные возражения при формировании конечного решения по камеральной проверке: в решении должно быть указано, какие из возражений принимаются, а какие нет с указанием основания для отказа.
Второй способ означает, что налогоплательщик имеет право присутствовать и участвовать в процедуре рассмотрения акта и возражений по нему как лично, так и через представителя. При этом ИФНС обязана с помощью извещения заранее предупредить проверяемое лицо о том, где и когда будет происходить рассмотрение. Извещение должно быть отправлено налогоплательщику даже в случае отсутствия возражений с его стороны.
Во время процедуры рассмотрения налогоплательщик вправе предъявить любые подтверждения своих аргументов (даже если они не вошли в перечень возражений), а также высказывать свою позицию в отношении всех вопросов и давать пояснения.
Узнайте, какие акции и скидки на продукты «1С» доступны для вас прямо сейчас
В случае если вышеуказанными способами не удалось добиться изменения решения ИФНС, получить возможность пересмотра акта по результатам камеральной проверки можно с помощью процедуры обжалования, которая состоит из двух этапов:
Подача жалобы в управление ИФНС по субъекту — это первый шаг в обжаловании решения. Причем подать ее можно не только после вступления решения в силу в течение года со дня вынесения, но и до этого в течение месяца после формирования обжалуемого акта (п. 2 ст. 139, п. 2 ст. 139.1 НК РФ).
Лучше, когда жалоба подается до вступления решения в силу, так как в этом случае, согласно п. 1 ст. 101.2 НК РФ, она приостанавливает исполнение решения. Такую жалобу называют апелляционной.
При составлении жалобы в документе необходимо указать следующую информацию:
После этого необходимо поставить подпись. Также нужно приложить заверенную копию документа, который подтверждает полномочия плательщика, даже если он уже имеется в материалах камеральной проверки.
Несмотря на то что рассмотрением жалобы занимается вышестоящий налоговый орган, подается она в ту же ИФНС, которая ранее вынесла обжалуемое решение. Далее эта жалоба будет приложена к материалам проверки и передана в УФНС.
Обратите внимание, что теоретически апелляционную жалобу нельзя подать в центральный аппарат ФНС РФ напрямую. Однако, основываясь на действующих судебных решениях, если это все же сделано, то налоговая может перенаправить ее в управление.
Рассмотрение жалобы происходит заочно и без участия налогоплательщика. Как правило, налоговая может вызвать проверяемое лицо только если будут выявлены какие-либо несоответствия или противоречия между материалами дела и дополнительно поданными налогоплательщиком данными (п. 2 ст. 140 НК РФ), либо если УФНС решит рассмотреть дело заново в случае процедурных ошибок, допущенных со стороны инспекции.
Срок рассмотрения жалобы обычно составляет один месяц, однако он может быть продлен еще на месяц. Согласно п. 6 ст. 140 НК РФ, принятое по жалобе решение УФНС формирует в письменном виде и отправляет плательщику в течение трех рабочих дней.
В случае утверждения вышестоящим налоговым органом решения инспекции, проводившей проверку, оно вступает в силу с даты его утверждения. В случае несогласия решение можно обжаловать повторно, обратившись с заявлением в арбитражный суд.
Не нашли ответа на свой вопрос в наших статьях?
Обратитесь за помощью к нашему специалисту. Быстро ответим и поможем решить проблему.
Веб-форма не найдена.