Наверх
Gendalf Gendalf

Риск-ориентированный надзор в проверках ГИТ: критерии отнесения организации к категориям риска

Людмила Доголдиева

С некоторых пор инспекция по труду проверяет работодателей по так называемому риск-ориентированному подходу (РОП). Это способ организации надзора, когда суровость проверки зависит от категории риска, присвоенной компании. Пристальное внимание контролеры уделяют потенциально неблагополучным предприятиям, а число проверок в отношении добросовестных работодателей — уменьшается. Прочитав статью, вы узнаете, к какой точно категории «трудового» риска относится ваша организация!

Спойлер: придется вспомнить азы математики и немного посчитать.

Как трудовая инспекция решает, к какой категории риска отнести конкретную организацию

Проверить входит ли ваша компания в перечень работодателей с категорией риска «Высокая» и «Значительная» можно на сайте Роструда.

Если вашей организации в таком перечне нет, значит, категория риска не выше средней. Для точного подсчета критерия выполняем пару математических действий.

Первое — вычисляем так называемый показатель «А»: перемножаем соответствующие вашей организации показатели из таблиц 1 и 2 (столбец А и Б соответственно).

Таблица 1
Среднесписочная численность работников Коэффициент (А)
Менее 200 человек 0,5
От 200 до 499 человек 0,7
От 500 до 999 человек 1
Свыше 1000 человек 1,5
Таблица 2
Наименование основного вида деятельности по ОКВЭД Показатель потенциального вреда (Б)
Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство 0,49
Добыча полезных ископаемых 1,49
Обрабатывающие производства 0,96
Обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха 0,99
Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений 0,97
Строительство 0,87
Транспортировка и хранение 0,85
Деятельность в области информации и связи 0,58
Образование 0,44
Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг 0,57
Прочие виды экономической деятельности 0,2

Второе действие — определяем показатель «Б» на основании анализа деятельности организации. Для этого отвечаем на вопросы из нашей таблицы 3 и суммируем все полученные показатели между собой.

Таблица 3
Вопрос Да Нет
Наличие факта задолженности по заработной плате за предшествующий год 0,3 0
Наличие тяжелых несчастных случаев, связанных с производством, за предшествующий год 0,4 0
Наличие легких несчастных случаев, связанных с производством, за предшествующий год 0,1 0
Наличие факта назначенных административных наказаний за нарушение обязательных требований в сфере труда за 3 предшествующих года 0,1 0

Суммируем показатель «А» и «Б». Результат — это ваш показатель потенциального риска. Теперь можете определить по нему категорию риска, воспользовавшись таблицей 4.

Таблица 4
Наименование риска Показатель потенциального риска Регулярность проведения плановых проверок
Высокий риск От 1 и более 1 раз в 2 года
Значительный риск От 0,99 до 0,75 1 раз в 3 года
Средний риск От 0,74 до 0,5 1 раза в 4 — 5 лет
Умеренный риск От 0,49 до 0,25 1 раз в 6 — 8 лет
Низкий риск Менее 0,24 Не проводятся

Пример. Организация занимается строительством. Численность работников — 150 чел. Однажды в прошлом году выплатили зарплату с опозданием. Несчастных случаев в организации не было, административные предписания не получали.

Итого получаем: 0,5*0,87+(0,3+0+0+0)=0,735, что соответствует уровню риска «средний». Это значит, проверка может прийти к организации раз в 4-5 лет.

Новые механизмы контроля за работодателями в 2021 году

Арсенал контрольных мероприятий у инспекторов ГИТ пополнился. Среди новинок: инспекционный визит и рейдовый осмотр, которые проводятся без предварительного уведомления работодателя.

Кроме того, всегда остается риск внеплановой проверки в случае жалобы сотрудника. И ладно бы — проверили, со штрафом или нет. В будущем это грозит повышением категории риска работодателя.

Как обезопасить бизнес и сократить количество проверок

Чиновники обещали: работодателей, у которых нарушений нет, проверять перестанут. Чтобы соответствовать такому критерию, ведите кадровый учет должным образом. В помощь, для полной уверенности в правильности учета, — кадровый аудит. Можете проводить его как собственными силами, так и с привлечением сторонней организации.

Наши специалисты кадровой службы помогут обезопасить ваш бизнес от непредвиденных штрафов, проведя аудит кадровых документов вашей организации.

Вы получите:

  • Подробную информацию о проведении аудита, с перечнем всех документов и личных дел сотрудников, которые прошли проверку.
  • Список ошибок, нарушений и недочетов, допущенных во время ведения кадрового делопроизводства, со ссылкой на законодательные акты и размерами возможных штрафов.
  • Рекомендации по устранению нарушений: какие проблемы следует решить в самое ближайшее время и как, чтобы избежать претензий и штрафов.

Заказать услугу

Автор: Людмила Доголдиева,

Все статьи автора

Оцените статью:
Спасибо, ваш голос учтен
(0)