Мы на Workspace
Наверх
Gendalf Gendalf
Котик

Мррр...

Уже уходите?

Подпишитесь на анонс новых выпусков, чтобы вернуться к ним вновь

Подписаться

Как распорядиться использованными картриджами

Наталия Субботина

Как учесть в бюджетном учреждении расходные материалы для печатающих устройств в течение всего жизненного цикла и что делать с отработанным картриджем.


Реализация использованных картриджей

Реализация использованных картриджей

Учреждение может приобретать и использовать как оригинальные расходные материалы производителя оргтехники, так и совместимые – «compatible». Совместимым картриджем могут быть расходники, произведенные компанией, специализирующейся на их производстве, так и ранее использованные, и затем восстановленныеоригинальные картридж.

Следует отметить, что на рынке существует большое количество компаний, скупающих оригинальные картриджи, бывшие в эксплуатации для их последующего восстановления. От реализации материальных запасов бюджетное учреждение может получить доход. Учитывайтепоступившие суммы в составе собственных доходов по аналитическому коду подвида доходов 440 «Уменьшение стоимости материальных запасов» и одноименному коду КОСГУ. Для учета расчетов с покупателем в соответствии с Инструкцией по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений (утверждена приказом Минфина РФ от 16 декабря 2010 г. №174н) применяйте счет 205 74 «Расчеты по доходам от операций с материальными запасами».

Операции в бухгалтерском учете отразите корреспонденциями, указанными в таблице 1.

Таблица 1

Дебет Кредит Хозяйственная операция
2 205 74 560 2 401 10 172 Начислены доходы от выбытия материальных запасов
2 201 11 510
17 (КОСГУ 440)
2 205 74 660 Поступили денежные средства на лицевой счет в органе ФК

Аналогичным способом следует отразить доходы от реализации новых картриджей. Например, если техника вышла из строя и не подлежит дальнейшей эксплуатации или выбыла из учреждения по иным причинам, а расходные материалы были приобретены «впрок» и не подходят к другим моделям принтеров.

Распорядиться доходом бюджетное учреждение вправе по собственному усмотрению. Не забудьте внести соответствующие изменения в План финансово-хозяйственной деятельности.

Утилизация картриджей

Утилизация картриджей

Для экономии средств большинство владельцев оргтехники приобретают картриджи многоразового использования и прибегают к процедуре заправки картриджей. Выполнять процедуру заправки можно самостоятельно или приобретая соответствующие услуги в специализированных компаниях. Экономя средства на закупку основных средств учреждение приобретает дешевые модели принтеров, с которыми используются одноразовые картриджи. В любом случае жизненный цикл картриджарано или поздно заканчивается, расходный материал приходит в негодность и встает вопрос что делать с ним дальше.

В соответствии с приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» (далее ФККО) картриджи являются отходами, относимыми к IV (малоопасные) или даже III (умеренно опасные) классам. Это означает, что просто так выкинуть отработанный расходник нельзя. В таблице 2 приведена выдержка из ФККО.

Таблица 2

код ФККО Вид отхода Класс опасности
4 81 203 01 52 3 картриджи печатающих устройств с содержанием тонера 7 % и более отработанные III
4 81 203 02 52 4 картриджи печатающих устройств с содержанием тонера менее 7 % отработанные IV

Порядок обращения с отходами на территории РФ регулируется Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998г. № 89-ФЗ. В соответствии с требованиями нормативного акта индивидуальные предприниматели и юридические лица в процессе или результате деятельности которых образуются отходы I-IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение отходов к конкретному классу. Документом, удостоверяющим принадлежность отхода к тому или иному виду и классу опасности, является паспорт отхода.

Процедура паспортизации опасных отходов начинается с подготовки и направления на согласование в территориальный орган Росприроднадзора по месту юридической регистрации учреждения сведений о происхождении, составе, свойствах отходов, объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания и материалов отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды. Длительность процедуры составляет более двух месяцев, завершается рассмотрение материалов подтверждением либо неподтверждением класса опасности.

В первом случае заявитель получает Паспорт опасного отхода и Свидетельство о классе опасности отхода для окружающей природной среды, во втором – уведомление об отказе в подтверждении класса опасности.
Для отходов, включенных вФККО, паспорт оформляется бессрочно.

На опасные отходы учреждению необходимо оформить проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее ПНООЛР). Лимит — допустимый объем отходов определенного типа. ПНООЛР необходим для утверждения предельного количества отходов, образованных компанией в ходе своей деятельности, которые направляются с целью размещения на полигоны с учетом местной экологической обстановки.Таким образом, картриджи необходимо учитывать при формировании лимита отходов IV (III) класса опасности.

Требование о нормировании отходов установлено ст. 18 Федерального закона №89-ФЗ и Федеральным законом от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». При расчете лимитов руководствуйтесь приказом Минприроды РФ от 05.08.2014 № 349 «Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».

Деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности относится к лицензируемой. Такая норма установлена с п.30 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Это означает, что учреждениям необходимо заключать договор со специализированной организацией, обладающей соответствующе лицензией для утилизации отработанных картриджей. Услуги по утилизации являются платными. Расходы на оплату данных услуг следует производить по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ, услуг» и относить в бухгалтерском учете на код КОСГУ 226 «Прочие услуги».

Ответственность за нарушение норм

Нужно помнить, что несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления влечет наложение административного штрафа. Согласно ст.8.2 КоАП РФ размер штрафа составляет:

  • для должностных лиц учреждения – от 10 000 до 30 000 руб.;
  • для юридического лица – от 100 000 до 250 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Сразу поясним что использование отходов на данный момент не лицензируется, и продажа отработанного картриджа на восстановление не требует проверки лицензии у покупателя.

Учет отходов

Учет отходов

Отдельно следует сказать, что в соответствии со ст. 19 Федерального закона № 89-ФЗ лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам отходов. Порядок учета установлен приказом Минприроды РФ от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами» (далее Приказ №721).

Согласно ст.3 Приказа №721 данные учета являются информацией в области обращения с отходами и используются при:

  • проведении инвентаризации отходов;
  • подготовке ПНООЛР, отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности);
  • ведении федеральных статистических наблюдений;
  • расчетах платы за негативное воздействие на окружающую среду (в части размещения отходов).

Учреждения должны производить фактические измерения количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам отходов, либо вести учет на основании технической и технологической документации, бухгалтерских данных, актов приема-передачи, договоров.

Учет ведется в специальных формах, являющихся приложениями к Приказу №721. Так, приложением 4 утверждена форма Данных учета в области обращения с отходами.

В бухгалтерском учете учреждение может установить способ списания расходного материала либо в момент его выдачи в эксплуатацию, либо в момент его фактического выбытия при реализации или утилизации.

Первый способ упрощает учет и подходит для небольших учреждений. В крупной организации, где много техники, много материально-ответственных лиц и как правило в эксплуатации имеется резерв сменных картриджей, которые отправляют на дозаправку предпочтительно выбрать второй способ. Это немного усложняет учет, но вместе с тем позволит бухгалтеру по данным учета определить какое количество отходов необходимо включить в отчет за период на основании данных о списании, и в дальнейшем облегчит расчет ПНООЛР. Кроме того, данный способ позволит проконтролировать полноту поступления денежных средств при реализации картриджей на восстановление.

В учете отразите списание картриджей бухгалтерскими проводками, указанными в таблице 3.

Таблица 3

Дебет Кредит Хозяйственная операция
0 401 20 272 0 105 36 440 Списаны материальные запасы пришедшие в негодность
2 401 10 172 0 105 36 440 Реализованы материальные запасы

Оформите списание материальных запасов унифицированным документом «Актом о списании материальных запасов» (ф.0504230), реализацию Накладной на отпуск материалов (материальных ценностей) на сторону (ф.0504205).

По материалам изданий группы «Госфинансы» медиа-холдинга «Актион-МЦФЭР».

Подпишись на рассылку от «ПБ», чтобы всегда сходился баланс :)

Новости, экспертные статьи, обучение.

Настоящим подтверждаю, что я ознакомлен с условиями политики конфиденциальности и даю и согласие на обработку персональных данных.*

Автор: Наталия Субботина,

Все статьи автора

Возможно, вам будет интересно

Оцените статью:
Спасибо, ваш голос учтен
(0)

Возможно, вам будет полезно