Мы на Workspace
Наверх
Gendalf Gendalf
Котик

Мррр...

Уже уходите?

Подпишитесь на анонс новых выпусков, чтобы вернуться к ним вновь

Подписаться

Искажение бухгалтерской отчености: как избежать нарушений?

Наталия Субботина
Каков порядок составления и представления бухгалтерской, налоговой отчетности и статистических данных бюджетными и казенными учреждениями, и ответственность должностных лиц казенных и бюджетных учреждений за непредставление, представление недостоверной отчетности, читайте в статье.

Административная и дисциплинарная ответственность

Ответственность за недостоверность отчетности

Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений (ч.1 ст.13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Согласно профессиональному стандарту «Бухгалтер», утвержденному приказом Минтруда РФ от 22.12.2014 №1061н, одной из основных целей вида профессиональной деятельности бухгалтера является формирование указанной бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Несоблюдение бухгалтером требований по представлению достоверной отчетности в установленные сроки квалифицируется как неисполнение, или ненадлежащее исполнение возложенных на него трудовых обязанностей. В указанном случае в соответствии с нормативно- правовыми актами должностное лицо можно привлечь к дисциплинарной и административной ответственности.

Работодатель может привлечь работника к дисциплинарной ответственности, когда неисполнение служебных обязанностей возникло по его вине. Перечень дисциплинарных взысканий и порядок их применения закреплены в статье 192 и 193 Трудового кодекса РФ.

Административной ответственности должностное лицо подлежит согласно статье 2.4 Кодекса об административных нарушениях РФ (далее КоАП РФ), если ненадлежащее исполнение им своих служебных обязанностей квалифицируется как административное правонарушение, предусмотренное КоАП.

Порядок составления и представления бухгалтерской отчетности казенными учреждениями

Порядок составления и представления казенными учреждениями отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, бухгалтерской отчетности, предусмотрен Инструкциями, утвержденными соответственно приказами Министерства финансов РФ от 28.12.2010 №191н (далее Инструкция №191н).

Согласно пункту 10 Инструкции №191н казенное учреждение, как получатель бюджетных средств представляет бюджетную отчетность своему вышестоящему распорядителю (главному распорядителю) бюджетных средств в установленные им сроки.

За непредставление или представление с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчетности либо представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности в соответствии со статьей 15.15.6 КоАП РФ установлена административная ответственность должностных лиц с наложением административного штрафа в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Следует отметить, что законодателем не определено, что понимается под заведомо недостоверной бюджетной отчетностью. Представляется, что это не относится к случаям недостоверности отчетных данных, возникшей в результате технической ошибки.

Порядок составления и представления бухгалтерской отчетности бюджетными учреждениями

Согласно п. 6 Инструкции №33н (утверждена приказом Минфина РФ от 25.03.2011) бюджетным учреждением бухгалтерская отчетность представляется в орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, осуществляющий в отношении учреждения функции и полномочия учредителя в установленные учредителем сроки.

Бухгалтерская отчетность составляется на основе данных Главной книги и других регистров бухгалтерского учета, установленных законодательством РФ, с обязательным проведением сверки оборотов и остатков по регистрам аналитического учета с оборотами и остатками по регистрам синтетического учета. Данные, отраженные в годовой бухгалтерской отчетности учреждения, должны быть подтверждены результатами проведенной учреждением инвентаризации активов и обязательств.

Поскольку действие ст. 15.15.6 КоАП РФ распространяется на бюджетную, а не бухгалтерскую отчетность, должностные лица бюджетных учреждений не подлежат административной ответственности, предусмотренной в данной статье. Однако, необходимо помнить, что статьей 15.11 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность должностных лиц за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности. При этом в соответствии с п. 1 примечания к данной статье под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимается в том числе искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%.

Кроме того, казенные и бюджетные учреждения должны представлять отчетность в установленные сроки в надлежащем объеме в территориальные органы ФНС РФ и органы формирования официальной статистической информации.

Что необходимо представить в составе бухгалтерской отчетности

Согласно письму Минфина РФ от 28.03.2013 № 02-06- 07/9937 представление отчетности в налоговые органы организациями-налогоплательщиками следует осуществлять в составе следующих форм.

Получателями бюджетных средств (казенными учреждениями) представляется баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (форма 0503130);

Бюджетными учреждениями представляются:

  • баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730);
  • отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) (в разрезе видов финансового обеспечения (деятельности);
  • отчет о финансовых результатах деятельности учреждения (ф. 0503721);
  • сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769) (в разрезе видов финансового обеспечения (деятельности);
  • сведения об остатках денежных средств учреждения (ф. 0503779) (в разрезе деятельности с целевыми средствами, деятельности по оказанию услуг (работ), по средствам во временном распоряжении).

Порядок представления налоговой отчетности

Помимо бюджетной, бухгалтерской отчетности учреждения представляют налоговую отчетность в объемах и в сроки, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. Несоблюдение отдельных требований квалифицируется как нарушение требований НК РФ и подлежит как административной, так и налоговой ответственности (предусмотрена НК РФ).

Необходимо отметить, что привлечение к административной ответственности не освобождает от налоговой ответственности. Так непредставление в установленный срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета согласно п. 1 ст. 119 НК РФ влечет взыскание штрафа в размере 5% не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 руб. Согласно статье 15.15 КоАП РФ нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.

За несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронной форме в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом статьей 119.1 предусмотрено взыскание штрафа в размере 200 руб.

Отчетность в органы статистики

В органы государственной статистики все организации, в том числе и казенные, бюджетные учреждения, обязаны представлять первичные статистические и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 29.11.2007 №282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации».

Порядок и условия представления первичных статистических и административных данных органам, осуществляющим формирование официальной статистической информации, определены постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 №620 «Об условиях представления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета».

Нарушение должностным лицом, ответственным за представление статистической информации, порядка ее представления, а равно представление недостоверной статистической информации, влечет ответственность, установленную ст. 13.19 КоАП – наложение административного штрафа в размере от 3000 до 5000 руб.

Отражение на счетах бухгалтерского (бюджетного) учета свершившихся фактов хозяйственной жизни в полном объеме, ведение учета в соответствии с требованиями действующих нормативно-правовых актов, а также проведение сверок взаиморасчетов и инвентаризаций для своевременного выявление и исправления допущенных ошибок являются основой для формирования достоверной отчетности. Следует отдельно упомянуть о необходимости организации налогового учета казенными и бюджетными учреждениями при наличии налогооблагаемой базы (предусмотренных НК РФ хозяйственных операций и имущества). От своевременности указанных действий нередко зависит и соблюдение сроков представления всех видов отчетности.

Подпишись на рассылку от «ПБ», чтобы всегда сходился баланс :)

Новости, экспертные статьи, обучение.

Настоящим подтверждаю, что я ознакомлен с условиями политики конфиденциальности и даю и согласие на обработку персональных данных.*

Автор: Наталия Субботина,

Все статьи автора

Возможно, вам будет интересно

Оцените статью:
Спасибо, ваш голос учтен
(0)

Возможно, вам будет полезно

ГЭНДАЛЬФ
ГЭНДАЛЬФ ГЭНДАЛЬФ ГЭНДАЛЬФ