В нынешних условиях бизнесу нельзя полагаться только на предпринимательское чутье — нужны четкие цифры и гибкие планы, основанные на них. Каждый шаг должен быть рассчитан, ведь, к сожалению, кризис права на ошибку не оставляет.
Начнем с планов и инструментов, которые помогут их составить.
Как составить план планирования бизнеса
Сейчас полезны планы двух типов:
- Оперативный план — это план на каждую неделю на ближайший месяц, до предположительного окончания карантина. Этот план составляем в трех сценариях: оптимистичном, реалистично и пессимистичном. Далее по фактам будем сверять, какой сценарий действует и соответствующим образом корректировать действия.
- План перезапуска бизнеса — после отмены изоляции все начнет возвращаться на свои места, но прежним уже не будет. Сейчас надо планировать работу в условиях изменившегося рынка и потребителя.
Если нужно выжить, то придется учитывать каждую цифру, оперативно реагировать на движение доходов и расходов и гибко подстраиваться под ситуацию.
План должен отталкиваться от важной оценки: бизнеса в его реальном состоянии, как есть. Для этого надо собрать следующие данные:
- О деньгах: денежный поток, остатки.
- О том, что приносит прибыль: самые продаваемые продукты, самые маржинальные продукты, лучшие клиенты, прямые и косвенные расходы (с аналитикой по статьям затрат).
- О балансе: товарные запасы, дебеторская и кредиторская задолженность.
Пример анализа данных о положении дел:
Управленческие отчеты | Основные показатели | Для чего |
---|---|---|
Отчет о движении денежных средств | Денежный поток |
Сколько денег? Откуда поступили? Кому оплатили? |
Отчет о прибылях и Убытках | Прибыль | Есть ли прибыль? Сколько взять из бизнеса? |
Баланс |
Активы Капитал Обязательства |
Где деньги? Где прибыль? Эффективно ли вложил деньги в бизнес? |
И примерно вот так должны выглядеть ежедневные показатели в цифрах:
Оперативный отчет | |||
---|---|---|---|
Каждый день у собственника | |||
Деньги | 20.05 | 21.05 | 22.05 |
Остаток на начало | 100 | 400 | 200 |
Поступления | 500 | 100 | 100 |
Выплаты | 200 | 300 | 200 |
Остаток на конец | 400 | 200 | 100 |
Нам должны | 400 | 500 | 380 |
Мы должны | 600 | 700 | 650 |
Далее проводим анализ продаж, расходов, продуктов.
- Доходы: анализируем продажи по продуктам, каналам сбыта, клиентам.
- Расходы: делим на прямые/косвенные, по статьям.
- Валовая прибыль: по продуктам, группам продуктов, каналам сбыта, клиента.
Пример анализа продаж по продуктам:
Спортивные снаряды | Спортивная одежда | Спортивная обувь | Итого | |
Продажи, тыс. руб. | 1200 | 2100 | 500 | 3800 |
Себестоимость, тыс. руб. | 960 | 1680 | 400 | 3040 |
Валовая прибыль, тыс. руб. | 240 | 420 | 100 | 760 |
Рентабельность, % | 20% | 20% | 20% | 20% |
Соответственно, анализ может показать, какие товары сейчас вообще не в ходу и их закупку следует свести к минимуму или вообще от них временно отказаться, чтобы вложенные в них деньги не прокисали на складе.
Аналогично анализ можно провести по каналам, например:
Интернет-продажи | Розница | Опт | Итого | |
Продажи, тыс. руб. | 2000 | 800 | 1000 | 3800 |
Себестоимость, тыс. руб. | 1580 | 560 | 900 | 3040 |
Валовая прибыль, тыс. руб. | 420 | 240 | 100 | 760 |
Рентабельность, % | 21% | 30% | 10% | 20% |
Продвижение оставляем только для тех каналов, которые приносят нам наибольший доход. Можно раздробить каналы еще конкретнее: например, YouTube смотрят 3 с половиной человека. Значит, прикрываем там лавочку до более жирных времен.
Далее проверяем косвенные расходы — услуги связи, коммунальные платежи, расходы на офис и т.д. Нормальный показатель косвенных расходов — 10-15%. Если он выше — что-то идет не так, тратим слишком много.
После, опираясь на полученные данные, моделируем сценарии на период кризиса. Как мы помним, у нас их три.
Оптимистичный — спрос не упал и покупают в основном высокмаржинальные товары.
Реалистичный — спрос упал, но высокомаржинальные товары продолжают покупать.
Пессимистичный — упало все, и спрос, и маржинальность наших товаров.
Сумма, тыс. руб. | Оптимистичный | Реалистичный | Пессимистичный | |
---|---|---|---|---|
Выручка | 3800 | 4000 | 2000 | 500 |
Количество сделок | 760 | 1000 | 800 | 500 |
Средний чек | 5 | 4 | 2,5 | 1 |
Переменные расходы | 3040 | 2600 | 1400 | 350 |
Маржинальная прибыль | 760 | 1400 | 600 | 150 |
Маржинальность, % | 20% | 35% | 30% | 30% |
Постоянные расходы | 240 | 100 | 100 | 0 |
Операционная прибыль | 520 | 1300 | 500 | 150 |
Изменение прибыли | 780 | -20 | -370 | |
Рентабельность, % | 14% | 33% | 25% | 30% |
Автоматизация планирования бизнеса в кризис
Но чтобы это не звучало абстрактно, рассмотрим, как использовать для этого инструментарий «1С:Управление нашей фирмой».
В программе есть робот-ассистент Даша, который поможет настроить планы, сценарии развития бизнеса и отчеты, с помощью которых мы будем это отслеживать.
Допустим, нам важно отслеживать рост продаж, чистой прибыли, денежного потока. Также устанавливаем показатель, что маржинальность должна быть не менее 25%, чтобы мы могли получать чистую прибыль. А уровень рентабельности не ниже минимальной по отрасли — 10%. Вот так это будет выглядеть на борде с показателями:
Если квадрат оранжевый, значит, что-то идет не так. Надо формировать отчет и смотреть, где мы проседаем.
Ассистент подскажет, что делать. Например, зайдем в карточку «Продажи» и увидим, что Даша написала нам письмо с предложениями. Из этого письма можно по гиперссылкам перейти в нужные отчеты.
Сформируем отчет «Динамика продаж по номенклатуре», провалившись в гиперссылку. Этот отчет покажет рост продаж по месяцам в детализации по товарам.
Та же табличка, что мы делали вручную, только теперь ее сформировала программа на основе введенных ранее документов и данных. Из нее видно, что рост продаж происходит за счет Товара 2 и Товара 3, а вот Товар 1 не оправдывает ожиданий.
А отчет по маржинальности покажет нам, что 55% всей прибыли мы заработали на Товаре 2.
Из этого следует, что лучшей стратегией будет увеличить закупки Товара 2, за счет чего можно получить на него скидку у поставщика. Так как на него есть спрос, то и цену можно поднять. А если поднять в цене и Товар 3, то можно увеличить объем выручки и повысить маржинальность.
Таким образом с помощью ассистента «1С:УНФ» в разделе «Анализ бизнеса» мы отслеживаем достижение поставленных плановых целей, контролируем показатели, проводим анализ и получаем рекомендации по дальнейшим действиям.
Далее еженедельно нужно анализировать план-факт в трех основных отчетах «Анализа бизнеса»: «Денежный поток», «Доходы и расходы», «Баланс». Эти данные помогут нам оперативно корректировать свои действия и отслеживать, по какому сценарию сейчас движется бизнес.
Хотите держать бизнес на плаву?
Попробуйте «1С:Управление нашей фирмой» — 30 дней бесплатный тестовый период!
После покупки программы вы получите 2 часа обучения работе с программой в подарок, а также скидку 15% на курсы по работе в «1С» от компании «ГЭНДАЛЬФ».