Мы на Workspace
Наверх
Gendalf Gendalf
1740

Планирование бизнеса в кризис с «1С:УНФ»

В нынешних условиях бизнесу нельзя полагаться только на предпринимательское чутье — нужны четкие цифры и гибкие планы, основанные на них. Каждый шаг должен быть рассчитан, ведь, к сожалению, кризис права на ошибку не оставляет.

Начнем с планов и инструментов, которые помогут их составить.

Как составить план планирования бизнеса

Сейчас полезны планы двух типов:

  1. Оперативный план — это план на каждую неделю на ближайший месяц, до предположительного окончания карантина. Этот план составляем в трех сценариях: оптимистичном, реалистично и пессимистичном. Далее по фактам будем сверять, какой сценарий действует и соответствующим образом корректировать действия.
  2. План перезапуска бизнеса — после отмены изоляции все начнет возвращаться на свои места, но прежним уже не будет. Сейчас надо планировать работу в условиях изменившегося рынка и потребителя.

Если нужно выжить, то придется учитывать каждую цифру, оперативно реагировать на движение доходов и расходов и гибко подстраиваться под ситуацию.

План должен отталкиваться от важной оценки: бизнеса в его реальном состоянии, как есть. Для этого надо собрать следующие данные:

  • О деньгах: денежный поток, остатки.
  • О том, что приносит прибыль: самые продаваемые продукты, самые маржинальные продукты, лучшие клиенты, прямые и косвенные расходы (с аналитикой по статьям затрат).
  • О балансе: товарные запасы, дебеторская и кредиторская задолженность.

Пример анализа данных о положении дел:

Управленческие отчеты Основные показатели Для чего
Отчет о движении денежных средств Денежный поток Сколько денег? Откуда поступили?
Кому оплатили?
Отчет о прибылях и Убытках Прибыль Есть ли прибыль? Сколько взять из бизнеса?
Баланс Активы
Капитал
Обязательства
Где деньги?
Где прибыль?
Эффективно ли вложил деньги в бизнес?

И примерно вот так должны выглядеть ежедневные показатели в цифрах:

Оперативный отчет
Каждый день у собственника
Деньги 20.05 21.05 22.05
Остаток на начало 100 400 200
Поступления 500 100 100
Выплаты 200 300 200
Остаток на конец 400 200 100
Нам должны 400 500 380
Мы должны 600 700 650

Далее проводим анализ продаж, расходов, продуктов.

  • Доходы: анализируем продажи по продуктам, каналам сбыта, клиентам.
  • Расходы: делим на прямые/косвенные, по статьям.
  • Валовая прибыль: по продуктам, группам продуктов, каналам сбыта, клиента.

Пример анализа продаж по продуктам:

Спортивные снаряды Спортивная одежда Спортивная обувь Итого
Продажи, тыс. руб. 1200 2100 500 3800
Себестоимость, тыс. руб. 960 1680 400 3040
Валовая прибыль, тыс. руб. 240 420 100 760
Рентабельность, % 20% 20% 20% 20%

Соответственно, анализ может показать, какие товары сейчас вообще не в ходу и их закупку следует свести к минимуму или вообще от них временно отказаться, чтобы вложенные в них деньги не прокисали на складе.

Аналогично анализ можно провести по каналам, например:

Интернет-продажи Розница Опт Итого
Продажи, тыс. руб. 2000 800 1000 3800
Себестоимость, тыс. руб. 1580 560 900 3040
Валовая прибыль, тыс. руб. 420 240 100 760
Рентабельность, % 21% 30% 10% 20%

Продвижение оставляем только для тех каналов, которые приносят нам наибольший доход. Можно раздробить каналы еще конкретнее: например, YouTube смотрят 3 с половиной человека. Значит, прикрываем там лавочку до более жирных времен.

Далее проверяем косвенные расходы — услуги связи, коммунальные платежи, расходы на офис и т.д. Нормальный показатель косвенных расходов — 10-15%. Если он выше — что-то идет не так, тратим слишком много.

Планировать бизнес во времена кризиса поможет голосовой ассистент Даша. Среди инструментов «1С:Управление нашей фирмой» ассистент Даша является одной из самых популярных функций.После, опираясь на полученные данные, моделируем сценарии на период кризиса. Как мы помним, у нас их три.

Оптимистичный — спрос не упал и покупают в основном высокмаржинальные товары.

Реалистичный — спрос упал, но высокомаржинальные товары продолжают покупать.

Пессимистичный — упало все, и спрос, и маржинальность наших товаров.

Сумма, тыс. руб. Оптимистичный Реалистичный Пессимистичный
Выручка 3800 4000 2000 500
Количество сделок 760 1000 800 500
Средний чек 5 4 2,5 1
Переменные расходы 3040 2600 1400 350
Маржинальная прибыль 760 1400 600 150
Маржинальность, % 20% 35% 30% 30%
Постоянные расходы 240 100 100 0
Операционная прибыль 520 1300 500 150
Изменение прибыли 780 -20 -370
Рентабельность, % 14% 33% 25% 30%

Автоматизация планирования бизнеса в кризис

Но чтобы это не звучало абстрактно, рассмотрим, как использовать для этого инструментарий «1С:Управление нашей фирмой».

В программе есть робот-ассистент Даша, который поможет настроить планы, сценарии развития бизнеса и отчеты, с помощью которых мы будем это отслеживать.

Инструмент «1С:Управление нашей фирмой» – ассистент Даша позволяет проводить подобны анализ деятельности бизнеса. Инструмент «1С:Управление нашей фирмой» – ассистент Даша является поможет настроить планы, сценарии развития бизнеса и отчеты.

Анализ деятельности показателей бизнеса в кризис – важный элемент при планировании бизнес-процессов в сложное время.

Допустим, нам важно отслеживать рост продаж, чистой прибыли, денежного потока. Также устанавливаем показатель, что маржинальность должна быть не менее 25%, чтобы мы могли получать чистую прибыль. А уровень рентабельности не ниже минимальной по отрасли — 10%. Вот так это будет выглядеть на борде с показателями:

Для планирования бизнеса в кризис у Ассистента Даши есть специальная карточка «Продажи», где хранятся письма с предложениями.

Если квадрат оранжевый, значит, что-то идет не так. Надо формировать отчет и смотреть, где мы проседаем.

Ассистент подскажет, что делать. Например, зайдем в карточку «Продажи» и увидим, что Даша написала нам письмо с предложениями. Из этого письма можно по гиперссылкам перейти в нужные отчеты.

Отчет «Динамика продаж по номенклатуре» рост продаж по месяцам в детализации по товарам, что поможет избежать последствий кризиса и уменьшения прибыли.

Сформируем отчет «Динамика продаж по номенклатуре», провалившись в гиперссылку. Этот отчет покажет рост продаж по месяцам в детализации по товарам.

План-фактный анализ продаж помогает планировать бизнес в кризис, оценивать расходы, доходы и маржинальность.

Та же табличка, что мы делали вручную, только теперь ее сформировала программа на основе введенных ранее документов и данных. Из нее видно, что рост продаж происходит за счет Товара 2 и Товара 3, а вот Товар 1 не оправдывает ожиданий.

Валовая прибыль по номенклатуре или отчет по маржинальности показывает сколько прибыли заработал бизнес.

А отчет по маржинальности покажет нам, что 55% всей прибыли мы заработали на Товаре 2.

Планирование затрат и доходов с помощью ассистента Даши в «1С:УНФ» в разделе «Анализ бизнеса». Он позволяет отслеживать достижение плановых целей.

Из этого следует, что лучшей стратегией будет увеличить закупки Товара 2, за счет чего можно получить на него скидку у поставщика. Так как на него есть спрос, то и цену можно поднять. А если поднять в цене и Товар 3, то можно увеличить объем выручки и повысить маржинальность.

Таким образом с помощью ассистента «1С:УНФ» в разделе «Анализ бизнеса» мы отслеживаем достижение поставленных плановых целей, контролируем показатели, проводим анализ и получаем рекомендации по дальнейшим действиям.

Далее еженедельно нужно анализировать план-факт в трех основных отчетах «Анализа бизнеса»: «Денежный поток», «Доходы и расходы», «Баланс». Эти данные помогут нам оперативно корректировать свои действия и отслеживать, по какому сценарию сейчас движется бизнес.

Оперативное планирование для бизнеса

Хотите держать бизнес на плаву?

Попробуйте «1С:Управление нашей фирмой» — 30 дней бесплатный тестовый период!

Начать работу

После покупки программы вы получите 2 часа обучения работе с программой в подарок, а также скидку 15% на курсы по работе в «1С» от компании «ГЭНДАЛЬФ».

Заказать программу


Поделиться  

Рейтинг статьи:

4.9

(на основе 11 голосов)

ГЭНДАЛЬФ
ГЭНДАЛЬФ ГЭНДАЛЬФ ГЭНДАЛЬФ