На сегодняшний день, согласно российскому законодательству, любые государственные учреждения не могут просто купить товары или заказать услуги, например в интернет-магазине. При этом не важно о каких масштабах идет речь: строительство школы или покупка канцелярии для класса.
Существует специальная процедура для того, чтобы бюджетные учреждения могли найти исполнителей, которые бы оказали услугу должным образом и укладывались в утвержденный бюджет. Данная процедура и получила название госзакупоок.
Все ключевые аспекты подготовки и проведения госзакупок регулирует Федеральный закон от 05.04.13 № 44-ФЗ (далее — № 44-ФЗ), который написан сложным юридическим языком.
Давайте вместе разберем основные положения № 44-ФЗ.
Важные определения в рамках 44-ФЗ, которые вам нужно знать
- Государственный заказчик (далее — Заказчик)— это организация, которая нуждается в товарах и услугах и оплачивает закупку. Например, больницы, школы, вузы, научные институты,
- Поставщик (Исполнитель) — юридическое или физическое лицо, в том числе ИП, которое участвует в закупке и поставляет товары и услуги.
- Zakupki.gov.ru — сайт единой информационной системы (ЕИС), где заказчики публикуют закупки и отчеты об исполнении контрактов. В ЕИС есть реестры всех заключенных контрактов, недобросовестных поставщиков, жалоб на заказчиков и другая важная информация.
- Начальная максимальная цена контракта (далее — НМЦК) — стоимость поставки товаров, которую устанавливает заказчик. НМЦК нужно обязательно обосновывать. Поставщики не могут предложить цену, выше НМЦК.
- Электронная торговая площадка (далее — ЭТП) — сайт, на котором заказчики размещают закупки, поставщики подают заявки на участие в закупках, проводятся электронные аукционы.
Кто участвует в закупках по 44-ФЗ
Заказчик | Поставщик |
Государственные учреждения |
Любое юридическое или физическое лицо (в том числе ИП и самозанятые), которое:
|
Принципы контрактной системы
Подготовительный этап
Для начала, до самой процедуры госзакупки, заказчику необходимо провести ряд подготовительных мероприятий, а именно:
- Получить квалифицированную электронную подпись (памятка «Как получить и как использовать квалифицированную электронную подпись» расположена по ссылке.
- Зарегистрироваться в Едином реестре участников закупок в ЕИС по ссылке.
- Открыть спецсчет в одном из банков, перечисленных в перечне Правительства РФ от 13 июля 2018 г. № 1451-р для хранения денежных средств переданных Исполнителем для обеспечения заявки с его стороны. В перечне имеются такие банки, как Сбербанк, Банк Точка, Почта Банк Тинькофф Банк, Центр-Инвест и иные.
- Аккредитоваться на одной из электронных торговых площадок (далее ЭТП). В настоящий момент Заказчикам по 44-ФЗ допускается размещать закупки только на площадках из указанного в распоряжении Правительства РФ от 12.07.2018 № 1447-р перечня.
- АГЗ РТ — Акционерное общество «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан».
- АО «ЕЭТП» Акционерное общество «Единая электронная торговая площадка»;
- АО РАД — Акционерное общество «Российский аукционный дом»;
- ЭТП «ТЭК-Торг — Акционерное общество «ТЭК — Торг»;
- Электронная торговая площадка «Фабрикант» — Акционерное общество «Электронные торговые системы»;
- АО «Сбербанк-АСТ» Закрытое акционерное общество «Сбербанк — Автоматизированная система торгов»;
- РТС-тендер Общество с ограниченной ответственностью «РТС — тендер»;
- ЭТП Газпромбанк Общество с ограниченной ответственностью «Электронная торговая площадка ГПБ».
Хорошая новость для заказчика заключается в том, что вышеперечисленные действия, совершаемые на подготовительном этапе, происходят единожды. Далее начинается сама процедура госзакупки.
Способы госзакупок по 44-ФЗ
Существуют различные способы проведения государственной закупки по 44-ФЗ, которые отражены на следующем рисунке.
Процедура госзакупки
В целом, независимо от вида закупки, схематично саму процедуру от начала до конца можно представить в виде следующих этапов, отраженных на рисунке ниже.
Рассмотрим схему более подробно. заказчик понимает свою потребность в чем-либо — товаре или услуге и принимает решение о закупке (точка 1). Далее заказчик готовит подробное техническое задание (далее — ТЗ) или спецификацию. В нём он детально отражает все требования к необходимому товару, услугам. (точка 2)
ТЗ представляет собой документ, детально описывающий цели и задачи, которые поставлены заказчиком перед исполнителем. Его оформление позволяет упростить как производство работ, так и контроль над их выполнением.
Обратите внимание
Грамотно составленное ТЗ — это первый и очень важный шаг на пути к взаимовыгодному сотрудничеству между заказчиком и подрядчиком, позволяющий исключить или минимизировать спорные ситуации в ходе дальнейшей работы, учитывая актуальность ТЗ.
Для успешной деятельности обеих заинтересованных сторон, имеет смысл рассмотреть основные вопросы, связанные с оформлением и исполнением контракта более внимательно.
После этого заказчик формирует начальную (максимальную) цену контракта (далее — НМЦК) в зависимости от объекта закупки и способа размещения (точка 3) в соответствии с 22 статьей 44-ФЗ
Методы в данном случае могут быть следующие.
- Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). Заключается в установлении НМЦК на основании информации о рыночных ценах идентичных или однородных товаров, планируемых к закупкам.
- Нормативный метод. Заключается в расчете НМЦК на основе требований к закупаемым товарам, установленных в соответствии со статьей 19 44-ФЗ.
- Тарифный метод. Применяется заказчиком, если в соответствии с законодательством РФ цены закупаемых товаров подлежат государственному регулированию.
- Проектно-сметный метод применяется в области строительства, реконструкции, капитального ремонта и т.п.
- Затратный метод применяется в случае невозможности применения иных вышеперечисленных методов.
После этого заказчик указывает цену и условия закупки. ТЗ публикуется на портале в виде извещения о проведении закупки (точка 4).
Исполнитель, ознакомившись с ТЗ заказчика думает, принимать ли ему участие в этой закупке, устраивают ли его условия, выставленные заказчиком и при положительном решении, готовит документы для участия в тендере (точки 5-7).
Затем заказчик рассматривает заявки и принимает решение в отношении каждой поступившей заявки об отказе в допуске к участию или о допуске участника (точки 8,9).
Далее заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке и направляет оператору электронной площадки.
В зависимости от способа закупки определяется победитель. (ст. 48 ФЗ-44)
После определения победителя остается самое приятное для исполнителя — заключение контракта и для заказчика — исполнение контракта (точки 12 и 13).
Данная схема на рисунке весьма упрощена, однако в целом отличия для разных видов закупок не столь существенны.
Различия аукциона и конкурса
В этой статье мы рассмотрим наиболее актуальные и распространенные из способов госзакупок — аукцион и конкурс. Это конкурентные способы выбора поставщика, которые применяют заказчики. Отличия в процедуре проведения и сроках проведения можно увидеть ниже.
Для удобства понимания, разделим этапы проведения закупки на три, как указано на схеме:
Начальный этап представляет собой определенные мероприятия, совершаемые Заказчиками и Исполнителями до проведения самого аукциона или конкурса. Они не могут превышать срок 17 и 32 дня соответственно.
Стадия закупки |
Аукцион, кол-во дней |
Конкурс, кол-во дней |
Размещение в ЕИС извещения о закупке до даты окончания срока подачи заявок на участие не менее чем за (ч. 3 ст.42) |
7 дней |
15 дней |
Срок подачи запросов на разъяснение положений извещения до окончания срока подачи заявок. не позднее, чем за (ч.5 ст.42) |
3 дня |
|
Размещение в ЕИС ответов на запросы на разъяснение положений извещения с даты поступления запроса в течение (ч.5 ст.42) |
2 дней |
|
Внесение изменений в извещение до окончания срока подачи заявок. не позднее, чем за (ч. 4 ст.42) |
1 рабочий день |
|
Продление сроков подачи заявок в случае внесения изменений в извещение до даты окончания срока подачи заявок на участие не менее чем на (ч. 4 ст.42) |
3 дня |
10 дней |
Отмена аукциона или конкурса до даты окончания срока подачи заявок и размещение извещение об отмене в ЕИС не позднее, чем за (ч. 1 ст. 36) |
1 рабочий день |
Далее следует этап, показывающий различия в проведении самой процедуры аукциона и конкурса. Он представлен в нижеприведенной таблице и составляет не более 3 и 6 дней соответственно.
Аукцион |
||
Стадия закупки |
Количество дней/часов |
Статья 44-ФЗ |
Срок рассмотрения заявок с даты окончания срока подачи заявок, но не позднее даты подведения итогов аукциона, установленной в извещении об осуществлении закупки не более |
2 рабочих дней |
ч.5 ст.49 |
Размещение в ЕИС протокола подачи ценовых предложений с момента завершения процедуры подачи ценовых предложений (ЦП) не позднее |
1 часа |
ч.4 ст.49 |
Проведение аукциона |
2-5 часов |
п.5 ч.3 ст.49 |
Конкурс |
||
Получение заказчиком первой части заявки на участие в конкурсе не позднее |
1 рабочего дня |
ч. 13 ст.48 |
Рассмотрение и оценка первых частей заявок на участие в конкурсе с даты окончания срока подачи заявок не более |
2 рабочих дней |
ч.3-4 ст.48 |
Публикация протокола рассмотрения и оценки первых и вторых частей заявок с момента получения от заказчика протокола рассмотрения и оценки вторых частей заявок не позднее |
1 часа |
ч.14 ст.48 |
Подача участниками, первые части заявок которых признаны соответствующими извещению об осуществлении закупки вправе 1 предложение о цене контракта |
1 час |
ч.8 ст.48 |
Рассмотрение и оценка вторых частей заявок со дня, следующего за днём получения вторых частей заявок на участие в закупке |
2 рабочих дней |
ч.11 ст.48 |
Срок рассмотрения и оценки заявок и подведения итогов конкурса не позднее |
1 рабочего дня |
ч.15 ст.48 |
Итоговый этап является заключительным. Рассмотрим подробнее совершаемые действия и сроки подписания контракта по завершению госзакупки.
Стадия закупки |
Количество дней/часов |
Статья 44-ФЗ |
Размещение в ЕИС протокола подведения итогов с момента получения от заказчика протокола подведения итогов не позднее |
1 часа |
|
Разъяснение итогов электронного аукциона или конкурса с даты поступления запроса участника закупки в течение |
2 рабочих дней |
|
Заказчик направляет участнику закупки, с которым заключается контракт, заполненный проект контракта на подписание в течение |
2 рабочих дней |
ч.2 ст.51 |
Участник закупки с даты направления проекта контракта обязан подписать проект контракта и предоставить обеспечение контракта или направить протокол разногласий в течение |
5 рабочих дней |
ч.3 ст.51 |
Рассмотрение протокола разногласий Заказчиком с даты размещения такого протокола участником закупки. в течение |
2 рабочих дней |
ч.4 ст.51 |
Подписание контракта участником закупки, направленного после обработки протокола разногласий — в течение |
1 рабочего дня с |
ч.5 ст.51 |
Заказчик подписывает контракт с даты подписания контракта участником закупки и предоставления обеспечения контракта в течение |
2 рабочих дней |
ч.4 ст.51 |
Контракт может быть подписан заказчиком с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов. не ранее чем через |
10 дней |
ч.1 ст.51 |
В среднем вся процедура госзакупки с применением аукциона составляет 25-27 дней, а конкурса — 40-45 дней.
Напомним, что заказчик сам выбирает способ закупки, исходя из критериев оценки участников, алгоритма проведения, сроков проведения, требованиям к составу заявки и другим параметрам.
Госзакупки в части информационных технологий
Подобные схемы проведения госзакупок распространяются и на информационные технологии.
Нагрузка на государственные учреждения в части ведения учета ничуть не меньше той, что имеет современный бизнес. Государственные учреждения, как правило, это крупные субъекты хозяйственной, исполнительно-распорядительной деятельности, территориально удаленные друг от друга. При этом внутри одного огромного ведомства действуют одни и те же требования к организации бухгалтерского, управленческого и иных видов учета.
В связи с этим, возникает необходимость в использовании программных продуктов, отвечающих следующим требованиям:
- Строгое соответствие требованиям законодательства РФ и незамедлительное обновление в программах правовой базы;
- Обеспечение единых подходов к ведению учета во всех учреждениях одного государственного органа;
- Обеспечение информационной безопасности и конфиденциальности данных, содержащихся в программах;
- Создание условий для контроля за достоверностью документов и сведений, а также формирующихся на их основании отчетов;
- Применение ограничений в части прав доступа работы пользователя в соответствии с выполняемыми должностными инструкциями.
Программы для автоматизации госсектора
Вышеперечисленные требования успешно реализуются в программах и конфигурациях «1С», разработанных специально для нужд государственного сектора, таких как:
- «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8»;
- «1С:Зарплата и кадры государственного учреждения 8»;
- «1С:Государственные и муниципальные закупки»;
- «1С:Бюджетная отчетность 8»;
- «1С:Свод отчетов 8»;
- «1С:Бюджет муниципального образования»;
- Прочие решения «1С» и конфигурации, узкоспециализированные и доработанные для решения специфических задач учета в конкретных ведомствах.
В качестве примера возьмем программу «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» (1С:БГУ) предназначенную для автоматизации бюджетного учета. Она является наиболее востребованной в работе госсектора.
«1С:БГУ»: возможности программы
Использование «1С:БГУ» дает большое количество преимуществ, некоторые из них перечислены ниже.
- Возможность для пользователя настроить программу максимально «под себя». Например, для удобства можно попросту отключить те функции, которые в конкретном учреждении не используются и оставить только те, которые необходимы.
- Печать первичных учетных документов напрямую из программы.
- Сохранность неограниченного количества первичных учетных документов в программе и легкий поиск их при необходимости, в том числе возможность хранения скан-копий подписанных документов.
- Контроль санкционирования при принятии обязательств и при формировании расчетно-платежных документов: программа сама проверяет, не превышают ли суммы принимаемых обязательств суммы БА и ЛБО.
- Возможность настройки вида документов и печатных форм в пользовательском режиме, без привлечения специалистов.
- Интеграция с другими системами. Программа имеет широкие возможности взаимодействия с приложениями и обеспечивает загрузку курса валют, классификаторов, и т.п.
- Интеграция с контролирующими органами. Программа позволяет нажатием нескольких кнопок отправить отчеты или запрашиваемые документы и сведения в СУФД, АСФК, ЭБ.
- Возможность вести учет расходов будущих периодов с автоматическим расчетом сумм их списания, а также учитывать выданные поставщикам авансы по документам оплаты.
Пример с «1С:БГУ» доказывает, что автоматизация процессов бухгалтерского, управленческого и другого учета с применением различных конфигураций «1С» позволит государственным учреждениям:
- экономить время сотрудников на решении типовых задач и перенаправить его на более интеллектуальные;
- экономить средства бюджета;
- упростить руководителю управленческий учет и контроль работы государственного учреждения в целом;
- максимально сократить количество ошибок, во многом исключив человеческий фактор;
- сделать все виды учета более прозрачными как для руководителя, так и для контролирующих органов надзора;
- повысить качество и ускорить процесс работы государственного органа при решении вопросов, связанных с потребностями граждан.
Практика использования программ «1С» государственными органами показывает, что еще не было случаев, когда учреждение отказалось бы от программного продукта и вернулась к ведению учета вручную.
Конфигурации «1С» можно назвать естественным процессом развития работы государственных учреждений, который выводит ее на совершенно новый уровень, двигает вперед.
Почему вам стоит выбрать ГЭНДАЛЬФ для внедрения программы
Несомненным плюсом в пользу выбора нашей команды является наличие опыта работы по внедрению продуктов «1С» в государственном секторе в масштабах территории всей страны. Среди наших достижений:
- почти 30 лет работы на рынке информационных технологий;
- 4 место среди 7 000 партнеров-франчайзи «1С» по всей России;
- десятки крупных проектов и тысячи автоматизированных учреждений.
Автоматизируем вашу организацию с учетом требований законодательства
ГЭНДАЛЬФ гарантирует результат, опираясь на почти 30 лет опыта в сфере автоматизации.
Оставить заявку