Мы на Workspace
Наверх
Gendalf Gendalf

Котик

Мррр...

Уже уходите?

Подпишитесь на анонс новых выпусков, чтобы вернуться к ним вновь

Подписаться

Что такое выездная налоговая проверка

Юлия Антонцова

ФНС РФ старается заниматься проверками только недобросовестных компаний, поскольку физически не может уделить внимание абсолютно всем налогоплательщикам. Однако поводов заподозрить вашу организацию в недобросовестности очень и очень много.

Зачем нужны выездные проверки

Представители ФНС утверждают, что их главная задача – создание таких условий существования, когда для организаций не останется другого выбора, кроме как действовать в рамках НК РФ. Для контроля деятельности организаций налоговые органы осуществляют камеральные проверки, под которые попадают абсолютно все налогоплательщики. В случае, если в ходе такой проверки к организации возникают какие-либо вопросы или выявляются ошибки в отчетах, назначается выездная налоговая проверка.  Каждый раз методы проведения налоговиками проверок меняются. Сейчас внимание налоговиков направлено прежде всего на изучение финансово-хозяйственной деятельности организации, а значит, стоит задуматься о дополнительных мерах предосторожности в этой сфере и научиться самостоятельно оценивать риски для своего бизнеса.

Меры предосторожности

Почти для каждой компании назначение выездной налоговой проверки ассоциируется с большими испытаниями и доначислениями. Как показывает практика, для налогоплательщиков, действующих по определенным правилам, не составит труда избежать оплошностей и успешно пройти проверку. Для этого необходимо, в первую очередь, регулярно оценивать риски для своего бизнеса и предпринимать необходимые действия для их минимизации.

Для качественной оценки рисков налогоплательщик может привлечь аудиторов и экспертов, а также провести аналог выездной налоговой проверки. Эту услугу оказывают многие аудиторские фирмы, и она представляет собой нечто вроде «генеральной репетиции» налоговой проверки. Такие услуги включают в себя, как правило, анализ и обнаружение налоговых рисков, а также проработку мероприятий по их нейтрализации. Основная цель таких мероприятий – поиск и предварительное устранение ошибок.

Что же такое налоговые риски, и чем они грозят организации? Это, как правило, неблагоприятные последствия, выражающиеся в:

  • доначислениях налогов, штрафов и пеней;
  • аресте банковского счета;
  • назначении выездной налоговой проверки.

Необходимо внимательно проверять контрагентов и следить за тем, чтобы имеющаяся у нас информация всегда была актуальна. Для этого можно воспользоваться базами ФНС и сервисами от фирмы «1С» («1С:Контрагент» и «1СПАРК Риски»). Важно помнить, что документы, подтверждающие должную осмотрительность налогоплательщика, должны быть непременно на бумажных носителях, поскольку отсутствие таковых определенно скажется негативно на результатах налоговой проверки.

Для контроля за сделками разного рода можно также разработать специальный регламент проверки контрагентов и не забывать сохранять доказательства реальности сделок. Составление такого регламента можно поручить квалифицированному консультанту. Кроме того, не стоит забывать и об экономическом обосновании сделок. Очень важно уметь доказать наличие деловой цели в каждой сделке с любым из ваших контрагентов. Доказать деловую цель могут:

  • лучшие цены;
  • выгодные условия (наличие скидок, бонусов);
  • известность поставщика;
  • отсутствие альтернативных поставщиков;
  • давние отношения с контрагентом и др.

Такая подготовка дает организации возможность минимизировать налоговые риски, а также поможет выстроить надежную линию защиту при дальнейшем разборе возражений в любом органе.

Ход выездной проверки

Решение о проведении выездной налоговой проверки принимает руководитель (заместитель руководителя) налогового органа. Затем об этом решении сообщают организации-налогоплательщику и просят предоставить документы за проверяемый период. Данные документы организация предоставляет в надлежаще оформленном виде. Выездная налоговая проверка проводится непосредственно на территории налогоплательщика. Продолжительность проверки, как правило, составляет два месяца, хотя предусмотрена возможность ее продления на четыре (в редких случаях шесть) месяцев, если имеют место следующие условия:

  • организация относится к крупнейшим;
  • в организации более четырех обособленных подразделений;
  • налогоплательщиком не предоставляет требуемых документов;
  • в ходе проверки получены данные, свидетельствующие о нарушении налогоплательщиком законодательства;
  • имеют место какие-либо форс-мажорные обстоятельства на месте проведения проверки и др.

Сотрудники ФНС, проводящие выездную проверку, имеют право:

  • осматривать территорию, помещения;
  • производить инвентаризацию;
  • опрашивать сотрудников организации;
  • вызывать налогоплательщиков в налоговые органы на основании письменного уведомления.

Во время выездной проверки нередки случаи сокрытия или уничтожения организациями документов, иных доказательств возможных нарушений. Поэтому, если налоговики допускают возможность таких действий со стороны налогоплательщика, вправе привлекать сотрудников полиции или же производить выемку документов самостоятельно.

Ко всем документам и другим данным, которые вы предоставляете проверяющим, следуют относиться очень внимательно, чтобы не допустить их несогласованности или даже противоречий. Все переданные вами документы, пояснения и регистры должны быть четко согласованы между собой. Вышесказанное подтверждает, что готовиться к выездной проверке нужно готовиться основательно.

Стоит также отметить, что к заявлениям о том, что документы сгорели, утонули или с ними произошло что-нибудь еще, налоговики воспринимают довольно настороженно. Скорее всего проверяющие тут же запросят у вас справки, подтверждающие данный факт или даже осмотрят место происшествия, чтобы удостовериться в правдивости ваших слов. На практике, если организация смогла доказать, что такая чрезвычайная ситуация на самом деле произошла, то штраф за непредставление документов ей не грозит. Однако и на этом все не заканчивается и, если вы доказали, что пожар или потоп действительно были, то придется потрудиться, чтобы доказать, что в результате него были утеряны именно требуемые документы. Существующая сейчас судебная практика показывает, что доказать, что в результате происшествия были утрачены именно требуемые документы, практически невозможно.

Выездные налоговые проверки могут неоднократно назначаться и приостанавливаться по решению руководителя налогового органа. Количество приостановлений законодательством не ограничено, однако их срок не должен превышать шесть месяцев. Это время можно использовать для проработки всех «зависших» вопросов с контрагентами. Однако и тут нужно оставаться предельно осторожными, поскольку налоговики предполагают возможные действия недобросовестных налогоплательщиков. Такие как, например, попытки согласовывать свои действия с контрагентами. ФНС вправе запросить у сотрудников полиции переписки с компьютеров и расшифровки телефонных разговоров.

В последний день проверки налогоплательщику вручается справка, в которой описаны предмет проверки и сроки проведения. Стоит особо внимательно контролировать даты начала, окончания проверки (учитывая приостановления), ведь несоблюдение налоговиками сроков может стать веским аргументом в вашу пользу, если вы решите оспаривать результаты выездной проверки.

Документом, подтверждающим завершение выездной проверки, является акт налоговой проверки. Он содержит в себе выводы, к которым пришли проверяющие, информацию о выявленных фактах нарушения налогового законодательства (документально подтвержденные) или об отсутствии таковых, и, кроме того, рекомендации по ликвидации обнаруженных правонарушений с указанием нормативных актов, в которых предусмотрены меры наказания за такие нарушения.

Если вы убеждены, что итоги налоговой проверки не соответствуют действительности, ущемляют ваши интересы или же сама проверка не соответствует правилам налогового законодательства, вы можете обратиться за помощью к налоговым консультантам. На самом деле, даже если вы так не думаете, обратиться к квалифицированным специалистам все же не будет лишним. Они помогут проанализировать акт налоговой проверки и заключить, стоит ли подавать на него возражение. Возражение налогоплательщик может подать в письменном виде в налоговый орган в течение двух недель с момента получения акта. Формулировать возражения нужно четко и последовательно, для точности можно также ссылаться на конкретные пункты акта.

 

Подпишись на рассылку от «ПБ», чтобы всегда сходился баланс :)

Новости, экспертные статьи, обучение.

Настоящим подтверждаю, что я ознакомлен с условиями политики конфиденциальности и даю и согласие на обработку персональных данных.*

Автор: Юлия Антонцова,

Все статьи автора

Возможно, вам будет интересно

Оцените статью:
Спасибо, ваш голос учтен
(0)

Возможно, вам будет полезно

Трактиръ

Сообщит менеджер

Трактиръ

Подробнее

ГЭНДАЛЬФ
ГЭНДАЛЬФ ГЭНДАЛЬФ ГЭНДАЛЬФ