Попробуйте 30 дней работы в «1С:Фреш» бесплатно!
Произошла ошибка
Вы уже начинали регистрироваться с этим электронным адресом.
Пожалуйста, используйте другой e-mail.
Или для завершения регистрации перейдите по ссылке из письма, которое вы получили после начала регистрации и свяжитесь с нами по телефону тех. поддержка 8(863) 300-10-03
Произошла ошибка
В данный момент наблюдаются проблемы при регистрации.
Для завершения регистрации перейдите по ссылке из письма, которое вы получили после начала регистрации или свяжитесь с нами по телефону тех. поддержка 8(863) 300-10-03
Несмотря на то, что информация о трудовой деятельности сотрудников сейчас в основном хранится в электронном виде, бумажные трудовые книжки все еще имеют место быть. Трудовая книжка в бумажном виде по–прежнему является основным документом работника, если ранее он не отказался от такой формы ее ведения.
В этой статье разберем нюансы заполнения трудовой книжки в 2023 году.
Заполнение бумажной трудовой книжки регламентируется ст.66 и 84.1 Трудового кодекса РФ, которые содержат в себе общие требования по ее оформлению. Информация о форме трудовой книжки и особенностях ее ведения и хранения в организациях детализирована в приказе Минтруда от 19.05.21 № 320н (далее – Порядок № 320н).
При заполнении бумажной трудовой книжки необходимо придерживаться ряда обязательных правил.
Сотрудник может в любой момент отказаться от ведения трудовой книжки в бумажном виде. В этом случае вся информация о его трудовой деятельности будет храниться в электронной базе данных Социального фонда РФ (далее – СФР). Если сотруднику будет необходимо получить соответствующие выписки из СФР, то сделать он это может либо самостоятельно, либо через работодателя. Обратите внимание, что работодатель может выдать сотруднику сведения о его трудовой деятельности по форме СТД–Р только в том случае, если данные по сотруднику хранятся в электронном виде. При ведении бумажной трудовой книжки предоставлять сотруднику данную форму работодатель не обязан.
До 31.12.2020 г. действовало правило, согласно которому трудовая книжка в бумажном виде оформлялась на каждого человека, который впервые принят на работу. Однако с 01.01.2021 г. в связи с введением электронных трудовых книжек данное требование упразднено. Так, в соответствии с п.8 ст.2 Федерального закона от 16.12.19 № 439–ФЗ, для лиц, трудоустраивающихся впервые после 31.12.2020 г., бумажные трудовые книжки не заводятся и «автоматически» ведутся в электронном виде.
Если же у сотрудника это не первое в жизни трудоустройство, то у него есть выбор, как вести трудовую книжку – в бумажном или в электронном виде. Если он хочет продолжить вести бумажную трудовую книжку, то при трудоустройстве на основное место работы ему необходимо ее предоставить. В случае, если сотрудник со стажем при трудоустройстве сообщит об утери бумажной трудовой книжки и нет возможности ее восстановить, то новый работодатель обязан будет оформить для него новую бумажную трудовую книжку. Если же сотрудник сообщил, что уже перешел на ведение трудовой книжке в электронном виде, то ему необходимо подтвердить это формой СТД–Р или СТД–СФР.
Бывают ситуации, когда сотрудник со стажем при трудоустройстве предоставил трудовую книжку в бумажном виде и одновременно оформил заявление о переходе на электронную форму ее ведения. В этом случае работодателю нужно внести запись о приеме в предъявленную изначально бумажную трудовую книжку, далее сделать в ней запись о подаче заявления на ведение электронной трудовой книжки, после чего в течение трех рабочих дней вернуть сотруднику его бумажную трудовую книжку.
Более подробно об особенностях внесения записи о переходе на электронную трудовую книжку прописано в п.35 Порядка № 320н. После перехода на электронный формат копию бумажной трудовой книжки хранить в личном деле сотрудника не нужно.
Сведения о приеме на работу указываются в разделе «Сведения о работе». Рассмотрим общий порядок.
Вначале нужно указать данные о месте работы, куда устраивается данный сотрудник. Для этого посередине графы 3 указанного раздела в виде заголовка прописываются сведения о работодателе (полное и сокращенное наименование компании или ФИО индивидуального предпринимателя), либо проставляется соответствующий штамп. Для этой записи не требуется отметка о порядковом номере.
Далее вносят информацию о приеме:
|
Номер графы |
|||
Графа 1 |
Графа 2 |
Графа 3 |
Графа 4 |
|
Внесенная информация |
Очередной порядковый номер записи. |
Дата приема на работу (соответствует дате в приказе о приеме или дате в трудовом договоре при отсутствии приказа). |
Должность и подразделение, куда принят сотрудник (если подразделение указано в приказе о приеме или трудовом договоре). |
Наименование, дата и номер приказа о приеме или трудового договора при отсутствии приказа. |
Запись об увольнении указывается так же в разделе «Сведения о работе». Рассмотрим, какая информация должна вноситься в графы трудовой книжки:
|
Номер графы |
|||
Графа 1 |
Графа 2 |
Графа 3 |
Графа 4 |
|
Внесенная информация |
Очередной порядковый номер записи. |
Дата увольнения (соответствует дате в приказе на увольнение). |
Причина увольнения. Обоснование увольнения необходимо прописать так, как это указано в законодательстве (например, в ТК РФ или федеральном законе) со ссылкой на конкретные статьи (ч. 5 ст. 84.1 ТК РФ). При этом допустимо использовать слова и словосочетания «Уволен», «Трудовой договор прекращен» или «Трудовой договор расторгнут». После указания причины увольнения в следующей строке необходимо проставить подпись ответственного за ведение трудовых книжек, указав его должность. Если у организации или ИП есть печать, то подпись ответственного следует заверить данной печатью. |
Наименование, дата и номер приказа об увольнении. |
Варианты исправления ошибок в трудовой книжке зависят от места, где они были допущены. Вначале рассмотрим ситуации, когда ошибки допущены на титульном листе.
Если изменились или допущены ошибки в персональных данных сотрудника (например, ФИО или дата рождения), то неправильную запись нужно аккуратно зачеркнуть одной чертой. Новые сведения нужно вписать над зачеркнутой записью или рядом с ней. При этом на внутренней стороне обложки необходимо прописать реквизиты документа, явившегося основанием для внесения корректировок.
Эти реквизиты следует заверить подписью работодателя или ответственного за ведение трудовых книжек в организации и печатью организации или кадровой службы, если таковая имеется.
Если изменились сведения об образовании, профессии или специальности сотрудника, то записи об этом необходимо «дополнить» в трудовой книжке, не зачеркивая при этом предыдущие записи. В случае, если для указания сведений об образовании на титульном листе уже недостаточно строк, для этого можно использовать раздел «Сведения о работе», согласно разъяснениям Роструда
Иной порядок исправления ошибок применяется для таких разделов трудовой книжки, как «Сведения о приеме на работу» или «Сведения о награждении». В этих разделах запрещается зачеркивание «неправильных» данных. Прежде чем вносить исправления, предыдущие данные необходимо признать недействительными (п. 12 Порядка № 320н).
Рассмотрим, что и в каких графах необходимо указывать при исправлении ошибок в данных разделах:
|
Номер графы |
|||
Графа 1 |
Графа 2 |
Графа 3 |
Графа 4 |
|
Внесенная информация |
Очередной порядковый номер записи. |
Текущая дата. |
Текст «Запись за № таким-то недействительна». Далее через точку указать корректные сведения. Если же требуется только указать недействительность предыдущих сведений без изменения каких–либо данных, то после вышеуказанного текста о недействительности ничего больше писать не нужно. |
Указать информацию о документе –основании для внесения правильных сведений (например, приказ или распоряжение). Если же запись только отменялась и новые сведения не вносились, то данная графа остается пустой. |
Работодатель может исправить как свои ошибки, так и допущенные предыдущими работодателями. Однако быть инициатором подобных исправлений работодатель не имеет права, он может лишь указать сотруднику на наличие ошибок.
Откорректировать данные в трудовой книжке можно только тогда, когда для этого получено письменное заявление сотрудника и соответствующие документы (п. 30 Порядка № 320н).
Не нашли ответа на свой вопрос в наших статьях?
Обратитесь за помощью к нашему специалисту. Быстро ответим и поможем решить проблему.
Веб-форма не найдена.