Попробуйте 30 дней работы в «1С:Фреш» бесплатно!
Произошла ошибка
Вы уже начинали регистрироваться с этим электронным адресом.
Пожалуйста, используйте другой e-mail.
Или для завершения регистрации перейдите по ссылке из письма, которое вы получили после начала регистрации и свяжитесь с нами по телефону тех. поддержка 8(863) 300-10-03
Произошла ошибка
В данный момент наблюдаются проблемы при регистрации.
Для завершения регистрации перейдите по ссылке из письма, которое вы получили после начала регистрации или свяжитесь с нами по телефону тех. поддержка 8(863) 300-10-03
Согласно ПБУ 8/2010, организации (кроме субъектов малого предпринимательства) обязаны формировать оценочные обязательства, в том числе резервы на оплату труда. В программе «1С:ЗУП 8», ред. 3 начиная с версии 3.1.23.165 появилась новая возможность учета резервов по отпускам и по годовым премиям/вознаграждениям. В статье буду рассмотрено создание резервов, их настройка и формирование.
Есть два термина:
Оценочные обязательства — формируются в бухгалтерском учете.
Резервы по отпускам — формируются в налоговом учете по желанию организации.
Методика формирования резервов:
В бухгалтерском учете:
В налоговом учете:
Для того чтобы начать вести учет по резерву необходимо в настройках расчета зарплаты (раздел Настройка — Расчет зарплаты) проставить флаг «Использовать резерв по оплате труда».
Далее в карточке организации (раздел Настройка — Реквизиты организации/Организации) появится ссылка «Резерв по оплате труда»
Обязательно необходимо перейти по данной ссылке и проверить все настройки, при необходимости их откорректировать.
Поле «Резерв» передает в бухгалтерскую программу, как субконто 96 счета. Резерв для отпусков — предопределенный (создавать его каждый год не надо). Для премий — необходимо создавать вид премии каждый год.
В графе «Вид резерва» мы выбираем какой резерв у нас будет начисляться, к примеру резерв на отпуск или на годовую премию.
В графе «Расчетный год» необходимо выбирать год, с которого действует настройка резерва. Ранее, можно было проставить дату, с которого применяется настройка по резерву и будет действовать она бессрочно. Сейчас же резерв надо создавать на каждый год.
В табличной части необходимо проставить настройку как для бухгалтерского, так и для налогового учета. Для бухгалтерского учета мы можем выбирать следующие методы начисления:
Для налогового учета можно выбирать налоговый учет. Но если для бухгалтерского учета мы выбираем метод МСФО, то он нам будет доступен и в налоговом учете.
В налоговом учете мы можем проставить настройку по ограничению начисления предельной суммой, если в бухгалтерском учете выбран нормативный способ учета. Обратим внимание, что предельная сумма исчислений указывается только для налогового учета с 2023 года.
Получается, что если наш резерв дойдет до предельной суммы в налоговом учете, то исчисления прекратятся. В то же время бухгалтерский учет будет начисляться дальше, потому что для него нет предельной величины.
После всех настроек в разделе «Зарплата» появится документ «Резерв по оплате труда»
Резервы по отпускам переносятся автоматически. В учете используются прежние регистры по учету резервов — «Оценочные обязательства» и «Оценочные обязательства по сотрудникам».
В журнале «Резервы по оплате труда» мы можем создавать следующие документы: начисление, инвентаризация, списание, корректировка.
Порядок проведения документов прежний:
В новом документе по резервам на оплату труда надо выбирать вид резерва, который задавался в настройках организации, если в настройках или в начислении резерва мы проставим не верный год, то резерв мы выбрать не сможем.
Видоизменились вкладки в самом документе:
— Первая вкладка: Начисления.
Происходит начисление по видам отпусков как в бухгалтерском, так и в налоговом учете. Подробную расшифровку результата можно просмотреть, если будет включена настройка «Показать подробности расчета».
— Вторая вкладка: Взносы.
Отдельно рассчитываются взносы, их расчет мы можем тоже посмотреть подробно, когда включим настройку «Показать подробности расчета».
— Третья вкладка: Расчет обязательства и резервов.
Переносятся данные из предыдущих закладок и в этой вкладке мы уже видим сам расчет резерва.
Расчет выполняется по формулам:
В расчетную базу включаются все начисления, учитываемые при расчете среднего заработка (этот показатель не редактируется).
На закладке «Расчет обязательств и резервов»:
Накопленная сумма резерва не влияет на расчет.
Узнайте, какие акции и скидки на продукты «1С» доступны для вас прямо сейчас
Сумма резерва = Сохраняемый заработок × Остаток отпуска
В новой настройке резерва можно редактировать формулу расчета резерва.
Изначально формула соответствует стандартной, но при необходимости пользователь может отредактировать ее.
На закладке «Начисления» и «Взносы» производится расчет по каждому сотруднику и виду начисления.
Выводятся показатели для расчета (средний заработок и остаток отпуска).
На закладке «Расчет обязательств и резервов»:
В старом механизме была возможность не начислять отрицательные суммы (сброшен флажок «Переоценивать ежемесячно» в настройках резервов) — в новом механизме если в поле «Зачтено» получилась отрицательная сумма, она всегда будет учтена в проводках.
Резервы в программе начисляются ежемесячно. Варианты начисления резервов за другие периоды (например, за квартал или год) не реализованы.
Проводки формируются отдельно по оценочным обязательствам, страховым взносам и ФСС НС:
Дт счета затрат — Кт счета 96
Дт счета 96 — Кт счета 91.01
Проводки в бухгалтерской программе
Появились колонки «БУ» и «НУ», именно из-за проставления флага буду формироваться проводки. Пример проводок представлен ниже.
БУ |
НУ |
Счет Дт БУ |
Счет Дт НУ |
Примечание |
- |
- |
Счет затрат |
Счет затрат |
Обязательств не хватает, в НУ не начисляются |
+ |
- |
96 |
Счет затрат |
Обязательств хватает, в НУ не начисляются |
+ |
+ |
96 |
96 |
Обязательств и резервов хватает |
- |
+ |
Счет затрат |
96 |
Обязательств не хватает, достаточность резервов не проверяется |
- |
- |
Счет затрат |
Счет затрат |
Компенсация отпуска. Обязательств не хватает, резервы всегда за счет затрат |
+ |
- |
96 |
Счет затрат |
Компенсация отпуска. Обязательств хватает, резервы всегда за счет затат |
Иными словами, если в колонках «БУ» и «НУ» стоит «+„, значит счет 96, если “-», значит счет затрат.
Инвентаризация резервов на отпуска
Документ «Резервы по оплате труда» с видом операции «Инвентаризация».
Смысл проведения инвентаризации — получение на конец периода сальдо по кредиту счета 96 в размере суммы, совпадающей с суммой, которую бы организация выплатила своим сотрудникам, если бы они уволились в конце месяца.
Ранее, документ по резервам по отпускам сам формировал инвентаризацию в конце декабря, в новом механизме мы выбираем какой вид необходимо создать. Чтобы создать инвентаризацию резервов, соответственно, необходимо создать документ по резервам с видом «Инвентаризация». Данный вид операции мы можем проводить не раз в год, как раньше, а когда нам будет необходимо.
Инвентаризация всегда проводится по методу МСФО.
При расчете резерва по взносам эффективная ставка взносов определяется по данным с начала года (учитываются только доходы входящие в базу среднего заработка).
Сумма взносов с начала года / сумма доходов с начала года
Сумма резерва (Зачтено) = Исчислено — Накоплено
Проводки формируются отдельно по оценочным обязательствам, страховым взносам и ФСС НС:
Дт счета затрат — Кт счета 96
Дт счета 96 — Кт счета 91.01
Отрицательные суммы могут получиться, например, в результате перерасчетов (сторнирований) за прошлый период
Списание резервов на отпуска
По уволенным сотрудникам резервы списываются автоматически в месяце увольнения (как и раньше) документом «Резервы на оплату труда» с видом операции «Начисление».
Но если необходимо принудительно провести списание, то можно ввести документ с типом «Списание». В документе возможно автоматическое заполнение, можно списать резервы по уволенным сотрудникам или переведенным.
Проводки формируются следующие:
Дт 96 — Кт счета 91.01
Дт счет затрат — Кт счет 96
Корректировка резервов
Документ не предусматривает автоматического заполнения, поэтому корректировки заполняются вручную.
В бухгалтерском учете резервы формируют компании, которые выплачивают такие вознаграждения, кроме малых.
В налоговом учете резервы формируются по желанию организации.
Есть два вида резервов:
Методики формирования
В бухгалтерском учете:
В налоговом учете:
Для того чтобы начислять резерв на премии и вознаграждения, необходимо добавить настройку премии в карточке организации по ссылке «Резерв по оплате труда».
«Резерв» необходимо будет создать, выбрать необходимую точку: Годовая премия или Вознаграждение за выслугу лет. Прописать необходимые настройки для бухгалтерского и налогового учета и в табличной части указать виды премий за счет резерва.
Для нормативного расчета мы можем выбирать расчетную базу, а для метода МСФО расчет будет происходить по премии, но данную премию мы можем редактировать. Редактирование формулы в резерве никак не повлияет на формулу самого начисления.
Для создания документа «Резерв по оплате труда» надо перейти в раздел «Зарплата» и выбрать вид «Начисление». Далее в строке «Резерв» надо выбрать настройку премии, которую ранее создали.
Чтобы годовая премия или вознаграждение списывалось за счет резерва, должны быть соблюдены условия:
И так как создавать резерв по отпускам нас обязывает ПБУ, а не Налоговый кодекс, то, как упоминалось ранее, по налоговому учету мы можем его не вести, но не забываем прописать это в учетной политике, для того, чтобы отпуска приносили только радость и никаких проблем.
Не нашли ответа на свой вопрос в наших статьях?
Обратитесь за помощью к нашему специалисту. Быстро ответим и поможем решить проблему.
Веб-форма не найдена.