Мы на Workspace
Наверх
Gendalf Gendalf
Котик

Мррр...

Уже уходите?

Подпишитесь на анонс новых выпусков, чтобы вернуться к ним вновь

Подписаться

Внутренний финансовый контроль: требования законодательства

Наталия Субботина
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. Рассмотрим требования законодательства по организации внутреннего финансового контроля (ВФК) в учреждениях, наделенных полномочиями главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств (формирование карт контроля и формировании отчетности о результатах).

Законодательная основа

В соответствии со ст. 160.2-1 Бюджетного кодекса РФ осуществление ВФК является одним из полномочий учреждений, наделенных статусом: главного распорядителя, (распорядителя) бюджетных средств; главного администратора (администратора) доходов бюджета; главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита бюджета (далее Главные администраторы бюджетных средств).

Согласно п. 5 ст. 160.2-1 ВФК осуществляется в соответствии с порядком, установленным Правительством РФ.

Согласно Правилам осуществления ВФК Главными администраторами бюджетных средств, утвержденным постановлением Правительства РФ от 17.03.2014 №193 (далее Постановление № 193), контроль осуществляется непрерывно руководителями, иными должностными лицами, организующими и выполняющими внутренние процедуры: составления и исполнения бюджета; ведения бюджетного учета; составления бюджетной отчетности.

Полный перечень бюджетных процедур – предметов контроля приведен в п. 4 Постановления № 193, указанные процедуры охватывают все аспекты финансовой деятельности учреждений.

Карта ВФК

Подготовка к проведению внутреннего финансового контроля заключается в формировании (актуализации) Карты ВФК руководителем каждого подразделения, ответственного за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур.

В Карте по каждому предмету контроля следует указывать данные о должностных лицах, ответственных за выполнение операции, осуществляющих контрольные действия, периодичности их выполнения, методах и способах контроля.

Процесс формирования (актуализации) Карты включает в себя формирование перечня операций с указанием необходимости или ее отсутствия в проведении контрольных действий.

Обратите внимание, что перечень процессов и операций, из которых состоит каждая бюджетная процедура, необходимо формировать каждому субъекту контроля самостоятельно.

Осуществление ВФК

С целью разъяснения основных требований статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса РФ письмом Минфина РФ от 19.01.2015 №02-11-05/932 доведены Методические рекомендации по осуществлению ВФК. Согласно им, необходимость проведения контрольных действий в отношении каждой операции должна рассматриваться на основе оценки бюджетного риска, в частности, согласно п. 23 оценка бюджетных рисков состоит в идентификации рисков по каждой операции и определении уровня риска.

Осуществляться ВФК должен в соответствии с утвержденной Картой, с соблюдением указанных в ней периодичности, методов и способов контроля. Актуализацию (формирование) Карт следует проводить не реже 1 раза в год.

По результатам контроля выявленные недостатки и (или) нарушения при исполнении бюджетных процедур и другие сведения должны фиксироваться в регистрах (Журналах) ВФК. Журналы подлежат учету и хранению, в том числе с применением автоматизированных информационных систем.

Для казенных учреждений, не наделенных полномочиями Главных администраторов бюджетных средств, бюджетных и автономных учреждений правила осуществления ВФК законодательно не установлены. Таким образом, учреждение вправе разработать самостоятельно систему контроля или воспользоваться Методическими рекомендациями и осуществлять контроль на основании Карты.

Отдельными ведомствами приняты решения, устанавливающие правила организации ВФК в подведомственных учреждениях. Так, МВД РФ утвержден «Порядок формирования, утверждения и актуализации карты ВФК», согласно которому Карта формируется и получателями средств федерального бюджета (казенными учреждениями).

Следует отметить, что в рамках осуществления полномочий, определенных ст. 157 Бюджетного кодекса РФ, Федеральной службой финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) проводится анализ осуществления Главными администраторами бюджетных средств ВФК. Обязанность предоставлять органу Росфиннадзора, запрашиваемые им информацию и документы в целях проведения указанного анализа, закреплена в п. 17 Постановления №193. Таким образом, при проведении контрольных мероприятий Росфиннадзор проверяет и дает оценку наличию и состоянию системы ВФК, в том числе карт финансового контроля.

Специалистами «ГЭНДАЛЬФ» разработана конфигурация, обеспечивающая автоматизацию процесса формирования (актуализации) Карт. В функционал конфигурации также включена возможность ведения Журнала ВФК. Конфигурация содержит базовые справочники перечней процессов и операций, а также бюджетных рисков, что позволит сэкономить время на их разработку и своевременно выполнить требования бюджетного законодательства.

Подпишись на рассылку от «ПБ», чтобы всегда сходился баланс :)

Новости, экспертные статьи, обучение.

Настоящим подтверждаю, что я ознакомлен с условиями политики конфиденциальности и даю и согласие на обработку персональных данных.*

Автор: Наталия Субботина,

Все статьи автора

Возможно, вам будет интересно

Оцените статью:
Спасибо, ваш голос учтен
(0)

Возможно, вам будет полезно