Мы на Workspace
Наверх
Gendalf Gendalf
Котик

Мррр...

Уже уходите?

Подпишитесь на анонс новых выпусков, чтобы вернуться к ним вновь

Подписаться

Новые возможности электронного документооборота с ФСС в «1С:ЗКГУ 8»

Юлия Пыркова

С 1 января 2022 г. больничные листы выдаются в электронном виде. Работник больше не обязан предоставлять своему работодателю больничный лист. Информацию об открытии электронного больничного, о его содержании работодатель теперь будет получать от ФСС. Разберем новый порядок оформления больничных листов.

Пособия теперь назначает ФСС

В соответствии с Федеральным законом от 30.04.2021 № 126-ФЗ в Федеральный закон об обязательном социальном страховании (29.12.2006 № 255-ФЗ) и Правила получения сведений ФСС, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23.11.2021 № 2010, вступили в силу изменения. В изменениях изложен переход на новый «проактивный» порядок страхового обеспечения. Это значит, что пособия почти всегда ФСС будет назначать сам. Без сигналов от работодателя.

Исключением остается только пособие по уходу за ребенком. Для его назначения и выплаты работник должен подать заявление работодателю, а последний подает необходимые сведения в фонд. Во всех остальных случаях задача работодателя сводится к отправке данных в ответ на запросы ФСС России.

Расчет теперь будет происходить в несколько этапов:

1 этап. Медицинская организация оформляет листок нетрудоспособности в электронном виде. Далее передает его в ФСС через информационную систему ЕИИС «Соцстрах».

2 этап. ФСС получает сведения о листке нетрудоспособности и запрашивает у Пенсионного фонда идентификацию застрахованного лица и его работодателя.

3 этап. ПФР проверяет работника по СНИЛС, направляет ФСС сведения об ИНН и КПП работодателя. Также сведения о стаже и заработке работника за два предшествующих календарных года.

4 этап. ФСС по имеющимся у него данным заполняет сведения, необходимые для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности и направляет их для уточнения работодателю через систему социального электронного документооборота. Также информация об открытии электронного больничного поступает в личный кабинет физлица на портале государственных услуг.

5 этап. Работодатель проверяет все данные. Если необходимо, уточняет ошибочные и размещает в СЭДО корректные сведения, чтобы ФСС правильно рассчитал пособие.

6 этап. ФСС выплачивает пособие работнику.

Для «проактивных» выплат предусмотрен переходный период — до июля 2022. Это означает, что до 1 июля можно будет по-прежнему направлять в ФСС привычные всем Реестры прямых выплат ФСС. Нужно учитывать, что срок отправки Реестров теперь сократился до 3 дней.

Новый порядок взаимодействия с ФСС в «1С:ЗКГУ»

Расскажем о новом порядке взаимодействия с ФСС в программах «1С:Зарплата и управление персоналом 8», ред. 3.1, и «1С:Зарплата и кадры государственного учреждения 8» (выполняется аналогично).

На вкладке «Кадры» в разделе «Пособия» размещены новые ссылки: «Сведения о застрахованных лицах (ФСС)»; «Сообщения ФСС об изменении ЭЛН»; «Входящие запросы сведений для расчета пособия ФСС» (рис. 1).

Рис. 1

1. «Сведения о застрахованных лицах (ФСС)» — в данном разделе можно сформировать и отправить документ «Сведения о застрахованном лице (ФСС)», оформленный при первом трудоустройстве работника или при изменении ранее отправленных данных. В течение трех дней с момента получения данных от работника, страхователь должна отправить документ в ФСС. Также на верхней панели формы устанавливается отбор сформированных документов: «На оформлении», «К отправке», «В работе». Проверить наличие ответов ФСС и получить сообщения за период можно по кнопке «Еще» (рис. 2).

Рис. 2

Двойным щелчком можно расшифровать и проверить заполненные данные по сотруднику, вывести на печать сведения о застрахованном лице, по одноименной кнопке отправить данные в фонд (рис. 3).

Рис. 3

2. «Сообщения ФСС об изменении ЭЛН» — могут получать все организации-страхователи с 01.01.2022 года. Сообщения приходят по сотрудникам, по которым уже были отправлены «Сведения о застрахованном лице». Данные сообщения ФСС об изменении ЭЛН содержат информацию о номере и статусе электронного листа нетрудоспособности, без оформления дополнительного соглашения с ФСС. Также не нужно оформлять и подписывать согласия сотрудников на информирование работодателей об ЭЛН и отправлять Реестр ЭЛН (рис. 4).

Рис. 4

Рис. 4

3. «Входящие запросы сведений для расчета пособия ФСС». В данном разделе можно получить запросы сведений из ФСС (рис.5). После закрытия медицинской организацией больничного, от ФСС вместе с информацией о закрытии больничного листа поступит запрос о предоставлении дополнительных сведений. Такие сведения необходимы для назначения пособия, которых нет у фонда. Работодатель в течение 3 рабочих дней с даты получения информации о закрытии ЭЛН должен отправить сведения в ФСС. При этом подписать их усиленной квалифицированной электронной подписью. Список сведений, которые может запросить фонд для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности, содержится в подпункте «а» пункта 22 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.11.2021 № 2010. Для пособия по беременности и родам — в подпункте «б» пункта 22 Правил.

Рис. 5

Действия страхователя в новых условиях

Организации-страхователю необходимо проверить присланные фондом сведения и сформировать ответ. Ответ должен содержать подтвержденные сведения фонда, недостающие сведения и скорректированные сведения от фонда. Либо информацию об отсутствии необходимости выплаты и ее причину.

Рассмотрим ситуацию, когда период больничного листа составляет менее 4 дней. Первые три дня оплачиваются работодателем за счет собственных средств. В этой ситуации фонд не будет присылать запрос о предоставлении сведений для расчета пособия. Фонд уведомит страхователя об открытии и закрытии больничного листа. В связи с этим рекомендуем в течение дня проверять информацию, поступающую от ФСС, в рабочем месте «Сообщения ФСС об изменении ЭЛН».

Пособие по беременности и родам

Листок нетрудоспособности формируется на 140 дней (при обычной беременности) и сразу является закрытым. ФСС при этом делает запрос к работодателю по сведениям для начисления пособия. Но работник вправе уйти в отпуск по беременности и родам позже даты закрытия листка нетрудоспособности. Поэтому отправлять информацию для расчета пособия нужно не сразу, а после того, как работник напишет заявление на отпуск по беременности и родам. С 2022 года Закон № 255-ФЗ не требует в приведенном случае писать заявление на отпуск. Сотрудницу следует попросить составить его. Это необходимо для определения продолжительности периода выплаты пособия. Тем более что сведения о дате начала и окончания отпуска по БиР ФСС России вправе запросить у работодателя (пп. «б» п. 22 Правил).

Кроме приведенных изменений в конфигурации «1С:Зарплата и кадры государственного учреждения » ред. 3.1 появилось изменение в карточке сотрудника. По ссылке «Страхование» теперь можно указать «Отношение к особой зоне» при установке флага и выбора «Причина предоставления льготы при исчислении пособий» (рис. 6).

Рис. 6

Подпишись на рассылку от «ПБ», чтобы всегда сходился баланс :)

Новости, экспертные статьи, обучение.

Настоящим подтверждаю, что я ознакомлен с условиями политики конфиденциальности и даю и согласие на обработку персональных данных.*

Автор: Юлия Пыркова,
главный бухгалтер-консультант бюджетной Линии консультаций ГЭНДАЛЬФ

Все статьи автора

Возможно, вам будет интересно

Оцените статью:
Спасибо, ваш голос учтен
(0)

Возможно, вам будет полезно

ГЭНДАЛЬФ
ГЭНДАЛЬФ ГЭНДАЛЬФ ГЭНДАЛЬФ