2022 год оказался плодотворным в отношении маркировки товаров и услуг. Кроме обязательной маркировки воды и молочных продуктов, с 1 сентября в этот список попала и реклама.
Разбираемся, чем это обернется и что грозит за неисполнение требований.
Что такое маркировка рекламы и для кого она обязательна
Маркировка – это специальная метка, которая подтверждает, что опубликованное сообщение – это реклама. К примеру, рекламный ролик должен содержать информацию о рекламодателе или ссылку на источник, который может дать пользователю эти данные.
Нововведение коснулось не только сайтов, но и любых других платформ, где есть таргет или возможность оставить рекламный пост – социальные сети, мессенджеры, блоги и так далее.
Маркировать обязаны все участники ее реализации: от изготовителя продукта до того, кто разместил рекламу – платформа.
Такая правка уже внесена в Федеральный закон «О рекламе».
Этим способом государство планирует решить сразу несколько проблем:
- контроль за размещаемой рекламой со стороны Роскомнадзора, ФАС и ФНС;
- контроль расходования денег, которые рекламодатель закладывает на расширение аудитории;
- борьба с мошенничеством;
- борьба с недостоверной рекламой.
Обратите внимание
Маркировка – серьезный шаг для рекламного бизнеса. Он имеет не только плюсы в виде борьбы с мошенниками и недобросовестной конкуренцией, но и один существенный минус – это усложнит жизнь самих рекламодателей.
Как работает маркировка рекламы
Начиная с 1 сентября, необходимые данные о запускаемых рекламных кампаниях должны передаваться в Единый реестр Интернет рекламы (ЕРИР).
Принимать информацию от участников рекламной кампании будет Роскомнадзор и он же передает эти сведения в ЕРИР. В реестре информация хранится не менее 5 лет.
Данные нельзя будет найти в открытом доступе для физических лиц: работать с ними смогут только контролирующие органы в лице ФАС, ФНС И Т.Д. и только по официальному запросу.
Весь процесс можно описать следующим образом:
Перед публикацией рекламный пост получает уникальный токен, который можно получить самостоятельно, используя сервис ЕСИА или же попросить об этом оператора рекламных данных.
- Взамен на получение рекламой токена, Роскомнадзор требует подробную информацию о данной публикации: описание объекта рекламирования, данные заказчика рекламы и контрагентов, ИНН, ОГРН и адреса владельца рекламы, ID рекламных материалов и другое. Конкретного формата, в котором нужно предоставлять эту информацию, пока не предусмотрено.
- Кроме самого уведомления контролирующего органа о намерении разместить новую рекламу, нужно обязательно предоставить рекламные ролики и баннеры, которые будут размещены. Это нужно для того, чтобы Роскомнадзор мог проверить, указаны ли там данные о рекламодателе или источник этих данных.
- Итог: Роскомнадзор контролирует все рекламные кампании, которые публикуют в Интернете.
Штрафы за отсутствие маркировки
Маркировка рекламы, как и любая другая маркировка, подлежит жесткому контролю со стороны некоторых контролирующих органов, а конкретно – ФАС и ФНС.
Однако, если не выполнить это требование, то на данный момент никаких штрафов не будет. На данный момент поправки относительно маркировки еще не внесены в закон и ответственность за неисполнение еще не определена. Открыть завесу тайну планируют не раньше марта 2023 года.
Как размещать рекламу в Интернете с новыми реалиями
С 1 сентября процесс размещения рекламы станет немного другими и будет выглядеть следующим образом.
- Непосредственный рекламодатель формирует публикацию и заказывает ее размещение у рекламной площадки. При этом обязательно указывают данные об организации и о планируемой деятельности по привлечению аудитории.
- После получения заказа на публикацию рекламное агентство (площадка) обрабатывает полученные данные и передает в рекламную систему креативы и настройки публикации. Далее данные о бюджете продвижения и самом рекламодателе нужно передать оператору рекламных данных (ОРД).
- Далее уже работает рекламная система, которая взаимодействует с ОРД для получения уникального токена для рекламной кампании. Его передают сразу после того, как система предоставит полный отчет о рекламной кампании. Токен станет маркировкой конкретной рекламы и дат право на публикацию на определенный заранее срок.
- ОРД обрабатывает данные о рекламной кампании и передает их на хранение в ЕРИР через Роскомнадзор.
Обратите внимание
Маркировка рекламы – свежий проект, который еще не до конца изучен специалистами и не имеет точных формулировок.
Сейчас мы можем соблюдать требования, которые уже прописаны официально, а именно – маркировку рекламы. В рекламных материалах обязательно нужно указывать данные рекламодателя и ссылку на сайт с подробной информацией о нем. Так как официально расположение данной метки не утверждено, авторы сами выбирают место, куда ее разместить.