Попробуйте 30 дней работы в «1С:Фреш» бесплатно!
Произошла ошибка
Вы уже начинали регистрироваться с этим электронным адресом.
Пожалуйста, используйте другой e-mail.
Или для завершения регистрации перейдите по ссылке из письма, которое вы получили после начала регистрации и свяжитесь с нами по телефону тех. поддержка 8(863) 300-10-03
Произошла ошибка
В данный момент наблюдаются проблемы при регистрации.
Для завершения регистрации перейдите по ссылке из письма, которое вы получили после начала регистрации или свяжитесь с нами по телефону тех. поддержка 8(863) 300-10-03
Электронный больничный лист и новый цифровой формат взаимодействия с ФСС стали самыми горячими темами лета. Рассмотрим, чем обусловлена данная тенденция и как в связи с этим изменился порядок взаимодействия медучреждений, страховых компаний и соцстраха.
С 1 июля 2017 г. медицинские учреждения смогут наравне с привычными бумажными больничными оформлять электронные листки нетрудоспособности. Закон о введении электронного листка нетрудоспособности (ЭЛН) вступил в силу с 1 июля 2017 г. Он внес поправки в положения ФЗ от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».
По сути, это обычный бюллетень больничного листка нетрудоспособности, но оформленный в электронном виде. Для чего он нужен и почему введен именно сейчас – об этом по порядку.
Во-первых, предполагается, что данное нововведение позволит существенно снизить бумажный документооборот благодаря переносу информации пациентов в электронный вид.
Во-вторых, ФСС отмечает удобство в объединении информации по больничным в единую базу, что означает более быстрый и прозрачный документооборот. Проще говоря, теперь можно будет гарантировать сохранность истории болезни сотрудника, например, при его переезде или случайной утере. К тому же, это значит, что подделать больничный лист теперь – задача невыполнимая, так как сведения о болезни контролирующие органы серьезно намерены хранить на государственных серверах.
В-третьих, данная система подразумевает существенную экономию бюджетных средств за счет автоматизированной системы хранения и обработки информации.
Рассмотрим стандартную ситуацию – сотруднику компании ООО «Ромашка» Иванову И. И. нездоровится, и он идет в медицинское учреждение, где после прохождения обследования врач ставит ему диагноз и выписывает заболевшему листок нетрудоспособности, который содержит сведения о том, на какой срок человек отстраняется от выполнения должностных обязанностей, какова причина заболевания и характер лечения. Далее, после предоставления листка в отдел кадров или бухгалтерию ООО «Ромашка», сотрудники отдела добавляют нужные данные в раздел больничного «Заполняется работодателем». Важно, что данный раздел заполняется вручную печатными заглавными буквами, а шариковую ручку использовать нельзя. И уже после предоставления данных документов будет принято решение о выплате компенсации.
Теперь, с 1 июля 2017 г., после посещения медицинского учреждения Иванов И. И. больше не получает на руки листок временной нетрудоспособности – вместо этого его уведомят, что факт обращения к врачу зарегистрирован в базе. Затем организация-работодатель по номеру его электронного листка нетрудоспособности запрашивает данные из ФСС и оплачивает этот больничный лист, после чего работники бухгалтерии или отдела кадров отправят информацию о выплаченной сумме в ФСС и получат разрешение на компенсацию.
На основании рассмотренных выше примеров можно сделать следующий вывод: главное отличие новой системы в том, что сотрудник больше не является связующим элементом между медицинским учреждением и компанией, в которой он работает.
Если говорить о плюсах данной системы для работодателей, то нельзя не отметить один из очевидных – заполнение документов в электронном виде существенно экономит время и облегчает работу. То есть случаи, когда бухгалтеры сталкиваются с некорректно оформленными врачом больничными постепенно уходят в прошлое, и бояться претензий со стороны ФСС больше не нужно, из-за чего компенсационные выплаты должны быть гарантированы. К тому же, исключается возможность утери и порчи документа, не говоря о том, что бухгалтеру больше не стоит думать о цвете чернил и возможных ошибках при заполнении информации в листе нетрудоспособности вручную.
Для сотрудников данная система также представляет не меньший интерес – предполагается, что сотрудник на больничном имеет возможность самостоятельно проверить, какие данные врач ввел при оформлении электронного больничного листа. Это позволит оперативно обратиться в медицинское учреждение в случае, если в больничном листе найдена какая-либо ошибка, чтобы обнаруженные сведения были скорректированы.
Остановимся подробнее на механизме функционирования электронных больничных. Начнем с того, что обмен сведениями поддерживается единой специальной системой электронного взаимодействия – ЕИИС «Соцстрах» ФСС РФ. Основными составляющими этой системы выступают ФСС РФ, работодатели и медицинские учреждения. Также стоит отметить, что для оформления ЭЛН обязательным является письменное согласие сотрудника. Получив его, врач фиксирует это в программе и сообщает обратившемуся на прием номер его больничного. Позже данный номер должен быть передан сотрудником бухгалтеру или кадровику по месту работы для расчета пособия и дальнейшего заполнения части больничного листа.
Для того чтобы стать полноценным участником системы ЭЛН, необходимо обязательное выполнение следующих пунктов:
Вы можете получить электронную подпись быстрее, чем за 2 дня!
Помимо этого, при желании можно зарегистрироваться на сайте ФСС РФ для оперативного просмотра движения ЭЛН с помощью сервиса «Кабинет застрахованного лица».
Теперь рассмотрим схему взаимодействия между медицинским учреждением, работодателем, сотрудником и ФСС поэтапно:
Как уже было отмечено выше, работодатели могут получать данные ЭЛН напрямую из программы «1С». Электронный больничный и, что главное, обмен с ФСС, на данный момент реализованы в программе «1С:Зарплата и управление персоналом 8», ред. 3, начиная с версии 3.1.2.293.
Документ «Больничный лист»
При заполнении электронного больничного нужно заполнить основную информацию (рис.1):
Далее при нажатии на кнопку «Получить данные из ФСС» больничный лист заполнится полученными из ФСС данными ЭЛН. Программа также автоматически рассчитывает сумму пособия, исходя из сведений о заработке и стаже сотрудника. Сведения о медицинской организации тоже загружаются автоматически, просмотреть их можно, нажав на гиперссылку, как на скриншоте ниже.
С помощью сервиса «1С-Отчетность» можно создать реестр ЭЛН. Для этого необходимо зайти в раздел «Отчетность, справки» – «1С-Отчетность».
При формировании реестра пользователь может выбрать, каким образом будет заполнена табличная часть реестра:
Чтобы увидеть подробную информацию об электронном больничном, нужно дважды нажать на строку с интересующим ЭЛН – тогда откроется форма дополнительной информации для просмотра.
При проведении документа программой будет автоматически выполнена проверка заполнения обязательных полей.
В завершении при нажатии по кнопке «Отправить реестр в ФСС» сформированный в программе реестр будет направлен в ФСС.
Анализируя данный вопрос в перспективе, нельзя не рассматривать его с точки зрения рентабельности для государства в целом. По прогнозам специалистов, в ближайшие три года – с 2017 по 2020 гг. – за счет внедрения системы ЭЛН планируется сэкономить около 42 млн рублей. К тому же, внедрение данного решения можно назвать в некоторым смысле неизбежным на фоне глобальной компьютеризации, когда многие процессы уже перешли и продолжают переходить от «бумаги» к электронному варианту.
Но нельзя не принимать во внимание и тот факт, что если в крупных городах с компьютерами и доступом в Интернет проблем не возникает, то в глубинке оснащенность техническими средствами в должной мере на данный момент не обеспечена. То есть регионы попросту могут быть не готовы перейти на новую систему ЭЛН, так как это требует дополнительных затрат.
Тем не менее, самые первые электронные больничные листы в качестве нововведения впервые начали активно использоваться в некоторых городах России еще с 2014 года – это Москва, Новосибирск, а также Севастополь и ряд других городов. Таким образом, технология уже испытана и отменять ее не собираются – она успешно себя зарекомендовала и продолжает стабильно функционировать, в настоящее время постепенно упрощая обмен ЭЛН.
Веб-форма не найдена.