Мы на Workspace
Наверх
Gendalf Gendalf

Котик

Мррр...

Уже уходите?

Подпишитесь на анонс новых выпусков, чтобы вернуться к ним вновь

Подписаться

Внештатники и бухгалтерия: 5 скрытых угроз для вашего бизнеса и способы их устранения

Дарья Волохова

Все чаще предприниматели и крупные предприятия привлекают к выполнению работ, оказанию услуг внештатных специалистов. Работа с сотрудниками, находящимися в штате в большей степени понятна и привычна, когда в части «внештата» возникают сложности и вопросы.

В статье разберем, как организовать взаимодействие с внештатными специалистами, чтобы сократить ресурсы и оптимизировать внутренние процессы.

Контроль со стороны налоговой

Работа с самозанятыми постепенно становится привычным форматом работы с лицами, но так как самозанятые наделены определенными льготами в части налогов, оформления, им, а также компаниям, которые работают с ними уделяется особое внимание со стороны контролирующих органов.

Что нужно учесть? В первую очередь надо понимать, что предприятие может взаимодействовать с лицом, которое имеет рассматриваемый статус только в случае, если их ранее не связывали трудовые отношения или же с момента увольнения бывшего сотрудника прошло более 2-х лет.

Также важно знать, что самозанятый может выполнять не все задачи – ряд ограничен на законодательном уровнем. Например, лица со статусом «Самозанятый» не могут продавать подакцизные и маркируемые товары.

Сложности в закрытии работ, получении закрывающих документов

Для оптимизации получения закрывающих документов рекомендуется перевод внештатных работников на электронный документооборот – это позволит сократить время на планирование и проведение личных встреч, чтобы отработчик подписал тот или иной документ.

Чтобы электронный документ обладал юридической силой, он должен быть подписан электронной подписью. В отношении подписи с исполнителями можно использовать любой из ее видов – простую, усиленную неквалифицированную или усиленную квалифицированную.

Внештатный специалист теряет статус самозанятого

Одно из ограничений для самозанятого – это лимит, по достижению которого он теряет статус. На текущий момент максимально допустимый размер для плательщика налога на профессиональный доход – 2,4 млн руб. в год.

Да, у самозанятого может быть несколько источников дохода и должен ли отслеживать все их бухгалтер конкретного предприятия – нет, но в то же время бухгалтер должен знать и понимать риски: если самозанятый потеряет статус, то предприятие-заказчик обязано уплатить за физическое лицо налоги и взносы, то есть исполнить обязанности налогового агента.

Если работодатель не готов или не желает становиться налоговым агентом, то перед каждой работой и выплатой рекомендуется запрашивать у исполнителя справку о самозанятости. Или же, как минимум, делать это с установленной периодичностью.

Риск определения работы с самозанятыми, как подмену трудовых отношений

Данную проблему вывели в отдельный блок, так как самозанятый может выполнять корректные задачи, соблюдать доход в рамках лимита, но налоговые органы могут определить взаимодействие, как подмену трудовых отношений. Под подменой понимают, что исполнитель-самозанятый выполняет задачи и функции штатного специалиста, но с ним заключен договор другого вида с целью экономии работодателем на обязательных платежах.

За использование данной схемы работодатель может получить штраф, а также обязательство по уплате налогов, взносов, которые ранее скрывались за статусом самозанятого.

Ниже приведем критерии, которые могут вызвать подозрения и которых стоит избегать.

  • Единственный контрагент, с которым работает самозанятый – ваше предприятие, так называемое «моноклиентство»;
  • Периодичность выплаты вознаграждения – подозрительными считаются выплаты, которые схожие с оплатой труда – два раза в месяц, например, 12 и 27 числа;
  • Количество самозанятых, с которыми работает компания – данный фактор также отслеживается.

В случае, если у ФНС появляются подозрения, у компании могут потребовать разъяснения на предмет того, почему используется именно такой вид взаимоотношений и компания не принимает лицо в штат.

Самозанятый не выдает чек

Чек – важный элемент подтверждения расходов предприятия, а также законности сотрудничества с самозанятым. Есть регламентированные сроки передачи чека:

  • в момент проведения расчета в случае оплаты наличными;
  • до 9 числа месяца, следующего за отчетным (в котором была проведена оплата) при безналичных расчетах.

Нарушение сроков влечет за собой наложение штрафа для самозанятого.

Со стороны бухгалтера для соблюдения сроков получения чек рекомендуется в договоре указать ответственность исполнителя за непредоставление данных.

Работа с внештатниками может быть как преимуществом, так и серьезным вызовом для вашей бухгалтерии. Но, зная о возможных проблемах и имея четкий план действий, вы сможете минимизировать риски и сосредоточиться на развитии бизнеса. Убедитесь, что ваши процессы прозрачны, а контроль над финансами — надежен, чтобы сотрудничество с фрилансерами приносило только положительные результаты.

Помните, что грамотное управление — залог вашего успеха.

Подпишись на рассылку от «ПБ», чтобы всегда сходился баланс :)

Новости, экспертные статьи, обучение.

Настоящим подтверждаю, что я ознакомлен с условиями политики конфиденциальности и даю и согласие на обработку персональных данных.*

Автор: Дарья Волохова,
заместитель руководителя Линии консультаций ГЭНДАЛЬФ

Все статьи автора

Возможно, вам будет интересно

Оцените статью:
Спасибо, ваш голос учтен
(0)

Возможно, вам будет полезно

Трактиръ

Сообщит менеджер

Трактиръ

Подробнее