Мы на Workspace
Наверх
Gendalf Gendalf

Котик

Мррр...

Уже уходите?

Подпишитесь на анонс новых выпусков, чтобы вернуться к ним вновь

Подписаться

Уничтожение бухгалтерских документов: как, в каком порядке и какие документы подлежат уничтожению

Дарья Волохова

Бухгалтер – профессия, которая требует четкости и оперативности в организации деятельности компании. Непрерывность – один из ключевых принципов ведения бухгалтерского учета, поэтому в сфере бухгалтерии уделяется большое внимание тому, что всю документацию важно вносить «здесь и сейчас», но не менее важно соблюдение правил уничтожения документов. Именно этот вопрос рассмотрим в данной статье.

Электронный документооборот в настоящее время является неотъемлемой частью работы всех компаний, но, несмотря на век цифровизации, бухгалтерские службы, архивы компаний до сих пор переполнены бумажной документацией. Далее рассмотрим способы уничтожения данных, нюансы и ответственность бухгалтера.


Порядок уничтожения документов

Первое, что стоит отметить: процесс уничтожения документов осуществляется на основании Приказа Министерства культуры РФ от 31 марта 2015 г. №526 «Об утверждении правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях» – это то, с чем важно ознакомиться ответственному лицу в первую очередь.

Для определения документов, которые необходимо уничтожить, назначается экспертная комиссия, ее отдельным приказом должен утвердить руководитель компании. Главная задача такой комиссии – по итогу анализа документов определить, что отправить в архив, а что уничтожить.

Анализ проводится путем проверки каждого документа, к примеру, первичные документы должны храниться 5 лет, а различные документы по оплате труда могут храниться 50 лет.

Если при проверке выясняется, что срок хранения документа истек, то организация имеет право на его уничтожение.

Основные моменты, которые важно соблюдать, когда принято решение об уничтожении документа:

  • составить описи документов, которые были проанализированы;
  • на документы, которые подлежат уничтожению, оформить соответствующий акт списания;
  • утвердить акт списания руководителем компании.

Процесс уничтожения документов

Нормативно-правовых актов, которые регламентируют процесс уничтожения документов, в настоящее время нет, поэтому предприятия имеют право создать локальный документ, который будет описывать данный порядок.

Ниже рассмотрим варианты уничтожения бумажных и электронных документов.

Примеры уничтожения бумажных документов:

  • сожжение;
  • использование шредера;
  • ручное уничтожение (разрывание бумаги);
  • сдача в макулатуру (этот способ не рекомендуется, так как не гарантирует уничтожения данных).

Примеры уничтожения электронных документов:

  • ручное удаление файлов с носителей информации;
  • уничтожение носителей, на которых хранится информация;
  • форматирование носителей.

Обратите внимание! Есть ряд документов, которые не подлежат уничтожению, например, ликвидационные балансы, отдельные документы, входящие в составы дел.


Ответственность

Ответственность в части уничтожения документов регулируется административным законодательством.

В том случае, если были уничтожены документы, по которым на момент уничтожения не истек срок хранения, предусмотрены штрафы в следующих размерах:

  • от 3 000 до 5 000 для должностных лиц предприятий и индивидуальных предпринимателей;
  • от 5 000 до 10 000 для предприятий.

Важно отметить, что если досрочно были уничтожены документы, которые относятся к первичным документам бухгалтерской отчетности, то размер штрафа будет увеличен до 10 000 и 20 000 на должностные лица и организации соответственно.

Помимо досрочного уничтожения документов, затрагиваются случаи неправомерного уничтожения данных. По этому направлению предусмотрены следующие штрафы:

  • от 1 000 до 5 000 для должностных лиц предприятий и индивидуальных предпринимателей;
  • от 5 000 до 30 000 для предприятий.

Аналогично предыдущему пункту, для бухгалтерских документов размеры штрафов будут увеличены, а если неправомерное уничтожение данных привело к занижению налогооблагаемой базы, то дополнительно учитываются и нормы Налогового кодекса – так, предприятие может «попасть» на штрафы до 20% от суммы неуплаченных налогов.

Подпишись на рассылку от «ПБ», чтобы всегда сходился баланс :)

Новости, экспертные статьи, обучение.

Настоящим подтверждаю, что я ознакомлен с условиями политики конфиденциальности и даю и согласие на обработку персональных данных.*

Подпишись на рассылку от «ПБ», чтобы всегда сходился баланс :)

Новости, экспертные статьи, обучение.

Настоящим подтверждаю, что я ознакомлен с условиями политики конфиденциальности и даю и согласие на обработку персональных данных.*

Автор: Дарья Волохова,
заместитель руководителя Линии консультаций ГЭНДАЛЬФ

Все статьи автора

Возможно, вам будет интересно

Оцените статью:
Спасибо, ваш голос учтен
(0)

Возможно, вам будет полезно

Трактиръ

Сообщит менеджер

Трактиръ

Подробнее

ГЭНДАЛЬФ
ГЭНДАЛЬФ ГЭНДАЛЬФ ГЭНДАЛЬФ