Попробуйте 30 дней работы в «1С:Фреш» бесплатно!
Произошла ошибка
Вы уже начинали регистрироваться с этим электронным адресом.
Пожалуйста, используйте другой e-mail.
Или для завершения регистрации перейдите по ссылке из письма, которое вы получили после начала регистрации и свяжитесь с нами по телефону тех. поддержка 8(863) 300-10-03
Произошла ошибка
В данный момент наблюдаются проблемы при регистрации.
Для завершения регистрации перейдите по ссылке из письма, которое вы получили после начала регистрации или свяжитесь с нами по телефону тех. поддержка 8(863) 300-10-03
Для того чтобы в отношении компании не были доначислены налоги, штрафы и пени, к возможной выездной налоговой проверке важно подготовиться заранее: узнать последовательность действий после того как получено решение о проведении и во время проведения самой проверки, особенности подготовки к ней сотрудников, порядок обжалования решения. В этой статье мы подробно рассмотрим, как проходят выездные налоговые проверки и как быть к ним готовыми.
Возможность проведения выездной налоговой проверки закреплено в ст. 89 НК РФ. Данный вид проверки проводится достаточно редко: по статистике, сейчас только две организации из тысячи может подвергнуться выездной проверке (по ИП еще меньше — только один из семи тысяч), а их количество в целом за год сократилось более чем в 10 раз. Об этом в своем докладе рассказал руководитель ФНС России Д. В. Егоров.
ФНС принимает решение о необходимости проведения выездной проверки, руководствуясь Концепцией планирования выездных налоговых проверок (Приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@). Данная Концепция содержит в себе 12 критериев, на основании которых даже сам налогоплательщик может самостоятельно оценить возможные риски:
Критерий | Содержание |
---|---|
1. Налоговая нагрузка | Основанием для проверки является ситуация, когда уровень налоговой нагрузки плательщика ниже среднего уровня по хозяйствующим субъектам по конкретному виду деятельности. |
2. Убыточная деятельность | Если убытки наблюдаются в бухгалтерской или налоговой отчетности на протяжении нескольких налоговых периодов. |
3. Объем примененных вычетов | За определенный период применились и отражены в налоговой отчетности значительные суммы налоговых вычетов. |
4. Темп роста расходов | Расходы организации растут быстрее, чем ее доходы от реализации товаров (работ, услуг). |
5. Зарплата ниже среднего | Суммы выплат среднемесячной заработной платы на одного сотрудника ниже среднего уровня по отрасли. |
6. Приближение к пороговым показателям для применения спецрежимов | Неоднократное приближение к пороговым значением установленных НК РФ величин показателей, дающих возможность налогоплательщикам перейти на специальные налоговые режимы. |
7. Расходы равны доходам | Отражение ИП суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год |
8. Заключение сделок по «цепочке контрагентов» | Ведение хозяйственной деятельности на основе договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками без каких-либо разумных деловых целей или экономических причин. |
9. Отсутствие пояснений для ФНС | Непредставление пояснений в ответ на уведомление ФНС в случае обнаружения несоответствий показателей финансово-хозяйственной деятельности. |
10. «Миграция» между налоговыми | Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения. |
11. Несоответствие уровня рентабельности | Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности по отрасли на основе статистических данных. |
12. Налоговые риски | Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском |
При этом в случае несоответствия данным критериям ФНС далеко не всегда назначает выездную налоговую проверку. Для принятия такого решения налоговый орган будет выяснять причины, так как показатели могут не соблюдаться не только из-за нарушений законодательства, но и в связи с определенными обстоятельствами.
Чтобы определить, являются ли такие обстоятельства объективными причинами возникшей ситуации, налоговая вправе запросить необходимые пояснения при проведении камеральной проверки или пригласить представителя налогоплательщика на комиссию по легализации налоговой базы (согласно п.3 ст. 88 НК РФ и подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ). Выездную проверку могут назначить только тогда, когда по результатам такого предварительного анализа ФНС обнаружит вероятность крупного доначисления налогов.
В соответствии с п. 1 ст. 89 НК РФ, для проведения проверки ФНС оформляет соответствующее решение, в котором в обязательном порядке указываются следующие данные:
Решение о проведении проверки не подлежит изменению. Меняться может только состав проверяющих, однако ни сами проверяющие, ни руководство ФНС не имеют права расширять период проведения проверки или менять перечень проверяемых налогов.
Узнайте, какие акции и скидки на продукты «1С» доступны для вас прямо сейчас
Для проведения выездной налоговой проверки требуется длительное время: проверка организаций (в том числе имеющих обособленные подразделения) занимает 2 месяца, а проверка филиала или представительства — в течение 1 месяца. Датой начала выездной проверки считается дата вынесения решения о ее назначении, а датой окончания — дата составления справки о ее проведении.
Сроки проведения проверки могут быть увеличены до 4 месяцев или даже полугода. Такое решение может быть принято, если проверяемая компания является крупнейшим налогоплательщиком или если у нее несколько обособленных подразделений, а также тогда, когда в налоговую поступила информация о возможном нарушении налогового законодательства со стороны плательщика. Также основаниями продления выездной проверки могут быть просрочки в подаче необходимых документов по требованию ФНС.
Иногда выездная проверка может быть приостановлена по следующим причинам:
При проведении выездной налоговой проверке для получения необходимой информации ФНС вправе применять различные процедуры и мероприятия:
Согласно 15 ст. 89 НК РФ, в последний день представители налогового органа обязаны оформить справку о проведенной выездной проверке и предоставить ее налогоплательщику. Далее, начиная с этого же дня, в течение двух месяцев должен быть составлен акт проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ).
После составления акта проверки, представители налогового органа обязаны вручить его налогоплательщику в течение пяти рабочих дней (п. 6 ст. 6.1, подп. 1 п. 3, 5 ст. 100 НК РФ). В случае отказа или уклонения налогоплательщика от получения акта, ФНС направит его по почте заказным письмом. Если же налогоплательщик не согласен с актом, в течение месяца он может направить свои возражения в ФНС в письменном виде (п. 6 ст. 100 НК РФ).
Не нашли ответа на свой вопрос в наших статьях?
Обратитесь за помощью к нашему специалисту. Быстро ответим и поможем решить проблему.
Веб-форма не найдена.