Попробуйте 30 дней работы в «1С:Фреш» бесплатно!
Произошла ошибка
Вы уже начинали регистрироваться с этим электронным адресом.
Пожалуйста, используйте другой e-mail.
Или для завершения регистрации перейдите по ссылке из письма, которое вы получили после начала регистрации и свяжитесь с нами по телефону тех. поддержка 8(863) 300-10-03
Произошла ошибка
В данный момент наблюдаются проблемы при регистрации.
Для завершения регистрации перейдите по ссылке из письма, которое вы получили после начала регистрации или свяжитесь с нами по телефону тех. поддержка 8(863) 300-10-03
Зачастую привлечение иностранных сотрудников выгодно организации с точки зрения экономии бюджета (более низкооплачиваемый труд) либо аккумулирования высококвалифицированной рабочей силы. Но наравне с выгодой у предприятия могут возникнуть и сложности при приеме мигрантов.
Основными законодательными актами, регламентирующими трудовую деятельность мигрантов из других стран в России, являются:
Косвенно вопросы миграции также регулируют КоАП и Налоговый кодекс РФ.
Что касается миграционного кодекса, то вопрос о его создании нередко обсуждался Госдумой и, возможно, в скором будущем все-таки будет издан свод правил, регулирующих миграцию иностранных граждан в РФ.
Для того чтобы работодатель имел право нанимать подданных других стран, в первую очередь предприятию (или физическому лицу) необходимо получить разрешение на привлечение иностранных работников. В свою очередь иностранец может трудиться в России, если он имеет также разрешение на работу или патент – п. 4 ст. 13 Федерального закона № 115-ФЗ от 25.07.2002 г. В этой же статье указаны случаи, когда подобные разрешения не требуются (например, иностранец постоянно или временно проживает в России, проходит обучение в российских профессиональных обучениях и выполняет работы в течение каникул, приглашен в РФ для научно-исследовательской и педагогической деятельности и прочее).
В п. 4.5 ст. 13 Закона 115-ФЗ также указаны условия, при которых работодатель может нанимать мигрантов без специального разрешения на привлечение к труду иностранных работников:
Для получения разрешения на использование работников-иностранцев работодателю необходимо заполнить заявление по форме, утвержденной приказом МВД России № 392 от 19.06.2017г. и направить его в управление по вопросам миграции МВД России (в территориальное отделение).
Для устройства на работу «визового» иностранца, помимо разрешения на привлечение к труду, работодателю требуется также получить в МВД приглашение на въезд иностранного работника в РФ (данное приглашение нужно мигранту для получения однократной визы на въезд и выезд из России) – п. 2 ст. 18 Закона № 115-ФЗ. Одновременно с получением приглашения на работу «визового» мигранта работодатель должен подать документы для выдачи разрешения на работу для данного иностранного работника.
Уточнить о необходимости наличия визы можно в письме МИД России № 19261/кд от 27 апреля 2012г. «О режиме въезда иностранных граждан в Российскую Федерацию».
И для «визовых», и для «безвизовых» иностранцев обязательно наличие миграционной карты. Она заполняется на границе въезда в Россию и позволит получить разрешение на временное проживание или вид на жительство (п. 3 ст. 30 Закона 115-ФЗ).
В целом разными категориями иностранцев предоставляется разный пакет документов при приеме. Условно всех иностранных работников можно было бы разделить на две большие группы, исходя из их статуса:
Для первой категории – визовых и безвизовых иностранцев – после того, как они прибыли на территорию РФ, работодателю необходимо приступить к оформлению трудовых отношений в виде договора. Согласно ст. 65 и ст. 327.3 ТК РФ, иностранный трудящийся должен иметь при себе следующий пакет документов:
Непосредственно в трудовом договоре, заключенном с иностранным работником, работодатель должен указать сведения о разрешении на работу или патенте, разрешении на временное проживание или виде на жительство.
Кстати, иностранцам не нужно предоставлять при приеме документы воинского учета.
Порядок трудоустройства второй категории работников – прибывших из ЕАЭС – гораздо проще и мало чем отличается от трудоустройства россиян. Гражданам Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии не нужно получать разрешение на работу (или патент), разрешение на временное проживание (или вид на жительство), а работодателям не требуется получать разрешение на использование иностранного наемного труда. Таким иностранцам достаточно предоставить:
После заключения трудового договора/договора ГПХ, в т.ч. и с гражданами из ЕАЭС, согласно п. 8 ст. 13 Закона 115-ФЗ, в течение трех рабочих дней работодатель должен уведомить об этом событии органы МВД. При расторжении договора (увольнении иностранца) также в трехдневный срок нужно предоставить уведомление в МВД для снятия его с учета. Сделать это можно как на бумажном носителе, так и электронно по ТКС.
Кроме всех вышеописанных действий, важно также знать, что после прибытия иностранца в РФ (в т.ч. и граждан ЕАЭС) его необходимо поставить на миграционный учет. По общему правилу, согласно п. 3 ст. 20 Закона 109-ФЗ, в течение 7 рабочих дней со дня прибытия иностранца работодатель предоставляет уведомление о его прибытии в орган миграционного учета. В исключениях – в течение одного рабочего дня после прибытия. Для работников из ЕАЭС постановка на учет обязательна при нахождении в России свыше 30 суток (если меньше, то учет не нужен) – п. 6 ст. 97 Договора о ЕАЭС.
В ст. 18.15 КоАП указаны основные нарушения, за которые предусмотрена административная ответственность работодателя:
За первые два нарушения положены штрафы: для граждан – от 2000 до 5000 руб., для должностных лиц – от 25 000 до 50 000 руб., для юрлиц – от 250 000 до 800 000 руб. (либо приостановление деятельности юрлица на срок от 14 до 90 суток).
За нарушение при неуведомлении положен штраф для граждан также от 2000 до 5000 руб., для должностных лиц от 35 000 до 50 000 руб. и для юрлиц от 400 000 до 800 000 руб. либо приостановление деятельности.
Главой 18 КоАП РФ также предусмотрены иные штрафы. Все штрафные санкции назначаются в отношении нарушений по каждому иностранцу.
В п. 2 ст. 207 НК РФ указано определение резидента. Соответственно, нерезидентом признается лицо, находящееся на территории РФ менее 183 календарных дней в течение 12 месяцев подряд.
Регулирование расчетов по заработной плате с нерезидентами попадает под действие Федерального закона № 173-ФЗ от 10.12.2003г. «О валютном регулировании и валютном контроле». Согласно п. 3 ст. 10 настоящего Закона, операции с нерезидентами в валюте РФ должны осуществляться на банковские счета, открытые в России. Если зарплата нерезиденту выдается через кассу, то к организации будет применен штраф от ¾ до 1 размера валютной операции (выплаты), а для должностных лиц – от 20 000 до 30 000 руб. (ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ).
Кроме того, следует не забывать и про размер удержания НДФЛ с выплат нерезиденту. П. 3 ст. 224 НК РФ устанавливает ставку НДФЛ для иностранцев-нерезидентов 30%. Но есть некоторые исключения, указанные в статье – к примеру, для высококвалифицированных иностранных специалистов установлена ставка 13%.
Веб-форма не найдена.