Мы на Workspace
Наверх
Gendalf Gendalf
Котик

Мррр...

Уже уходите?

Подпишитесь на анонс новых выпусков, чтобы вернуться к ним вновь

Подписаться

Принятие к учету материальных ценностей в результате ликвидации основного средства

Кристина Кригер

Одним из способов выбытия основных средств является его ликвидация. Ликвидация основных средств осуществляется в результате:

  • списания в случае морального и (или) физического износа;
  • ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях, вызванных форс - мажорными обстоятельствами;
  • по другим аналогичным причинам.

Правила списания с баланса объектов основных средств установлены в п. 45 -50 Приказа Минфина России от 31.12.2016 № 257н Федерального стандарта «Основные средства». В данной статье мы рассмотрим, как в результате ликвидации основного средства, необходимо принять к учету материальные ценности.

Порядок принятия к учету материалов

Потеря или ухудшение первоначальных технических характеристик основного средства в ходе его эксплуатации — нормальная рабочая ситуация. Любое работающее имущество изнашивается естественным образом, и со временем его дальнейшее использование становится нецелесообразным. А значит, приходит время принимать решение о ликвидации.

Ликвидация основного средства представляет из себя:

  1. Определение состояния основного средства;
  2. Оформление необходимой документации;
  3. Получение разрешения на списание;
  4. Списание в бухгалтерском учете;
  5. Демонтаж и разборка основного средства;
  6. Утилизация основного средства.

На основании решения руководителя учреждения, необходимо создать ликвидационную комиссию, согласно которой будет решаться судьба устаревшего ОС. Комиссии необходимо оценить техническое состояние объекта и принять соответствующее решение. Если принято решение о ликвидации, то данное решение комиссии оформляется заключением, в котором указываются основания, согласно которым дальнейшее использование основного средства признано нецелесообразным.

Материальные запасы, которые остаются у учреждения в результате разборки, утилизации (ликвидации) основных средств или иного имущества, необходимо принять к учету по фактической стоимости. Она определяется исходя из их текущей оценочной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету, а также сумм, уплачиваемых за доставку материальных запасов и приведение их в состояние, пригодное для использования п. 106 Инструкции № 157н). Текущая оценочная стоимость определяется на основе цены, действующей на дату принятия к учету (оприходования) имущества, полученного безвозмездно, на этот или аналогичный вид имущества (п. 25 Инструкции № 157н).

Оценочную стоимость материальных запасов определяет комиссия учреждения по поступлению и выбытию активов. 

Для учета операций с материальными запасами предназначены счета аналитического учета счета 0 105 00 000. В разрядах 24 - 26 номера счета указывается подстатья КОСГУ, соответствующая экономической сущности факта хозяйственной жизни (объекта бухгалтерского учета). Для учета пригодных для использования запасных частей применяется подстатья 346 КОСГУ (п. 11.4.6 Порядка № 209н).

Материальные запасы, которые остаются в распоряжении учреждения, полученные от ликвидации основных средств, необходимо оприходовать по Дебету счета 0 105 00 000 и Кредиту счета 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами» (согласно п. 34 Инструкции №174н, п. 34 Инструкции №183н).

Бюджетному и автономному учреждению необходимо принять к учету материальные запасы, которые получены в результате ликвидации основного средства, по приносящей доход деятельности, независимо, по какому виду финансового обеспечения учитываются списанные активы. То есть, данным имуществом, учреждение может распоряжаться самостоятельно.  

Налоговый учет

В соответствии с положениями главы 25 НК РФ бюджетные (автономные) учреждения являются плательщиками налога на прибыль. При определении налоговой базы плательщики учитывают доходы от реализации и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 249, 250 НК РФ. Стоимость материалов или иного имущества, полученных при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств, учитывается в целях налогообложения в составе внереализационных доходов на основании п. 13 ст. 250 НК РФ. Такой доход оценивается исходя из рыночных цен с учетом положений ст. 105.3 НК РФ (пп. 5, 6 ст. 274 НК РФ). Внереализационные доходы в виде рыночной стоимости материалов, полученных при списании с баланса объектов имущества, признаются на дату актов о списании или иных аналогичных документов (пп. 8 п. 4 ст. 271 НК РФ).

Узнайте, какие специальные предложения на продукты «1С» доступны для вас прямо сейчас

Узнать

Документальное оформление документов в 1С:БГУ ред. 2.0.

Рассмотрим пример по ликвидации основного средства.

На балансе бюджетного учреждения ГОБУ ВПО Университет искусств (Субсидия) учитывается автомобиль Volkswagen, который пришел в негодность: неисправен двигатель, прогнил кузов, запасные части к этой модели сняты с производства. Первоначальная стоимость автомобиля равна 200 000 руб. Амортизация начислена в размере 100%. Комиссия по поступлению и выбытию активов учреждения приняла решение о списании автомобиля и определила текущую оценочную стоимость принятых к учету запасных частей – 6 000 руб. Демонтаж выполняется собственными силами учреждения. Материальные запасы, оставшиеся после демонтажа, приняты к учету.

Для оприходования материальных запасов, полученных от ликвидации основного средства, используется документ Поступления МЗ в блоке Материальные запасы. Для корректного отражения операций и формирования первичных учетных документов в документе необходимо заполнить все поля во вкладке Материальные запасы (рис.1).

Рисунок 1. «Поступление МЗ».

Вкладка Возвратная тара в данном примере не заполняется. На вкладке Дополнительно указывается Ответственное лицо и Основание акта о приеме-передаче (рис. 2).

Рисунок 2. «Заполнение вкладки Дополнительно».

На вкладке Драгоценные материалы при необходимости указывается информация о содержании драгоценных материалов (металлов, камней и иных материалов).

Во вкладке Комиссия (рис. 3) из справочника Комиссии следует выбрать действующую комиссию учреждения. После выбора комиссии состав комиссии заполнится автоматически. В таблице необходимо отметить отсутствующих членов комиссии и указать причину их отсутствия.

Рисунок 3. «Заполнение вкладки Комиссия».

На вкладке Бухгалтерская операция (рис. 4) следует указать:

  • Типовая операция: Оприходование МЗ, полученных от ликвидации НФА (401.10.172).
  • Кредит – полный счет выбирается из рабочего плана счетов (выбор ограничен хозяйственной операцией)

Рисунок 4. «Заполнение вкладки Бухгалтерская операция».

После проведения документа Поступление МЗ по команде Печать можно сформировать Акт о приеме-передаче нефинансовых активов (ф. 0510448) и Бухгалтерскую справку (ф. 0504833).

Не нашли ответа на свой вопрос в наших статьях?

Обратитесь за помощью к нашему специалисту. Быстро ответим и поможем решить проблему.

Обратиться


Подпишись на рассылку от «ПБ», чтобы всегда сходился баланс :)

Новости, экспертные статьи, обучение.

Настоящим подтверждаю, что я ознакомлен с условиями политики конфиденциальности и даю и согласие на обработку персональных данных.*

Автор: Кристина Кригер,
бухгалтер-консультант Линии консультации ГЭНДАЛЬФ

Все статьи автора

Возможно, вам будет интересно

Оцените статью:
Спасибо, ваш голос учтен
(0)

Возможно, вам будет полезно

ГЭНДАЛЬФ
ГЭНДАЛЬФ ГЭНДАЛЬФ ГЭНДАЛЬФ