Мы на Workspace
Наверх
Gendalf Gendalf

Что изменил Covid-19 и другие новости

Инна Хлевняк

Пандемия коронавируса COVID-19 изменила многое: появились нерабочие дни, часть отчетов перенесли, кому-то выплатили субсидии. Расскажем, как изменения в законодательстве отразились на деятельность учреждений государственного сектора, а также о других актуальных изменениях.

Федеральным учреждениям могут разрешить не урезать расходы, если госзадание не выполнено из-за пандемии

Правительство планирует дать послабление федеральным бюджетным и автономным учреждениям, которые работают в отраслях, наиболее пострадавших от коронавируса. В 2020 г. в период вынужденного приостановления (частичного приостановления) деятельности учреждения смогут осуществлять расходы за счет субсидии на госзадание в соответствии с планом ФХД независимо от объема оказанных ими госуслуг или выполненных работ. Это касается расходов на оплату труда, уплату налогов и сборов, страховых взносов, а также расходов на коммунальные услуги и содержанию имущества. Таким образом, средства на оплату данных расходов не будут учитываться при расчете остатка субсидии, который необходимо вернуть в бюджет в случае невыполнения госзадания.

Минтруд разъяснил, как заполнить СЗВ-ТД при переходе совместителя в основные работники

Ведомство указало, что способ заполнения СЗВ-ТД зависит от того, как оформлен переход сотрудника из совместителя в основного работника. Есть два варианта:

  • если стороны заключили соглашение, то кадровое мероприятие нужно указать как перевод с работы по совместительству на основную работу;
  • если переход произошел через процедуру «увольнение – прием», то в СЗВ-ТД это отражается как увольнение с работы по совместительству и прием на основную должность (Письмо Минтруда РФ от 25.03.2020 № 14-2/В-308).

Минфин пояснил, как быть с деньгами от возврата налога, уплаченного за счет субсидии на госзадание

Использовать поступившие средства излишне уплаченного налога можно в соответствии с планом ФХД на цели, соответствующие целям создания учреждения.

Ведомство отметило: учреждение не обязано возвращать остаток средств субсидии на госзадание, если оно исполнено. Речь идет в том числе о поступлении от возврата дебиторской задолженности прошлых лет.

Восстановить остаток неиспользованных средств в связи с возвратом налога следует по КФО 4 «Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания» по статье КОСГУ 510 «Поступление денежных средств и их эквивалентов».

ККТ: проверок до конца года не будет, но штрафы за неприменение все равно грозят

Налоговики напомнили, что до конца 2020 года не проверяют в том числе на правильность применения ККТ. Однако приостановление проверок не означает, что нельзя заявить о нарушении порядка использования кассы. Если инспекция получит заявление покупателя и документы, подтверждающие нарушения, организацию могут оштрафовать уже после окончания моратория, поскольку срок привлечения к ответственности – год (Письмо ФНС России от 21.04.2020 № АБ-2-20/671@).

СЗВ-М нужно исправить в срок, даже если фонд направил протокол проверки без уведомления

Протокол проверки СЗВ-М с указанием на ошибки можно расценивать как уведомление, которое фонд обязан направить страхователю, обнаружив неточности в отчетности. Если не исправить такие ошибки в течение пяти рабочих дней, придется заплатить штраф. Этот вывод можно сделать из постановления суда. Он рассмотрел такой спор.

Организация получила протокол проверки СЗВ-М. Она исправила ошибки с нарушением срока и получила штраф. Организация попыталась его оспорить, ссылаясь на то, что контролеры должны были направить именно уведомление об устранении ошибок по установленной форме и приложить к нему протокол. Судьи отклонили этот довод. Они указали на то, что страхователь получил протокол проверки с информацией:

  • об ошибках с их описанием;
  • о том, что неверные сведения фонд не принял;
  • о необходимости повторно представить отчетность.

Такой протокол судьи приравняли к уведомлению.

Учреждениям разъяснили, как учесть ожидаемое возмещение ущерба, пока виновный не найден

Минфин пояснил: если виновное лицо еще не установлено, сумму возмещения ущерба от хищения нужно начислять по счету 401 40. По мнению ведомства, в этом случае учреждение не может быть уверено, что в будущем получит экономическую выгоду. Поэтому признавать доходы по счету 401 10 некорректно (Письмо Минфина России от 06.03.2020 № 02-06-10/17163).

Банк России пояснил, как в платежке нужно будет указывать сумму долга, удержанного из зарплаты

С 1 июня 2020 г. начнет действовать требование, по которому при перечислении на счет в банке зарплаты или иного дохода в расчетном документе нужно указывать сумму, взыскиваемую по исполнительному документу. Чтобы выполнить это требование, по мнению ЦБ РФ, сведения нужно отразить в реквизите «Назначение платежа» в такой последовательности:

  • символ «//»;
  • буквы «ВЗС», т.е. взысканная сумма;
  • символ «//»;
  • сумма цифрами (рубли от копеек нужно отделить знаком «-»);
  • символ «//».

Например, при взыскании 123 руб. запись будет такой: //ВЗС//123-00//.

Аналогично нужно будет отражать сведения в реестре к расчетному документу на общую сумму.

Напомним, что с 1 июня в платежке также необходимо указывать код вида дохода. Банк России уже определил, каким он должен быть (Информационное письмо Банка России от 27.02.2020 № ИН-05-45/10).

Опубликованы очередные изменения в Инструкцию № 33н

Минфин опубликовал приказ об изменениях в Инструкции № 33н, которые готовил еще к представлению отчетности за 2019 г. Поправки уменьшают состав пояснительной записки, уточняют формы баланса, отчета о финрезультатах, сведений об изменении остатков валюты баланса и др.

Начиная с заполнения отчетности 2020 г.:

  • не нужно подавать сведения о количестве обособленных подразделений (ф. 0503761);
  • в графе 5 сведений о финансовых вложениях учреждения (ф. 0503771) для российских организаций необходимо указывать ИНН вместо ОКПО;
  • в разд. 4 отчета об исполнении учреждением плана ФХД (ф. 0503737) не нужно заполнять детализирующие строки 911 и 951 (они исключены из формы).

По мере организационно-технической готовности учреждения, но не позднее 30 июня 2020 г. при составлении отчетности нужно:

  • в справке о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах, входящей в состав баланса (ф. 0503730), – использовать наименование забалансового счета 04 «Сомнительная задолженность», приведенное в планах счетов;
  • в отчете о финрезультатах (ф. 0503721) – приводить уточненные наименования показателей по статьям 150, 160, 350 и 450 КОСГУ;
  • в сведениях об изменении остатков валюты баланса учреждения (ф. 0503773) – заполнять новую графу 10 данными об исправлении ошибок прошлых лет по результатам внешнего (внутреннего) государственного (муниципального) финансового контроля (код 07).

Некоторые новшества Минфин и Казначейство требовали учесть при заполнении отчетности за 2019 г. Теперь их нормативно закрепили в инструкции. Так, в состав пояснительной записки не нужно включать таблицы № 5 и № 7. Правила заполнения сведений (ф. 0503790) уточнены (Приказ Минфина РФ от 30.01.2020 № 11н).

Минфин внес изменения в перечни КБК для федерального бюджета и бюджетов ГВБФ

Ведомство скорректировало некоторые перечни кодов доходов, источников финансирования дефицита средств и целевых статей расходов, которые утверждены для федеральных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов приказом № 207н. К примеру, в перечень кодов подвидов доходов добавили КБК, касающиеся административных штрафов в области дорожного движения, прочих неналоговых доходов, доходов от возврата остатков субсидий бюджетам.

Изменения вступили в силу 27 апреля 2020 г.

Ранее Минфин также сообщал о подготовке других изменений в перечни КБК. Для этого им был зарезервирован, в частности, код доходов бюджета по штрафам за невыполнение правил поведения при ЧС или угрозе ее возникновения (Приказ Минфина РФ от 10.03.2020 № 36н; Письмо Минфина РФ от 13.04.2020 № 02-05-07/29204; Письмо Минфина РФ от 10.04.2020 № 02-05-12/28593; Письмо Минфина РФ от 09.04.2020 № 02-05-07/28243).

Минфин пояснил, как учреждению отразить покупку полиса ОСАГО подотчетным лицом

Как правило, срок действия договора ОСАГО составляет один год и страховой взнос уплачивается авансом. Поэтому расходы на приобретение полиса учитывают на счете 0 401 50 000 «Расходы будущих периодов».

Когда полис приобретает подотчетное лицо, учреждение отражает эту операцию проводкой по дебету счета 0 302 00 000 и кредиту счета 0 208 00 000. Одновременно делается запись по дебету счета 0 401 50 000 и кредиту счета 0 302 00 000.

Расходы на оплату договора ОСАГО учитывают по КВР 244 в увязке с подстатьей 227 КОСГУ (Письмо Минфина РФ от 24.01.2020 № 02-07-05/4304).

Как отразить получение межбюджетных трансфертов без условий

Минфин РФ в Письме от 15.01.2020 № 02-06-07/1666 направил перечень типовых бухгалтерских записей для отражения операций по предоставлению (получению) межбюджетных трансфертов (далее – МБТ). Учет доходов необходимо организовать в соответствии с СГС «Доходы», утв. приказом Минфина России от 27.02.2018 № 32н (далее – СГС «Доходы»).

Межбюджетные трансферты (далее – МБТ) – средства, предоставляемые одним бюджетом другому бюджету (ст. 6 БК РФ). МБТ могут предоставляться с условиями при передаче активов или без условий. От наличия условий зависит порядок бюджетного учета операций с МБТ.

На МБТ без условий не распространяются требования абз. 1 п. 5 ст 242 БК РФ о возврате трансфертов, не использованных по состоянию на 1 января текущего финансового года, в доход бюджета, из которого они ранее были предоставлены.

Доходы в виде МБТ без условий предоставляются в форме дотаций. Также МБТ без условий могут предоставляться в следующих случаях:

  • из Резервного фонда Президента РФ;
  • государственным внебюджетным фондам;
  • на компенсацию ранее произведенных расходов.

Согласно пп. 9.5.1, 9.6.1 порядка, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н, в бюджетном учете доходы в виде МБТ отражаются по следующим подстатьям КОСГУ:

  • 151 – в части МБТ текущего характера. Администратор учитывает расчеты по таким доходам на счете 1 205 51 000;
  • 161 – в части МБТ капитального характера. Администратор учитывает расчеты по таким доходам на счете 1 205 61 000.

При формировании разрядов 1-17 номера счета администраторы доходов указывают коды (составные части кодов) бюджетной классификации текущего (отчетного) финансового года в соответствии с приложением к Инструкции № 162н. Доходы в виде МБТ отражаются по соответствующим кодам КДБ 2 02 00000 00 0000 150 «Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации».

Доходы от МБТ, предоставляемых без условий при передаче активов, признаются в бюджетном учете по факту возникновения права на их получение (п. 28 СГС «Доходы»):

  • в части, относящейся к текущему периоду – доходами текущего отчетного периода;
  • в части, относящейся к будущим периодам – доходами будущих периодов.

Основанием служит соглашение о предоставлении МБТ (при наличии) либо иной документ, подтверждающий объем бюджетных ассигнований на предоставление МБТ без условий (на принятие прогнозов по доходам от поступления МБТ без условий).

Таблица 1. Типовые корреспонденции по получению МБТ без условий

№ п/п Содержание операции Первичный документ Бухгалтерские записи у администратора доходов, получившего МБТ Пункт Инструкции № 162н
дебет счета кредит счета
Заключение соглашения о предоставлении МБТ без условий
1 Начислены доходы от получения МБТ без условий Уведомление (ф.0504320);
документ, подтверждающий объем бюджетных ассигнований на предоставление трансферта;
соглашение о предоставлении МБТ
     
  • в части МБТ текущего характера
КДБ 1 205 51 561 КДБ 1 401 10 151 78
  • в части МБТ капитального характера
КДБ 1 205 61 561 КДБ 1 401 10 161 78
2 Получен МБТ без условий Выписка из лицевого счета с приложенными документами      
  • МБТ текущего характера
КДБ 1 210 02 151 КДБ 1 205 51 661 78, 91
  • МБТ капитального характера
КДБ 1 210 02 161 КДБ 1 205 61 661 78, 91
Корректировка показателей в связи с изменением суммы МБТ без условий в текущем году
3 Увеличена сумма ранее принятых доходов в связи с увеличением суммы представляемого МБТ без условий Уведомление (ф.0504320);
измененное соглашение или дополнительное соглашение;
иной документ, подтверждающий измененный объем трансферта
     
  • в части МБТ текущего характера
КДБ 1 205 51 561 КДБ 1 401 10 151 78
  • в части МБТ капитального характера
КДБ 1 205 61 561 КДБ 1 401 10 161 78
4 Уменьшена сумма ранее принятых доходов в связи с уменьшением суммы МБТ без условий Уведомление (ф.0504320);
измененное соглашение или дополнительное соглашение;
иной документ, подтверждающий измененный объем трансферта
     
  • в части МБТ текущего характера
КДБ 1 401 10 151 КДБ 1 205 51 661 78
  • в части МБТ капитального характера
КДБ 1 401 10 161 КДБ 1 205 61 661 78

Шаблон извещения (ф. 0504805) в части взаимосвязанных консолидируемых показателей текущего финансового года, примеры отражения расчетов по МБТ с условиями и без условий размещены на сайте Минфина России в разделе «Бюджет»/»Бухгалтерский учет и бухгалтерская (финансовая) отчетность государственного сектора»/»Методический кабинет».

Таблица 2. Типовые корреспонденции по принятию обязательств за счет МБТ

№ п/п Содержание операции Документ-основание Бухгалтерские записи у получателя МБТ без условий Пункт Инструкции № 162н
дебет счета кредит счета
Принятие обязательств
1 Приняты обязательства Договор, расчет и др.      
  • на текущий год
КРБ 1 501 13 ХXX КРБ 1 502 11 ХXX 134, 140
  • на очередные годы
КРБ 1 501 23 XXX
КРБ 1 501 33 XXX
КРБ 1 502 21 XXX
КРБ 1 502 31 XXX
134, 140

Авансовые платежи
2 Принято денежное обязательство Контракт КРБ 1 502 11 XXX КРБ 1 502 12 XXX 140, 141
3 Перечислен аванс Договор, выписка из лицевого счета с приложенными документами КРБ 1 206 XX 56X
КРБ 1 208 ХХ 567
КРБ 1 304 05 ХХХ
КРБ 1 304 05 ХХХ
80, 111
84, 111
Принятие денежных обязательств
4 Начислена кредиторская задолженность за выполненные работы, оказанные услуги, поставку нефинансовых активов Накладные, акты выполненных работ, оказанных услуг и др. КРБ 1 105 ХХ 34X,
КРБ 1 106 ХX 310,
КРБ 1 401 20 ХХХ
КРБ 1 208 XX 667,
КРБ 1 302 XX 73X,
КРБ 1 303 XX 731
23, 31, 84, 102, 104, 121
5 Приняты денежные обязательства в текущем финансовом году Накладные, акты выполненных работ, оказанных услуг и др. КРБ 1 502 11 XXX КРБ 1 502 12 XXX 140, 141
Зачет аванса
6 Зачтен аванс Накладные, акты выполненных работ, оказанных услуг и др. КРБ 1 302 XX 83X КРБ 1 206 XX 66X 80
7 Скорректированы денежные обязательства по зачтенным авансам способом «красное сторно» Накладные, акты выполненных работ, оказанных услуг и др. КРБ 1 502 11 XXX КРБ 1 502 12 XXX Не предусмотрен, бухгалтерскую запись следует согласовать в порядке, предусмотренном п. 2 Инструкции № 162н.
Оплата кредиторской задолженности
8 Оплачена кредиторская задолженность Выписка из лицевого счета с приложенными документами КРБ 1 208 XX 567,
КРБ 1 302 XX 83X,
КРБ 1 303 XX 831
КРБ 1 304 05 ХХХ 84, 102, 104, 111

В целях формирования сведений о денежных обязательствах для представления в ГИИС «Электронный бюджет», СУФД, другие внешние системы денежное обязательство, принятое на сумму аванса, сторнируется после исполнения поставщиком (исполнителем) условий договора. При этом в момент поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг денежное обязательство принимается на всю сумму согласно выставленным документам.

Подпишись на рассылку от «ПБ», чтобы всегда сходился баланс :)

Новости, экспертные статьи, обучение.

Настоящим подтверждаю, что я ознакомлен с условиями политики конфиденциальности и даю и согласие на обработку персональных данных.*

Автор: Инна Хлевняк,
главный бухгалтер-консультант бюджетного направления Линии консультаций «ГЭНДАЛЬФ»

Все статьи автора

Возможно, вам будет интересно

Оцените статью:
Спасибо, ваш голос учтен
(0)

Возможно, вам будет полезно