Наверх
Gendalf Gendalf

1 способ выявить проблемного контрагента и 6 способов его проверить

2020-01-28

Заплатить налоги без доначислений – эта задача стала одной из самых важных для современного бухгалтера. На плечи главбухов легла обязанность по проверке контрагентов (ведь именно главный бухгалтер может стать тем, кто будет платить долг компании в случае суда).

И снова бухгалтеру нужно искать баланс: как подготовиться к вопросам инспекторов и суда о проверке партнера перед сделкой, и при этом не превратить свою работу в жизнь частного детектива.

Конечно, решать проблемы – это задача и бухгалтера, и нуарного детектива. Но ночная работа вредит вашему здоровью

Задачи проверяющих

В стремлении снять доначисления инспектор будет пытаться уличить компании в недобросовестности. Вот проверенные способы это сделать (ст. 54.1 НК):

  • Найти признаки фиктивной сделки (отражено то, чего на самом деле не было).
  • Доказать, что сделка существует только ради того, чтобы снизить налог.
  • Обнаружить, что выполняла обязательства одна компания, а в договоре указана другая.

Для проверки будут запрашивать первичные документы и допрашивать руководителей. Запросят также справки, которые подтвердят, что компания перед сделкой проверила контрагента. Может дойти и до почерковедческой экспертизы.

Задачи проверяемых

На самом деле, основная задача одна – доказать проявленную осмотрительность. Сделать это постфактум сложно, поэтому придется заранее проверять всех потенциально проблемных контрагентов.

Но чтобы не проверять ВООБЩЕ ВСЕХ, можно создать ранжирование для контрагентов по ключевым признаком. И проверять только тех, кто находится в проблемной зоне.

Признаки Степень риска Что делать
Старый контрагент: компания сотрудничает с ним больше двух лет Зеленая зона – низкий уровень риска Можно сэкономить время на проверке: не проверять вообще или выполнить 1 пункт из списка (например, запросить сведения из ЕГРЮЛ)
За период сотрудничества к контрагенту не было претензий
Контрагент входит в топ-200 рейтинга одного из проверенных изданий (Forbes, РБК, Эксперт и т.п.)
Сделка ниже суммового порога для проверки (например, меньше, чем на 100 000 руб. – суммовой порог устанавливается компанией индивидуально исходя из истории сделок)
«Молодой» контрагент, который учрежден меньше двух лет назад Желтая зона – средний уровень риска Стоит проверить: выполнить 2-3 пункта из списка по проверке
ИП или контрагент на спецрежиме
Для осуществления обязательств контрагент привлекает третьих лиц
У компании нет сайта
У компании минимальный или близкий к минимальному уставной капитал
Штат компании состоит из двух или менее человек (помимо директора и бухгалтера) Красная зона – высокий уровень риска Проверять обязательно: минимум 3-4 пункта из списка по проверке, подготовить справку о должной осмотрительности
Компания сдает нулевую отчетность
Нет никакой информации об опыте работы компании
Компания работает в сфере строительства, логистики и не входит в «зеленую зону» риска
В отношении компании начали процедуру банкротства

Список действий по проверке контрагента

Залог спокойствия – систематическая проверка контрагентов. Проверять нужно не только новых контрагентов: лучше всего проводить проверку раз в год при постоянном сотрудничестве или перед каждой сделкой, если сотрудничество редкое.

1. Проверить данные из ЕГРЮЛ

Скачайте выписку из ЕГРЮЛ (на сайте налоговой), чтобы проверить регистрационные данные компании и убедиться, что компания не банкрот и не собирается ликвидироваться, что ее название не включили в список недобросовестных поставщиков.

2. Запросить бухгалтерскую и налоговую отчетность

Бухгалтер по отчетности сможет понять, как обстоят финансовые дела компании. Если отчетность сдается нулевая – это один из весомых доводов не заключать с контрагентом сделку.

3. Запросить документы и справки

Вот список документов, которые следует запросить и проверить перед сделкой:

  • Лицензии, разрешения, сертификаты.
  • Состояние расчетов с бюджетом, в том числе суммы уплаченных налогов.
  • Справка о численности и активах.
  • Справка о фактическом местонахождении.
  • Рекомендательные письма.
  • Электронная переписка.
  • Сведения об интернет-сайте.
  • Подтверждение наличия возможности исполнить договор.
  • Полномочия подписантов.

Все эти документы можно будет предъявить в суде как доказательство проявленной должной осмотрительности.

4. Проверьте компанию через сервис

Используйте онлайн-сервис для проверки контрагентов или подключите подходящий к вашей учетной программе. Например, если вы используете «1С», то сервис «1СПАРК Риски» будет отражать нужную информацию в карточке контрагента, ее не придется собирать из разных источников. Здесь же можно получить Справку о проявленной должной осмотрительности.

5. Проверить название компании через поисковики

Доказать факт такой проверки сложно, но возможно. Но используйте этот шаг не для инспекции, а для себя: изучите отзывы о работе с компанией, обратите внимания на указанные компанией статусы, соответствуют ли они реальным. К примеру, если организация утверждает, что у нее есть лицензия на образовательную деятельность, это можно проверить на сайте Рособрнадзора obrnadzor.gov.ru.

6. Заключайте сделку на личной встрече в офисе контрагента

Если речь идет о достаточно крупной сделке, лучше всего посмотреть офис контрагента своими глазами: убедиться, что он находится по заявленному адресу, там работают люди. Если есть возможность, обратите внимание на наличие основных средств: станки, автопарк и т.д. Это покажет, что то, что необходимо для выполнения сделки, есть не только на бумаге.

Чего можно не делать?

Проверять самостоятельно подписи на документах.

Налоговые службы постоянно создают претензии, основываясь на том, что документы о сделке подписаны неустановленным лицом. Однако согласно постановлению Президиума ВАС от 2010 г., то, что на документах от поставщика стоят подписи неустановленного лица, не говорит о том, что вы не проявили должной осмотрительности и осторожности – слишком уж сложно по-настоящему проверить подпись.

Проверять поставщиков дальше первого-второго звена.

В письме ФНС РФ от 23 марта 2017 г. есть рекомендация территориальным органам обращать внимание на взаимодействия налогоплательщика с поставщиком первого звена, а не пытаться привлечь его к ответственности за то, что во втором-третьем-пятом звене есть однодневки.

Готовьтесь к спорам с налоговой заранее – это сэкономит вам куда больше времени потом. Четкие регламенты по работе с контрагентами и сервисы вроде «1СПАРК Риски» упростят эту процедуру. Попробовать «1СПАРК Риски» можно бесплатно.

Попробовать «1СПАРК Риски»

Поделиться