Наверх
Gendalf Gendalf

Маркировка обуви-2019: ответы на популярные вопросы

2019-07-10


Вопросов у тех, кому предстоит работать с маркировкой обуви в 2019-2020 годах, меньше не становится. Мы постарались разобрать самые популярные — и еще затронули пару нюансов.

Маркировка обуви-2019: ответы на популярные вопросы

Вся ли обувь должна быть промаркирована с 1 июля 2019 года?

На самом деле, обязательная маркировка обуви будет проходить в три этапа:

  1. До 1 июля 2019 г. — регистрация участников в системе маркировки обуви «Честный ЗНАК» и начало маркировки остатков.
  2. С 1 октября 2019 г. — начало выпуска, импорта маркированной продукции и завершение маркировки остатков.
  3. С 1 февраля 2020 г.— запрет оборота немаркированной продукции, завершение обязательной регистрации всех участников в системе маркировки обуви «Честный ЗНАК».

Окончательная дата — февраль 2020 г. — связана с тем, что власти прислушались к участникам оборота: к этому времени завершатся новогодние распродажи, и наступит недолгое затишье.

Чем маркируют обувь в 2019 году?

Маркируют обувные коробки, размещая там специальный двумерный код Data Matrix, где зашифрованы:

  • GTIN-код;
  • индивидуальный серийный номер товара;
  • ключ проверки;
  • электронная подпись.

Кто участвует в процессе маркировки обуви?

В процессе обязательной маркировки обуви задействованы три основных участника

  • Государство: Министерство финансов, Министерство цифрового развития, министерства промышленности и торговли, налоговая служба, Роспотребнадзор, ФТС и ФСБ.
  • Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ) — единый оператор проекта по маркировке.
  • Бизнес: производители, импортеры, розничные и оптовые продавцы.

Еще один участник, без которого не обойдется маркировка обуви, это Ассоциация автоматической идентификации GS1 Russia, которая выдает коды GTIN.

Какова роль ЦРПТ в проекте по маркировке?

Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ) берет на себя все расходы, связанные с запуском проекта (по данным СМИ, расходы составят примерно 212 млрд руб.) Взамен ЦРПТ как оператору маркировки доверили возможность разрабатывать программную часть проекта.

Что делать с маркировкой остатков обуви?

С 1 июля в личном кабинете пользователя на сайте «Честный знак» запущена функция для маркировки остатков обуви. Там можно получить полные или упрощенные GTIN-коды. Но до 1 февраля 2020 г. в обороте может находиться и немаркированная обувь, и это не будет нарушением.

Как проверить, настоящая ли марка поступила от поставщика?

Вместе с товаром вы получите от поставщика УПД (универсальный передаточный документ). Информацию с него можно загрузить на терминал сбора данных (ТСД), а потом отсканировать поступившую партию обуви и сравнить данные. Если обнаружатся расхождения, ТСД должен на это указать.

Зачем нужен тег 1162?

Тег 1162 — код товарный номенклатуры (КТН), необходимый для того, чтобы идентифицировать каждую единицу товара. Тег включен в перечень реквизитов фискального документа и формируется из следующей информации:

  • кода типа маркировки (2 байта);
  • идентификатора продукта GTIN (6 байтов);
  • кода идентификации упаковки табачной продукции (7 байт).

Что делать при утрате этикетки с маркой или ее повреждении?

Пока что конкретного ответа на этот вопрос нет, его решением занят ЦРПТ. Специалисты ЦРПТ планируют ввести такой функционал, но с ограничениями: нельзя, чтобы каждый продавец мог спокойно заказать марку на товар неясного происхождения, без указания первоначального кода.

Как начать работу с обязательной маркировкой обуви?

Производителям и дистрибьюторам нужно сделать следующее:

  1. Зарегистрироваться в информационной системе «Честный знак» как производитель или импортер.
  2. Зарегистрироваться в GS1 Russia для получения GTIN-кодов на выпускаемую продукцию.
  3. Иметь программно-аппаратный комплекс или станцию управления заказами (СУЗ) для заказа и получения кодов маркировки (до 1 октября необходимо отправить заявку в ЦРПТ на получение СУЗ).
  4. Подготовить оборудование для печати, нанесения и сканирования кода маркировки.
  5. Организовать поштучный учет обуви для отображения кода маркировки в УПД.
  6. Начать переход от бумажного на электронный документооборот (ЭДО) и получить квалифицированную электронную подпись.

Для дистрибуторов правила те же, что и для производителей, так как на территорию нашей страны обувь, произведенная за рубежом, будет ввозиться уже промаркированной. Более того, таковой она должна быть еще до поступления на таможню.

Ритейлерам и оптовым продавцам нужно сделать следующее:

  1. Зарегистрироваться в системе маркировки обуви «Честный ЗНАК» как продавец.
  2. Начать переход от бумажного документооборота на ЭДО и получить квалифицированную электронную подпись.
  3. Убедиться, что кассовое ПО воспринимает коды Data Matrix и отправляет считанные данные в ККТ, которая, в свою очередь, направит их в ОФД и запишет в фискальном накопителе.
  4. Проверить, умеет ли торговое оборудование работать с кодами Data Matrix (сканеры штрихкодов, терминалы сбора данных, принтеры печати этикеток).

Нужно ли прописывать коды маркировки в таможенной декларации?

Для кода маркировки будет предназначена специальная графа таможенной декларации. Указывать можно будет либо агрегированный код, включающий дополнительные марки (если партию не объединяют в одну грузовую упаковку), либо код грузовой упаковки (для товара, например, находящегося в паллете или контейнере).

До какого срока можно ввозить немаркированную обувь в страну?

По закону — до 1 октября 2019 г. Однако нужно учесть, что обратиться в ЦРПТ для оформления заявки на получение марок нужно не позднее, чем за полгода до получения продукции (лучше срочно займитесь этим вопросом).

Какие сканеры считывают код маркировки?

Так как код маркировки Data Matrix двумерный, для работы с ними нужны 2D-сканеры. Одномерные сканеры для работы не подойдут. Можно также использовать приложения на смартфоне, но качество и скорость считывания будет гораздо ниже.

Нужно ли обновлять онлайн-кассу из-за маркировки?

У правительства в планах была разработка кассовой техники, которая способна самостоятельно разбирать код, считываемый сканером. Однако это осталось в проекте. На данный момент нужно озаботиться только о фискальном накопителе стандарта 1.1 и 1.0.5, и использовать его до конца срока действия согласно 54-ФЗ.

Если Data Matrix не читается, его можно ввести вручную?

Ранее, если код EAN-13 не читается, цифры, написанные под кодом, вводили вручную. С Data Matrix так не выйдет — код содержит около 128 цифробуквенных символов, их не печатают под маркой, и вручную в кассовую программу ввести такой код невозможно.

Участвует ли транспортная компания, перевозящая маркированную обувь, в процессе маркировки?

Если компания продает обувь транспортной компании, то она автоматически становится участником цепочки маркировки. Если же владельцем остается первоначальное юрлицо, то нет.

Если у организации несколько юрлиц, и она перемещает товары от одного к другому, то как регулируется работа с маркировкой?

По факту это продажа товара от одного юрлица к другому, так как меняется собственник. Следовательно, данные о каждой сделке нужно будет подавать в ЦРПТ в полном объеме: каждому юрлицу нужно зарегистрироваться на «Честном знаке», оформить УПД, прикрепить коды маркировки, продавать и показывать всю цепочку.

Аналогично обстоит ситуация с комиссионерами: допустим, предприниматель Иванов покупает туфли и по договору комиссии продает их розничной сети, а та, в свою очередь, при продаже товара через кассу сканирует код и отправляет данные в ОФД.

Если компания, допустим, производит тапочки для отелей, те их покупают, но сами не продают, то как эта обувь будет выведена из оборота?

Зависит от того, как происходит оформление продажи. Так как товар в дальнейшем не будет реализован, сведения об его выбытии из оборота необходимо подать в ЦРПТ — это можно сделать из личного кабинета, если продажа не оформлялась по ККТ.

Курьерская служба при выдаче товара не открывает посылку для сканирования кода, но оформляет чек. Каким образом ей можно погасить марки?

Если выбывание продукции оформляется через ККТ, принадлежащую курьерской компании, и товары, которые передаются покупателю, относятся к группам маркируемых, коды маркировки обязательно должны быть считаны.

Они могут быть нанесены на саму продукцию, продублированы на упаковке или в накладной. В любом случае коды должны попасть в ККТ, а от нее в ОФД и базу данных ЦРПТ, где будет оформлено их выбытие из оборота.

Нужна ли маркировка, если физлицо купило товар на AliExpress, чтобы его перепродать?

Не нужна, поскольку физлицо не участвует в обороте товаров. Участниками оборота являются юрлица и ИП.

Если предприниматель производит дизайнерскую обувь маленькими партиями, может ли он избежать маркировки?

Если товар, подлежащий маркировки, кто-то производит и реализует их как юрлицо или ИП, то необходимо осуществить обязательную маркировку обуви и ввести товары в оборот независимо от объемов производства. Проверить, точно ли ваш товар попадает в список для маркировки, можно в распоряжении № 792-р.



Не нашли ответ на свой вопрос? Получите бесплатную консультацию от экспертов по маркировке!

Задать вопрос

Закажите необходимое оборудование для маркировки в «ГЭНДАЛЬФ».


Поделиться  
×