Попробуйте 30 дней работы в «1С:Фреш» бесплатно!
Произошла ошибка
Вы уже начинали регистрироваться с этим электронным адресом.
Пожалуйста, используйте другой e-mail.
Или для завершения регистрации перейдите по ссылке из письма, которое вы получили после начала регистрации и свяжитесь с нами по телефону тех. поддержка 8(863) 300-10-03
Произошла ошибка
В данный момент наблюдаются проблемы при регистрации.
Для завершения регистрации перейдите по ссылке из письма, которое вы получили после начала регистрации или свяжитесь с нами по телефону тех. поддержка 8(863) 300-10-03
Федеральным законом от 01.12.2014 № 409-ФЗ (Закон № 409-ФЗ) в ТК РФ внесена глава 50.1 об особенностях регулирования труда иностранных работников и лиц без гражданства. Кроме того, Закон внес дополнение в Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (Закон № 115-ФЗ). Отчасти такое дополнение связано с принятием немногим ранее Федерального закона от 24.11.2014 № 357-ФЗ (Закон № 357-ФЗ), который существенно изменил положение безвизовых иностранцев, приезжающих на работу в Россию. В 2015 г. был принят Федеральный закон от 08.03.2015 № 56-ФЗ (Закон № 56-ФЗ), который изменил правила в отношении высококвалифицированных специалистов и безвизовых иностранцев, работающих у физических лиц на основании патента. Рассмотрим изменения трудового и миграционного законодательства в отношении иностранцев, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей.
Большинство иностранных граждан, прибывших в РФ, имеют право работать только при наличии специального документа. Для иностранцев, прибывающих по визе, - разрешение на работу. Для безвизовых иностранцев с 1 января 2015 г. – патент. Иностранцам, имеющим статус постоянно или временно проживающих в РФ, специальные разрешения на осуществление трудовой деятельности не требуются (пп. 1 п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ). Теперь трудовой договор с иностранным работником заключается на неопределенный срок. А срочный – только в случаях, перечисленных в статье 59 ТК РФ (ч. 1 ст. 327.1 ТК РФ), в частности: на срок выполнения временных (до 2 месяцев) работ (в обязательном порядке в соответствии с ч. 1 ст. 59 ТК РФ); с руководителями, заместителями руководителей организаций (по соглашению сторон в соответствии с ч. 2 ст. 50 ТК РФ); и проч.
Законом № 56-ФЗ с 24.04.2015 скорректированы условия, по которым иностранного гражданина можно считать высококвалифицированным специалистом (далее - ВКС). Эти условия перечислены в статье 13.2 Закона № 115-ФЗ. Базовым критерием для отнесения иностранного гражданина к категории ВКС является уровень его заработной платы (вознаграждения). Внесенные поправки не изменили размер выплат. Но исчислять величину дохода теперь необходимо в расчете за календарный месяц, а не за год (п. 1 ст. 1 Закона № 56-ФЗ). Кроме того, Зако- ном № 56-ФЗ установлен механизм определения статуса ВКС, если иностранный специалист в каком-либо месяце (нескольких месяцах) не получает заработную плату (вознаграждение) либо получает ее в меньшем размере. Для того чтобы определить, соблюдается ли в отношении такого сотрудника условие об уровне оплаты труда, необ- ходимо сравнить следующие величины (п. 2 ст. 1 Закона № 56-ФЗ): трехкратную среднемесячную заработную пла- ту (вознаграждение), установленную ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ;фактически выплаченную заработную плату (воз- награждение) за 3 календарных месяца в течение года.
Если указанные величины совпадут или заработная плата (вознаграждение) по факту окажется больше, это значит, сотрудник не утратил статуса ВКС.
Новые положения действуют с 24.04.2015 (ч. 2 ст. 3 Закона № 56-ФЗ). Полагаем, что требование о необходимом месячном размере зарплаты (вознаграждения) нужно соблюдать, если трудовой (гражданско-правовой) договор заключен с иностранным гражданином, начиная с указанной даты и позднее. Если договор был оформлен ранее и по его условиям заработная плата (вознаграж- дение) в расчете за месяц ниже размера, установленного поправками, целесообразно привести уровень оплаты труда (вознаграждения) в соответствие с требованиями законодательства. Это возможно, в частности, путем заключения дополнительного соглашения к трудовому до- говору. Указанные несоответствия могут возникать, если, к примеру, в договоре с ВКС ранее было прописано, что в результате выплаты годовой премии по итогам работы величина его заработной платы за такой год достигнет установленной законодательством величины.
Наряду с изменениями в ТК РФ Закон № 409-ФЗ добавил п. 10 в ст. 13 Закона № 115-ФЗ. По новым правилам прибывшего для работы в РФ иностранца следует обеспечить первичной медико-санитарной помощью (включая неотложную медицинскую помощь). Для этого иностранному гражданину необходимо заключить до- говор добровольного медицинского страхования (далее – полис ДМС), или работодателю заключить с медицин- ской организацией договор на оказание такому работнику платных медицинских услуг (далее – ДПМ). П. 10 ст. 13 Закона № 115-ФЗ обязывает иностранного гра- жданина, работающего на территории РФ, иметь полис ДМС. При этом не уточняется статус такого иностранца (временно пребывающий, постоянно или временно проживающий). Можно предположить, что договор платного медобслуживания (как и полис ДМС) необходимо заключать в отношении всех иностранных работников. Постоянно и временно проживающие на территории РФ иностранцы подлежат обязательному медицинскому страхованию (п. 1 ст. 10 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»).
Кроме того, реквизиты ДПМ (как и полиса ДМС) указываются только в трудовом договоре с временно пребывающим иностранцем (ч. 2 ст. 327.2 ТК РФ). Времен- № 8, ноябрь 2015 г. Прогрессивный бухгалтер 7 но пребывающий иностранец должен предоставить сам полис при принятии его на работу (п. 1 ч. 1 ст. 327.3 ТК РФ). Таким образом, можно сделать вывод, что заключать ДПМ можно только в отношении временно пребывающих иностранных работников.
Помимо реквизитов соответствующих страховых договоров в трудовой договор с иностранными работниками следует включить иные дополнительные условия. Так ст. 57 ТК РФ требует указывать в трудовом договоре условия, определяющие личность работника и наименование работодателя.
Также следует указывать ИНН работодателя, сведения о его представителе, подписавшем трудовой договор, и проч. Также следует указать информацию о (ч. 1 ст. 327.2 ТК РФ): разрешении на работу или патенте (для времен- но пребывающих иностранных граждан); разрешении на временное проживание в РФ (для временно проживающих иностранных граждан); виде на жительство (для постоянно проживающих иностранных граждан).
Недостающие условия в трудовой договор с иностранным работником можно включить путем оформления дополнения к трудовому договору.
Ст. 65 ТК РФ предусматривает перечень документов, которые работник, в том числе иностранец, должен предоставить работодателю при приеме на работу.
В то же время ст. 327.3 ТК РФ, введенная Законом № 409-ФЗ, устанавливает дополнительные документы, которые иностранный работник должен предоставить работодателю: договор (полис) ДМС, который предоставляется иностранными работниками, временно пребывающими на территории РФ (данный документ не предоставляется, если у работодателя есть договор на платное медобслуживание таких работников или в случаях, предусмотренных иным федеральным законом или международным договором); разрешение на временное проживание - при заключении трудового договора с иностранцем, времен- но проживающим на территории РФ; вид на жительство - при заключении трудового договора с иностранцем, постоянно проживающим на территории РФ; разрешение на работу или патент (запрашиваются у иностранца, временно пребывающего на территории РФ).
Если для оформления разрешения на работу иностранцу необходим уже заключенный с работодателем трудовой договор, он может представить ему разрешение позже. В этом случае трудовой договор с иностранным работником вступает в силу не ранее дня получения разрешения на работу. Сам трудовой договор при этом следует дополнить (ч. 6 ст. 327.3 ТК РФ).
Вместе с тем применение комментируемой нормы вызывает вопросы. Так, разрешение на работу для иностранца, въезжающего на территорию РФ по визе, получает работодатель.
При этом представлять трудовой (гражданско-право- вой) договор, на основании которого будет трудиться такой работник, не требуется (п. 45 Административного регламента предоставления ФМС... государственной услуги по выдаче заключений о привлечении и об использовании иностранных работников, разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства, утв. приказом ФМС, Минздравсоцразвития России, Минтранса России, Госкомрыболовства России от 11.01.2008 № 1/4/1/2, далее - Административный регламент). А вот безвизовый иностранец получает разрешение на работу сам. При этом трудовой договор может предоставляться в числе прочих документов толь- ко при его наличии, т. е. это не обязательное условие (п. 46, п. 122 Административного регламента).
Более того, с 01.01.2015 действуют изменения, вне- сенные в Закон № 115-ФЗ Федеральным законом от 24.11.2014 № 357-ФЗ. Согласно им все безвизовые иностранцы будут получать патент. А при его получении предоставлять трудовой договор также не требуется (трудовой договор нужен только при переоформлении патента).
Таким образом, актуальность норм части 6 статьи 327.3 ТК РФ вызывает сомнение.
Помимо этого, следует учесть, что представлять работодателю документы воинского учета (за исключением случаев, предусмотренных международными договорами, федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ) не требуется.
Законом № 409-ФЗ также были введены дополнительные основания для расторжения трудового договора с иностранным работником, а также отстранения его от ра- боты. Общие основания отстранения работника от работы были предусмотрены статьей 76 ТК РФ.
Согласно же статье 327.5 ТК РФ работодатель отстра- няет иностранного работника от работы в случаях, если окончился срок действия следующих документов: разре- шения на привлечение и использование иностранных работников (для работодателя). Иностранный работник отстраняется и в том случае, если действие такого разрешения приостановлено; разрешения на труд; патента; по- лиса ДМС или договора на платное медицинское обслу- живание, заключенного работодателем; разрешения на временное проживание; вида на жительство.
Что касается дополнительных оснований прекраще- ния трудового договора с иностранным работником, то они перечислены в новой статье 327.6 ТК РФ.
Следует учитывать, что увольнение иностранно- го работника по этим основаниям имеет определенные особенности. Например, прекратить трудовой договор с иностранными работниками, увольняемыми в связи с: окончанием срока действия разрешения на работу или патента временно пребывающих иностранцев (п. 5 ч.1 ст. 327.6 ТК РФ); окончанием срока действия разреше- ния на временное проживание временно проживающих иностранцев (п. 6 ч.1 ст. 327.6 ТК РФ); окончанием срока действия вида на жительство для постоянно проживаю- щих в РФ иностранцев (п. 7 ч.1 ст. 327.6 ТК РФ); окон- чанием срока действия договора (полиса) ДМС (или договора платного медобслуживания, заключенного ра- ботодателем) (п. 8 ч.1 ст. 327.6 ТК РФ) можно только по истечении месяца с момента возникновения соответству- ющих оснований (ч. 2 ст. 327.6 ТК РФ).
До этого времени работодателю придется отстранить такого работника от выполнения работы.
Веб-форма не найдена.