Мы на Workspace
Наверх
Gendalf Gendalf
Котик

Мррр...

Уже уходите?

Подпишитесь на анонс новых выпусков, чтобы вернуться к ним вновь

Подписаться

Полный пересмотр учетной политики на 2026 год: какие изменения внести и как оформить документ

Вероника Овсянникова

Минфин обязал организации пересмотреть и утвердить новую учетную политику на 2026 год до 30 декабря 2025 года. Статья содержит детальный список изменений, которые необходимо учесть при формировании документа, а также предлагает различные варианты его составления.


До 30 декабря необходимо полностью пересмотреть учетную политику, из-за отмены всех инструкций по учету (письмо от 30.06.2025 № 02-07-09/63940). Такой жесткий срок обусловлен вступлением в силу с 1 января новых стандартов учета № 121н и № 133н.

В своей учетной политике специфику учета необходимо будет прописать самостоятельно, так как в новых правилах стандартов Минфин задает только общие рамки учета.

Начиная с 1 января 2026 года разрешено использовать проводки только из перечней корреспонденций, утвержденным Минфином.

Новые правила, которые необходимо учесть в учетной политике

С 1 января бухгалтеры могут использовать только те проводки, которые включены в утвержденные Минфином перечни корреспонденций. Эти перечни опубликованы в приказах от 29.08.2025 № 118н («План счетов бюджетного учета») и № 119н («План счетов бухгалтерского учета БУ и АУ»).

В связи с этим, в рабочем плане счетов учетной политики обязательно исключите дополнительные счета и проводки, которые были установлены вами самостоятельно. Если они все-таки важны, то необходимо согласовать их с учредителем.

Учетная политика на 2026 год должна содержать обязательные правила для учета на забалансе, для объектов основных средств, материальных запасов, доходов и расходов будущих периодов, документооборота. Так как их нет в общих правилах новых стандартов.

Далее приведем примеры каким образом реализовать вышеописанное в документе.

Учет на забалансовых счетах

Первое что необходимо сделать, это определить по какой стоимости будете вести учет на забалансе по счетам 01, 07, 12, 13, 21, 24,26 и 26, для этого вам надо выбрать стоимость учета на забалансовых счетах, для которых в стандарте не установили правил. Например, по стоимости приобретения/получения, по справедливой стоимости, по условной оценке, в 1 руб. (п. 52 стандарта «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора»).

Для этого, рекомендуем установить оценку так же, как это было в Инструкции № 157н, но при такой оценке есть риски, что ревизоры будут настаивать на учете по справедливой стоимости, в связи с этим, чтобы снизить риски разногласий, следует прописать в учетной политике обоснование такого выбора тем, что затраты на определение справедливой стоимости превышают полезность информации на забалансовых счетах (п. 74 стандарта «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора»).

Объекты основных средств

В отношении основных средств необходимо определить правила присвоения и нанесения инвентарных номеров, а также утвердить порядок учета внутренних сетей и систем здания, утвердить порядок определения стоимости объектов.

Для определения правил присвоения и нанесения инвентарных номеров необходимо перенести в учетную политику старые правила из пунктов 46, 47 Инструкции № 157н. и при необходимости дополнить их, например, информацией, что инвентарные номера присваиваются объектам стоимостью до 10 тыс. руб.

Для утверждения порядка учета оборудования внутренних сетей и систем здания необходимо прописать один из двух вариантов учета систем и сетей:

  1. Первый вариант – учитывать оконченные устройства систем отдельно. Для этого можно перенести в свою учетную политику старые правила из пункта 45 Инструкции № 157н.
  2. Второй вариант – можно учитывать оборудование в составе системы, то есть как единый объект основного средства.

Первый вариант является более предпочтительным. Несмотря на снижение трудозатрат при учете оборудования в составе системы, первый вариант является более точным и гибким для работы, в дальнейшем вам будет проще отразить в учете замену и списание отдельных частей системы.

Что касается утверждения порядка определения справедливой стоимости объектов, то для этого рекомендуем использовать готовые формулировки из пунктов 16-17 стандарта «Нематериальные активы», распространите на основные средства порядок определения справедливой стоимости, установленный для НМА.

Учтите, что больше нельзя увеличивать справедливую стоимость на затраты доставки, госрегистрации, как это было установлено в пункте 25 Инструкции № 157н. Таких правил в стандартах нет.

Также особое внимание советуем уделить определению даты начисления амортизации, для этого необходимо прописать в учетной политике дату начисления амортизации, она может быть последним или первым днем месяца.

При выборе первого дня месяца, вы избежите необходимости менять настройки программы. Однако, при выборе последнего числа месяца, амортизация будет рассчитана более точно, поскольку учтет все корректировки стоимости объектов за месяц – разукомплектацию, модернизацию и др.

Рекомендуем закрепить в учетной политике старые правила и продолжить начислять амортизацию каждое 1-е число месяца. При выборе варианта с последним числом месяца есть риски возникновения споров с ревизорами.

Материальные запасы

В отношении материальных запасов придется разработать их список с разбивкой по группам аналитического учета и провести анализ состава числящихся в учете материальных средств.

Для этого можно выгрузить из программы оборотку с детализацией по субсчетам или ведомость с перечнем материальных запасов, это необходимо для составления списка запасов с делением по группам, в качестве примера, это могут быть продукты, стройматериалы, лекарства и прочее.

В дополнение, можно посмотреть справочник «номенклатура» и выбрать из него запасы, которые регулярно используются, но при этом отсутствуют на остатках.

Рекомендуем закрепить в учетной политике старые аналитики, используемые до 2026г. Введение новых аналитических групп может повлечь пересортицу среди материальных запасов, что может повлечь за собой искажение средней стоимости запасов при списании.

Доходы и расходы будущих периодов

Необходимо прописать список доходов и расходов будущих периодов. Для этого необходимо выгрузить из бухгалтерской программы оборотно-сальдовую ведомость по счетам 401 40 и 401 50. Из номенклатуры работ и услуг составить список доходов будущих периодов. Из номенклатуры статей затрат – перечень расходов будущих периодов.

Документооборот

Для начала, необходимо исключить ведение регистров бухгалтерского учета, для этого удалите из текста учетной политики самостоятельно разработанные правила ведения регистров бухгалтерского учета в электронном виде. Порядок теперь установлен в пункте 24 стандарта «Единый план счетов» № 121н.

Далее, необходимо разработать правила безопасного хранения бумажных документов, с которых сняты скан-копии, для этого необходимо прописать в учетной политике, требуется ли назначение ответственного лица для хранения бумажных документов. Также необходимо прописать требования к месту хранения документов.

В качестве примера: информацию, что помещение должно быть оборудовано системой видеонаблюдения, доступ в помещение ограничен для персонала без допуска и прочее. Пропишите порядок учета поступивших на хранение документов и выбывших документов, как пример: поступление и выбытие документов фиксируется в реестре или карточке учета документов.

Утвердите порядок передачи первичных документов, для этого рекомендуем перенести готовую формулировку из пункта 14 Инструкции № 157н. Если этого не сделать, то в случае, если работник при увольнении не передаст документы, восстановление учета будет очень затруднительным.

Необходимо убедиться в том, что по тексту учетной политики вы заменили все ссылки на инструкции № 157н, №174н и №183н на новые стандарты № 121н и № 133н.

Бюджетные эксперты подтверждают, что обновление учетной политики должно быть завершено к 30 декабря так как при проверке главный бухгалтер может попасть под санкции по статье 15.15.6 КОАП, если будет вести учет с 1 января 2026 с неактуальной учетной политикой.

По мнению экспертов, 30 декабря 2025 года – вынужденная мера по внесению изменений в учетную политику с 1 января 2026 года так как рабочий план счетов в учетной политике должен быть актуальным, а отдельные правила учета должны быть зафиксированы для их применения.

В ином случае, ведение учета вразрез с утвержденным рабочим планом счетов может быть расценен как нарушение статьи 15.15.6 КОАП, такой вывод подтверждается судами (Постановление мирового судьи судебного участка № 3 Кузнецкого судебного района г. Новокузнецка Кемеровской области от 03.02.2025 № 5-32/25).

Как сформировать учетную политику

Рассмотрим два подхода к ее формированию – консервативный и новаторский. Ниже приведем их сравнения с точки зрения преимуществ и недостатков.

Оба подхода возможны, но для формирования учетной политики на 2026 год рекомендуем использовать консервативный подход – составить единый документ с приложениями. Так как из-за новых стандартов существует необходимость внесения многих правок, в едином документе существует меньше рисков в упущении ключевых моментов.

Новаторский метод можно использовать при частом внесении изменений в приложения учетной политики. Он позволяет не пересматривать полностью документ, а вносить поправки в конкретный локальный акт.

Так как дробление учетной политики не противоречит нормам законодательства (письмо Минфина от 31.08.2018 № 02-06-07/62480), то Минфин подтверждает возможность использования новаторского подхода в формировании учетной политики.

Консервативный подход к формированию учетной политики

Данный подход предпочтителен для большинства учреждений, он предполагает формирование всей учетной политики в едином текстовом документе с возможными приложениями. Главным его преимуществом является простота реализации и традиционность.

Этот подход более привычен, что упрощает его внедрение. При таком подходе минимизируются риски несогласованности и утери, так как вся информация находится в одном месте и существенно снижается вероятность расхождений между положениями или потери отдельных элементов, но есть и недостаток, документ может быть громоздким и объемным, а изменения вносятся или точечно, или возникает необходимость пересматривать учетную политику полностью.

Новаторский подход к формированию учетной политики

Главным отличием новаторского подхода от консервативного является то, что новаторский способ предлагает дробление учетной политики на ряд отдельных актов и отказу от обобщения всех приложений в едином документе. Для обобщения всех актов по бухгалтерскому учету допустимо введение в номенклатуре нового индекса «Документы учетной политики».

К преимуществу новаторского подхода можно отнести его компактность и простоту внесения изменений. Отдельные положения легче обновлять, чем пересматривать весь объемный документ, также по мере необходимости можно дополнять ее новыми документами и отменять невостребованные, а специализированные документы передавать соответствующим сотрудникам в качестве удобного руководства к действию.

К недостаткам такого подхода можно отнести риск фрагментации и несогласованности, а также, увеличение отдельных документов может привести к их потере и возникновению противоречий между ними при отсутствии соответствующего контроля.

Дробление учетной политики позволит регулировать и контролировать финансовую деятельность учреждения через ответственных лиц. Если ранее бухгалтеры составляли учетную политику для себя и ревизоров, то сейчас ее следует составлять еще и для исполнителей, которые несут ответственность за факты хозяйственной жизни учреждения.

Как правильно оформить приказы, для обновления учетной политики

Для внесения изменений в учетную политику необходимо оформить приказ о ее изменении. Данная необходимость связана с тем, что нельзя отменить действующую учетную политику, чтобы создать новую – она применяется из года в год. Учетную политику необходимо применять последовательно. (ч. 5 ст. 8 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, п. 11 СГС «Учетная политика»). Утверждение новой учетной политики будет отражено ревизорами как нарушение.

Приказ для внесения изменений в учетную политику можно составить любым из приведенных ниже способов:

  • 1 способ – указать в приказе конкретные правки, которые необходимо внести в старую редакцию учетной политики.
  • 2 способ – издать приказ об изложении учетной политики в новой редакции.

Так как вносимых изменений много, рекомендуем оформить приказ об изложении документа в новой редакции в этом году. В случае, если изменений немного, можно выбрать приказ о внесении изменений в отдельные пункты.

Остались вопросы?

Наш специалист по бюджетному учету готов ответить на них.

Получить консультацию

Подпишись на рассылку от «ПБ», чтобы всегда сходился баланс :)

Новости, экспертные статьи, обучение.

Настоящим подтверждаю, что я ознакомлен с условиями политики конфиденциальности и даю и согласие на обработку персональных данных.*

Автор: Вероника Овсянникова,
старший методист Департамента проектов внедрения и консалтинга ГЭНДАЛЬФ

Все статьи автора

Возможно, вам будет интересно

Оцените статью:
Спасибо, ваш голос учтен
(0)

Возможно, вам будет полезно