Мы на Workspace
Наверх
Gendalf Gendalf
Котик

Мррр...

Уже уходите?

Подпишитесь на анонс новых выпусков, чтобы вернуться к ним вновь

Подписаться

Планы счетов бюджетного и бухгалтерского учета

Анастасия Тищенко

Минфин России представил на общественное обсуждение проект единой Инструкции по применению Единого плана счетов. Данный документ, который планируется ввести в действие с 1 января 2026 года, призван коренным образом реформировать подходы к систематизации финансовой информации в публичном секторе.

Новая методология затронет все без исключения учреждения – казенные, бюджетные и автономные.

Основной целью нововведений является создание унифицированной и максимально прозрачной системы учета. Ведомство не только разработало единый план счетов, но и детально регламентировало порядок его применения, вплоть до конкретных бухгалтерских проводок. Это означает переход от гибких моделей учета, регламентированных ранее отдельными инструкциями (№162н, №174н и №183н), к строго централизованной и стандартизированной системе.

Принципы систематизации информации об объектах учета

Центральным элементом новой системы становится правило: в регистрах бухгалтерского учета разрешено отражать исключительно те корреспонденции счетов, которые содержатся в официальном перечне Минфина.

Это кардинально меняет роль бухгалтера: теперь его задача – не выбрать или разработать подходящую проводку, а точно идентифицировать хозяйственную операцию и найти ее утвержденный вариант в системе. В рамках внутреннего контроля необходимо в обязательном порядке проводить сверку выбранной корреспонденции с опубликованным на сайте министерства перечнем типовых операций.

Существенно ужесточаются требования к работе с первичными учетными документами. Их регистрация в учетных регистрах должна производиться не позднее следующего рабочего дня после момента подписания и передачи документа в бухгалтерскую службу. Это правило направлено на обеспечение актуальности данных и повышение дисциплины документооборота.

Отдельно подчеркивается недопустимость любых манипуляций с учетными данными. Запрещено пропускать или удалять из регистров информацию, подтвержденную оправдательными документами. Категорически не допускается внесение фиктивных или мнимых записей.

Важным новшеством является правило о невозможности корректировки информации после того, как она была передана внешним пользователям (например, в вышестоящий орган или Федеральное казначейство). Все выявленные ошибки подлежат исправлению исключительно путем формирования дополнительных записей в текущем или следующем отчетном периоде.

Структура и содержание базовых проводок

Для удобства практического применения Минфин систематизировал все типовые бухгалтерские записи в единой таблице.

Корреспонденции счетов сгруппированы по видам хозяйственных операций и разделам плана счетов:

  • операции с нефинансовыми активами (основные средства, нематериальные активы, материальные запасы);
  • операции с финансовыми активами (денежные средства, расчеты с дебиторами, вложения в финансовые активы);
  • операции с обязательствами (расчеты с кредиторами, государственный долг);
  • операции, влияющие на финансовый результат;
  • операции на счетах санкционирования расходов (бюджетные ассигнования, лимиты обязательств).

Для каждой стандартной операции не только указана дебетуемая и кредитуемая стороны счета, но и приведен рекомендуемый перечень первичных учетных документов, на основании которых эта операция отражается.

Кроме того, обозначены ключевые признаки аналитического учета, которые должны быть раскрыты в учетной записи для формирования полной и достоверной отчетности.

Важно отметить, что, несмотря на новизну подхода, сами проводки в своей массе остались прежними и совпадают с применяемыми в настоящее время на основании упомянутых инструкций. Это свидетельствует о том, что цель реформы – не пересмотр методологии учета, а ее унификация, упорядочивание и создание единого правового поля для всех участников бюджетного процесса.

Порядок актуализации методологии

Понимая, что экономическая действительность постоянно меняется, Минфин установил четкие и прозрачные правила обновления базового перечня проводок.

В его основе лежат три ключевых принципа.

  1. Принцип единства: все субъекты бюджетного учета обязаны применять исключительно официальный перечень и все вносимые в него изменения, что гарантирует одинаковое отражение однотипных операций во всех учреждениях.
  2. Принцип стабильности и преемственности: для обеспечения гладкого перехода на новые правила и сохранения преемственности данных министерство разработает и опубликует на своем официальном сайте специальные переходные таблицы. Эти таблицы позволят безболезненно перенести остатки со счетов старого плана на новые счета.
  3. Принцип прозрачности и открытости: все изменения, вносимые в перечень, а также любая сопутствующая методологическая информация будут оперативно публиковаться на официальном сайте Минфина России в открытом доступе.

Корректировка перечня будет осуществляться на основе изменений законодательства, введения новых федеральных стандартов бухгалтерского учета, а также с учетом запросов и потребностей внешних пользователей бюджетной отчетности и обобщенной практики ведения учета.

Можно сказать, что готовящаяся реформа Минфина направлена на создание целостной, унифицированной и технологичной системы учета, которая повысит качество, прозрачность и достоверность финансовой информации в государственном секторе.

Остались вопросы?

Наш специалист по бюджетному учету готов ответить на них.

Получить консультацию

Подпишись на рассылку от «ПБ», чтобы всегда сходился баланс :)

Новости, экспертные статьи, обучение.

Настоящим подтверждаю, что я ознакомлен с условиями политики конфиденциальности и даю и согласие на обработку персональных данных.*

Автор: Анастасия Тищенко,
бухгалтер-консультант Департамента проектов внедрения и консалтинга ГЭНДАЛЬФ

Все статьи автора

Возможно, вам будет интересно

Оцените статью:
Спасибо, ваш голос учтен
(0)

Возможно, вам будет полезно