Мы на Workspace
Наверх
Gendalf Gendalf

Новый стандарт по учету имущества казны

Анастасия Парахина (Хахулина)

В повседневной работе бухгалтеры учреждений государственного сектора не так часто сталкиваются с отражением операций по учету имущества казны, в связи с этим часто появляются вопросы по отражению тех или иных хозяйственных операций. Рассмотрим более подробно особенности ведения учета имущества казны и познакомимся с новым стандартом, который вступит в силу в 2023 г.

Что такое имущество казны

Если в учреждении имеется имущество, которое фактически не принадлежит ему на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, а является собственностью Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципалитета, то такое имущество относится к имуществу казны. По данному имуществу все решения принимаются субъектами РФ или муниципалитетами.

В 2008 г. в послании президента Российской Федерации от 23 июня «О бюджетной политике в 2009-2011 годах» были определены требования о необходимости обеспечить учет имущества казны в полном объеме. В этом же году, Приказом Минфина России от 30.12.2008 г. № 148н для учета имущества казны был разработан отдельно специализированный счет 108.00 «Нефинансовые активы имущества казны», учет на котором ведется в разрезе материальных и нематериальных основных фондов, непроизведенных активов и материальных запасов.

Новый стандарт

Новый стандарт, вступающий в силу в 2023 г., полностью раскрывает понятие учета имущества казны и определяем корректность отражения хозяйственных операций в учете.

Основная цель нового стандарта заключается в том, чтобы обеспечить своевременность и оперативное отражение хозяйственных операций, проведение анализа использования имущества, а также возможность контролировать сохранность и использование имущества по целевому назначению.

Стандарт «Государственная (муниципальная) казна» четко выделяет группы объектов имущества, которые следует относить к казне. Согласно п.6, определены следующие группы:

  • недвижимое имущество, составляющее казну;
  • движимое имущество, составляющее казну;
  • ценности государственных фондов России;
  • нематериальные активы, составляющие казну;
  • непроизведенные активы, составляющие казну;
  • материальные запасы, составляющие казну;
  • прочие активы имущества казны;
  • нефинансовые активы, составляющие казну в концессии.

Также, для облегчения понимания что относится к имуществу казны, а что нет, в стандарте выделен перечень объектов, на которые правила Стандарта не распространяются. К ним относятся: биологические активы, объекты библиотечного фонда, финансовые инструменты, объекты незавершенного производства и активы культурного наследия.

Новым Стандартом утверждено, что учет имущества казны должен вестись в стоимостном выражении с указанием реестрового номера в реестре государственного (муниципального) имущества. Учет по соответствующему счету ведется в разрезе объектов имущества казны, идентификационных номеров объектов (реестровых номеров).

Порядок ведения аналитического учета имущества казны должен быть установлен документом учетной политики органа государственной (муниципальной) власти, осуществляющего полномочия и функции собственника в отношении публичного имущества:

  • в части федерального имущества — документом учетной политики Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимуществом);
  • в части имущества субъектов Российской Федерации, имущества муниципалитетов — документом учетной политики соответствующих комитетов, департаментов, отделов по управлению государственным имуществом субъектов Российской Федерации или администрациями муниципалитетов.

Как и прежде, финансовым органом устанавливает отчетная дата, на которую должны быть отражены в учете все операции с объектами имущества казны, только новым стандартом определено, что на каждую такую отчетную дату, все объекты имущества казны должны быть отражены по своей балансовой стоимости в отношении вышеописанных групп.

Есть вопросы по новым стандартам ведения учета?

Обратитесь к специалистам Линии консультации «ГЭНДАЛЬФ». Мы быстро ответим и поможем разобраться в трудной ситуации.

Получить консультацию

Признание и оценка имущества казны

Все объекты имущества казны должны быть отражены в учете по первоначальной стоимости. При условии отражения объектов имущества казны, которые были вновь выстроенные (созданные или приобретенные), первоначальная стоимость равна сумме фактических затрат на их приобретение, создание, изготовление. Земельные участки должны быть отражены в составе имущества казны по их кадастровой стоимости.

Объекты, которые предназначены для отчуждения не в пользу организаций бюджетной сферы, признают по справедливой стоимости, которая определяется методом рыночных цен (п. 16 Стандарта). Результат уценки (дооценки) до справедливой стоимости отражают в учете и раскрывают в бюджетной отчетности обособленно в составе финансового результата текущего периода.

Обратите внимание: согласно переходным положениям Стандарта, имущество, подлежащее отражению на соответствующих балансовых счетах и ранее не признававшимся таким, а также имущество казны, отраженное на забалансовых счетах, должно быть с 2023 года признано в учете на соответствующих счетах по его первоначальной стоимости. При необходимости может быть проведена реклассификация, т.е. перевод объекта из одной группы в другую, без изменения стоимости, или переоценка имущества.

Амортизация объектов имущества казны

Начисление амортизации на объекты имущества казны зависит от того, было ли данное обязательство закреплено нормативно-правовым актом финансового органа. При отсутствии данного обязательства, начисление амортизации не осуществляется.

Расчет и единовременное начисление амортизации на объекты имущества казны за период нахождения их в составе нефинансовых активов при вовлечении их в хозяйственный оборот (передача объектов казны в аренду, безвозмездное пользование, постоянное пользование или оперативное управление).

По объектам, которые были включены в состав имущества казны после прекращения права оперативного управления или хозяйственного ведения, сумма амортизации, начисленная последним правообладателем, должна быть принята к учету в общей сумме.

Начисления амортизации, в случаях, когда имущество казны находится в концессии, осуществляется уполномоченным субъектом в соответствии с положениями федерального стандарта «Концессионные соглашения».

Прекращение признания активов имущества казны

Признание нефинансовых активов в составе имущества казны может быть прекращено по нескольким объективным причинам, которые нам всем знакомы, а именно, принятие решения о списании данного объекта с учета, передача на договорных условиях объекта, передача в другое учреждение на основании безвозмездного пользования, передача в результате реализации (приватизация, продажа или обмен), а также в случаях хищения, порчи, потерь или уничтожения имущества.

Балансовая стоимость имущества казны при реализации, относится на уменьшение доходов того периода, в котором данная хозяйственная операция была проведена. Доходы и расходы от таких операций отражаются в учете развернуто.

Выбытие нефинансовых активов оформляется в составе расходов текущего года в случаях естественной убыли актива, как чрезвычайный расход текущего года — в результате стихийных бедствий или катаклизм, а вот в случаях кражи, потерь или уничтожение — из балансовая стоимость относится на уменьшение доходов от операции с активами. При обнаружении виновного лица, возмещение ущерба учитывается по справедливой стоимости, которая определяется методом рыночных цен.

Согласно п. 30 Стандарта при выбытии нефинансовых активов имущества казны в части драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных и иных изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, или нефинансовых активов имущества казны, которые не имеют аналогов, их стоимость оценивается по стоимости каждой единицы на дату совершения операции с активом.

Отражение в бюджетной отчетности

При раскрытии информации об имуществе казны в бюджетной отчетности во внимании берутся следующие пункты:

  1. Методы определения сроков полезного использования;
  2. Балансовая стоимость и накопленная амортизация;
  3. Методы начисления амортизации;
  4. Сверка остаточной стоимости на начало и конец периода.

Данную информацию отражает учредитель управления государственным (муниципальным) имуществом на основании пердоставленных данных от доверительного управляющего.

Подпишись на рассылку от «ПБ», чтобы всегда сходился баланс :)

Новости, экспертные статьи, обучение.

Настоящим подтверждаю, что я ознакомлен с условиями политики конфиденциальности и даю и согласие на обработку персональных данных.*

Автор: Анастасия Парахина (Хахулина),
методист проектов автоматизации государственного сектора

Все статьи автора

Возможно, вам будет интересно

Оцените статью:
Спасибо, ваш голос учтен
(0)

Возможно, вам будет полезно