Выберите свой город

Наверх

Почему вы не распознали фирму-однодневку

Почему вы не распознали фирму-однодневку Пристального внимания налоговой всегда удостаиваются факты сотрудничества компании с фирмами-однодневками. Налоговую выгоду признают необоснованной, если будет доказано, что сам налогоплательщик не проявил необходимой осмотрительности и осторожности или знал о допущенных контрагентом нарушениях, находясь с ним в сговоре (письмо ФНС от 24.07.2015 № ЕД-4-2/13005).

Доказать «должную осмотрительность» бывает сложно, если не учесть несколько важных факторов. Их ФНС затронула в письме от 23 марта 2017 г. № ЕД -5-9/547 «О выявлении обстоятельств необоснованной налоговой выгоды».

Обратите внимание: ФНС нужно доказывать, что компания была осведомлена о неблагонадежности своего контрагента.

То, что налогоплательщик взаимодействовал с однодневкой, еще не значит, что его надо лишить вычетов по НДС и расходов по налогу на прибыль. Налоговой придется доказать, что налогоплательщик пошел на такой шаг сознательно. Ведь его могли подставить продавцы, заключившие договор от лица своей дочерней компании-однодневки, или однодневка была поставщиком первого звена, а компания налогоплательщика оказалась третьей-четвертой в цепочке.

Отталкиваясь от информации в названном выше письме, мы подготовили несколько советов, как настроить работу компании так, чтобы свести подозрения налоговой по вопросам сотрудничества с однодневками, к минимуму.

Во-первых, установите суммовой порог для сделок с контрагентами.

Если сумма сделки выше этой суммы – ужесточайте проверку контрагента. Если большая вероятность, что именно крупными сделками заинтересуется налоговая. Однако для большого количества мелких сделок достаточно будет ограничиться проверкой на легитимность и сэкономить время на тщательной проверке.

Во-вторых, регламентируйте внутреннюю процедуру отбора контрагентов.

Именно на нее теперь будут обращать внимание налоговики. По какой причине был выбран именно этот контрагент, каким образом вы о нем узнали (подозрительно, если у контрагента нет ни рекламы, ни собственного сайта), как договаривались о цене и сравнивали ли его предложения с другими. Доказательства того, что обсуждение происходили (например, запрошенные у контрагента документы) лучше хранить в течение нескольких лет после завершения сделки.

В-третьих, готовьте заранее справку о должной осмотрительности для контрагентов, которые попадают в зону риска.

Выберите критерии контрагентов, которым можно определить главных претендентов на спор с налоговой. Информацию о контрагентах, подходящих по этим критериям, надо фиксировать и сохранять, чтобы потом предъявлять, например, ссылки на сайт, резюме ключевых специалистов и так далее.

Есть сервисы, которые позволяют автоматизировать процедуру установлению рисков, например, разработка «Интерфакса» «1СПАРК Риски». Сервис интегрируется в «1С» и позволяет собирать сведения о контрагентах из разных источников, самостоятельный мониторинг которых был бы слишком трудоемким. В «1СПАРК Риски» используются цветовые индексы для указания на вероятность того, что компания является однодневкой, имеет проблемы с финансами или платежной дисциплиной.

Основное преимущество сервиса в том, что с его помощью можно создать бизнес-справку о компании, подтверждающую должную осмотрительностью. Справка является юридически значимой, заверена электронной подписью агентства «Интерфакс», и ее можно предъявлять в контролирующих органах или в суде.

В-четвертых, готовьте доказательства реальности сделки на случай проверки на подконтрольность для вашего контрагента.

Одной из целей ФНС будет выявление признаков подконтрольности контрагента налогоплательщику. Будьте готовы предоставить доказательства того, что сделка с контрагентом была осуществлена не только на бумаге: акты, договоры и первичные документы. Используйте показания сотрудников, нефинансовые документы, подтверждающие реальность, документы сторонних организаций, подтверждающие перевозку и хранение.

Чего можно не делать?

Проверять самостоятельно подписи на документах.

Налоговые службы постоянно создают претензии, основываясь на том, что документы о сделке подписаны неустановленным лицом. Однако согласно постановлению Президиума ВАС от 2010 года, то на документах от поставщика стоят подписи неустановленного лица, не говорит о том, что вы не проявили должной осмотрительности и осторожности – слишком уж сложно по-настоящему проверить подпись.

Проверять поставщиков дальше первого-второго звена.

В письме ФНС России от 23 марта 2017 г. есть рекомендация территориальным органам обращать внимание на взаимодействия налогоплательщика с поставщиком первого звена, а не пытаться привлечь его к ответственности за то, что во втором-третьем-пятом звене есть однодневки.

Готовьтесь к спорам с налоговой заранее – это сэкономит вам куда больше времени потом. Четкие регламенты по работе с контрагентами и сервисы вроде «1СПАРК Риски» упростят эту процедуру.


#
Поделиться