Выберите свой город

Наверх

Переход унитарных предприятий на 44-ФЗ с 2017 года

С 1 января 2017 г. вступает в силу поправка к закону 44-ФЗ. Рассмотрим, как изменится работа с закупками и как к этому подготовиться.

Автор статьи: Анастасия Ващенко, главный бухгалтер-консультант Линии Консультации «ГЭНДАЛЬФ», эксперт газеты «Прогрессивный бухгалтер».

Регулирование закупок

Своевременное планирование и осуществление закупок товаров, работ и услуг для обеспечения деятельности государственных учреждений является одним из главных инструментов по эффективному использованию бюджетных средств. Однако не только грамотное планирование позволяет регулировать расход средств, получаемых в виде лимитов или ассигнований. Выбор поставщика также играет немаловажную роль в контроле качества получаемых товаров, работ и услуг для нужд учреждения.

При этом необходимо помнить, что одним из ключевых аспектов развития экономики нашей страны является создание конкурентной среды на рынке, поддержка малого и среднего бизнеса, поддержка отечественного производителя. Для достижения этих и других целей законодатели выпустили Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Закон вступил в силу с 1 января 2014 г. и направлен на регулирование отношений, связанных с закупкой товаров, работ и услуг для целей обеспечения государственных и муниципальных нужд учреждений, предназначен для контроля за прозрачностью, эффективностью закупок, для предотвращения коррупции в данной области.

Рассмотрим одну из ключевых поправок в 44-ФЗ, которая вступает в силу с 1 января 2017 г.: согласно этой поправке, действие законодательства о контрактной системе распространяется на все государственные и муниципальные унитарные предприятия (ГУП и МУП), в том числе и казенные (КП).

Отметим, что казенные предприятия также являются унитарными, основанными на праве оперативного управления. Это следует из п.2 ст.2 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Таким образом, казенные предприятия также попадают под новую норму.

Исключения для некоторых видов закупок

Исключение для закупок по 44-ФЗ составляют закупки, осуществляемые в течение года в соответствии с правовым актом (положением о закупке), предусмотренным ч.3 ст.2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», принятым унитарным предприятием и размещенным до начала года в Единой информационной системе.

Следует помнить, что под действие закона 44-ФЗ для таких предприятий не попадают некоторые виды закупок, а именно:

  • те закупки, которые осуществляются за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;
  • те закупки, которые осуществляются за счет денежных средств, полученных в качестве исполнителя по контракту, в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия, за исключением случаев исполнения предприятием контракта, заключенного в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

    Такие закупки будут, как и ранее, попадать под действие 223-ФЗ.

    Что изменится в 2017 г.

    Расширение действия закона имеет положительное влияние на сокращение возможных коррупционных составляющих процесса закупок путем ужесточения правил осуществления закупочной деятельности. В этом отношении 223-ФЗ «более гибок», что давало недобросовестным руководителям свободнее расходовать бюджетные средства, заключая контракты со «своими» поставщиками.

    В то же время, 44-ФЗ направлен в первую очередь на прозрачность системы закупок, на поддержание конкурентной среды, отечественного производителя и другие цели, при этом не такое большое внимание уделяется оперативности поставки необходимых товаров, работ и услуг заказчику. А с учетом большого объема и стратегически важного для экономики направления производства некоторых казенных предприятий любая задержка в поставке товаров может пагубно сказаться на темпах роста и качестве производства.

    Порядок действий

    Несмотря на то, что изменения вступают в законную силу с 1 января 2017 г., подготовительные действия по переходу на новый режим закупок необходимо осуществить уже сейчас. Для этого следует получить ключ электронной подписи – сделать это можно в органе Федерального казначейства. Затем зарегистрироваться (или перерегистрироваться) в Единой информационной системе в соответствии с Приказом Федерального казначейства от 30.12.2015 № 27н «Об утверждении Порядка регистрации в единой информационной системе в сфере закупок».

    Для осуществления деятельности в области закупок на предприятии по 44-ФЗ нужно создать контрактную службу с контрактным управляющим, а также комиссию по осуществлению закупок. Немаловажным является обучение специалистов и методическая подготовка.

    Следующим шагом будет разработка, утверждение и размещение в ЕИС Положение о закупках в отношении закупок, осуществляемых в 2017 г. в соответствии с частью 21 ст. 15 Закона о контрактной системе.

    Заранее стоит выбрать электронную площадку, на которой будут осуществляться закупки в электронном виде. В России сейчас пять основных электронных площадок – можно выбрать ту, на которой будет удобнее работать.

    И, наконец, до конца 2016 года следует утвердить и опубликовать План закупок на 2017 год и последующие периоды.

    Автоматизация закупок

    В предприятиях различных сфер давно уже автоматизировано ведение бухгалтерского и налогового учета. Отчеты формируются по нажатию одной кнопки, для отправки документов и отчетов контрагентам или в контролирующие органы используются специализированные программы для электронного документооборота. Закупочную деятельность также можно автоматизировать.

    Для эффективной деятельности контрактной службы, нагрузка которой возрастет благодаря новым правилам, предусмотрены программные продукты, автоматизирующие процесс закупок от планирования до заключения контракта и публикации необходимых данных на сайте Единой информационной системы (ЕИС).

  • Примером такого решения от фирмы «1С» является программный продукт «1С:Государственные и муниципальные закупки 8», который обеспечивает автоматизацию всех этапов подготовки и размещения заказа на закупку товаров, работ, услуг.

    Программа «1С:Государственные и муниципальные закупки 8» разработана в соответствии с требованиями БК РФ, а также основных нормативных актов, регулирующих сферу государственных и муниципальных закупок – Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

    Важным преимуществом программы является возможность учета ведения закупок как по 44-ФЗ, так и по 223-ФЗ. При этом функционал программы позволяет сделать гибкую настройку способов закупки, которые согласно 223-ФЗ предприятия разрабатывают самостоятельно и прописывают вместе с порядком проведения закупок в своем Положении о закупках (рис. 1).

    Рис. 1

    Основные функциональные возможности программы подразделяются по этапам.

    Для крупных заказчиков актуальным помощником станет функция сбора заявок от подразделений и подведомственных для включения в общий план закупок. Эта процедура входит в том числе в этап планирования закупок и формирования плана закупок. Программа позволяет внести план закупок, отправить его напрямую из «1С» в личный кабинет ЕИС для дальнейшей публикации. Для пользователей, только знакомящихся с 44-ФЗ, будет хорошим подспорьем функция контроля соответствия нормам закона составляемого плана-графика, будь то соблюдение процента участия СМП (субъектов малого предпринимательства) в совокупном годовом объеме закупок или правомерность применения определенного способа закупки. При наличии критичных нарушений программа просто не пропустит для отправки на ЕИС такой план закупок.

    В системе можно отразить все этапы размещения заказа – от создания комиссий до создания пакета документации и публикации в ЕИС по одной кнопке.

    На основании введенных данных можно сформировать необходимую документацию (извещения о проведении конкурса, документация запроса предложений и т.д.) и сохранить в самых популярных форматах – .doc, .rtf и др. Для всех типов документов имеются настраиваемые шаблоны, поэтому такой механизм позволяет сократить время на подготовку качественной документации, поскольку сформированные в автоматическом режиме печатные документы не требуют дополнительной доработки пользователем.

    Для контроля исполнения плана закупок в программе реализованы отчеты, с помощью которых отслеживается исполнение плана на различных стадиях – на стадии сбора заявок на закупку, на стадии проведения закупок и уже на стадии заключения контрактов (рис. 2).

    Рис. 2

    И, как упоминалось выше, реализована выгрузка необходимых документов в ЕИС прямо из программы, без использования сторонних инструментов, что значительно упрощает работу.

    Таким образом, применение программы «1С:Государственные и муниципальные закупки 8» поможет избежать ошибок на этапе формирования документации и проводить процедуры размещения заказов с учетом всех требований законодательства.

    Узнайте подробнее о возможностях программы «1С:Государственные и муниципальные закупки 8», а также о других решениях фирмы «1С» для автоматизации контрактной службы по телефону 8-863-218-64-54 и по электронной почте hline@gendalf.ru


    #
    Поделиться