С 1 февраля 2021 года все сотрудники медицинских организаций обязаны иметь электронно-цифровую подпись (ЭЦП). Постановление об этом утверждено Министерством здравоохранения РФ от 7 сентября 2020 года. В документе речь идет о необходимости организовать цифровой формат медицинских документов.
Решение о том, частично или полностью переходить в электронный режим ведения документации, медицинское учреждение принимает самостоятельно. Но, вне зависимости от этого, электронную подпись должны иметь при себе все врачи.
Электронную подпись будут «выдавать»?
К сожалению, нет. Ответственность за создание ЭЦП лежит на самих сотрудниках. К счастью, сейчас не составляет труда найти компанию, которая оформляет электронно-цифровые подписи (например, ЭЦП в Ростове-на-Дону оформляет IT-компания «ГЭНДАЛЬФ»).
Что такое ЭЦП и зачем это врачам?
Электронно-цифровая подпись – это аналог собственноручной подписи. В электронном варианте заверять ею больничные листы и другие важные документы в несколько раз быстрее, чем в письменном. Это значительно упрощает работу с бумагами и дает специалисту больше времени для работы с пациентами.
Также среди преимуществ ведения документации в электронном виде и использования ЭЦП:
- Экономия времени на рутинной работе – заполнении одних и тех же бланков.
- Сохранность информации – в цифровом виде риск потерять данные меньше.
- Легкость хранения – нет необходимости выделять для бумаг отдельные помещения.
- Упрощение и ускорение работы врачей – не нужно следить, тот ли цвет чернил, правильно ли расположен штамп на документе и т.д.
- Возможность избежать штрафов за неправильное оформление – документы, заверенные ЭЦП, проверяются автоматически перед отправкой в ФСС.
Кому из медицинских работников нужна ЭЦП?
- Главному врачу – для подписания документации от лица медицинской организации.
- Сотрудникам статистического отдела – для работы с выпиской больничных в ФСС.
- Фельдшерам – для заверения рецептов и выдачи больничных сроком до 10 дней.
- Лечащим врачам – для заверения документов, продления электронных больничных, выписки рецептов и др.
- Работодателям – если есть необходимость работать с электронными больничными листами медицинских сотрудников предавать информацию в ФСС.
Что подписывают с помощью ЭЦП?
- Медицинскую карту пациента.
- Медицинскую карту стационарного больного.
- Индивидуальную карту беременной и родильницы.
- Историю развития новорожденного.
- Историю развития ребенка.
- Историю родов.
А также все документы, в которых содержится информация о состоянии здоровья пациента.
Как подписать документ ЭЦП: 3 правила
- Если документ формируется несколькими сотрудниками, каждый из них должен подписать этот документ своей электронно-цифровой подписью.
- Если на документе в бумажном формате ставится подпись или печать руководителя, то и цифровой документ также должен содержать данный атрибут.
- Если организация ведет электронный документооборот (ЭДО), то ей необходимо быть зарегистрированной в Федеральном реестре медицинских организаций Единой системы и указать сведения об ЭЦП медицинского сотрудника.
Электронно-цифровая подпись должна быть в формате CMS, поскольку именно этот формат используют все службы РФ.
Как в электронном документе указываются сведения о сертификате ЭЦП?
В постановлении Министерства здравоохранения указано, что в электронном документе должно быть прописано «ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ» - большими буквами. Эту фразу нужно поместить в верхней части отметки об электронной подписи и выровнять по центру отведенной под это области.
В нижней части отметки указываются данные о сертификате ключа проверки ЭЦП:
- номер сертификата;
- данные владельца;
- срок действия сертификата;
- наименование медицинской организации.
Каждый из элементов располагается отдельно под предшествующим.
Где и как получить ЭЦП?
Вы можете обратиться в Центр поддержки и выдачи электронных подписей «ГЭНДАЛЬФ». Специалисты помогут вам подобрать новый сертификат ЭЦП или продлить старый.
Что вы получаете?
- Быстрое оформление за 48 часов.
- Ускоренное оформление от 1 до 8 часов.
- Мобильность: перенос ЭЦП с помощью флешки.
- Система криптозащиты информации (СКЗИ).