Партнеры и поставщики есть у каждого бизнеса. С некоторыми вы взаимодействуете уже многие годы, но кому-то только впервые предстоит встретиться на вашем пути. Как понять, стоит ли заключать с новым контрагентом сделку или нет? Рекомендуем сначала его проверить по всем параметрам и только потом взаимодействовать.
Зачем проверять контрагентов?
Есть на это 6 причин.
- Убедиться, что перед вами реальная компания, а не однодневка.
- Проверить на благонадежность потенциального партнера. Вдруг, он нарушает закон, и у него долги по всем фронтам?
- Избежать уплаты лишних налогов из-за взаимодействия с сомнительными контрагентами. Налоговая может начислить за это немаленькую пеню.
- Сберечь время. Зачем тратить его на неблагонадежных контрагентов?
- Не допустить придирок со стороны ФНС к расходам, не получить доначисленный налог или штраф, если контрагента посчитают сомнительным.
- Сохранить бизнес. Нередко из-за сделки с сомнительным партером бизнес терпит весомый ущерб.
Какие есть риски, если не проверять?
В причинах уже названы вероятные риски. Вы можете и не догадываться о проблемах вашего контрагента, но налоговая все бдит. Даже если у вас «все чисто», за сделку с недобросовестным контрагентом придется платить налоги и штрафы.
Если ФНС посчитает и докажет, что заключенная вами с контрагентом сделка фиктивна и направлена лишь на получение налоговой выгоды, то запросто отменит затраты по налогу на прибыль (УСН, ЕСХН) или вычеты по НДС, которые связаны со спорным контрагентом.
Зачастую, если есть доказательства фиктивности организации контрагента, суд становится на сторону представителей
Какие есть критерии фиктивности сделки?
- Организация контрагента не расположена по указанному адресу государственной регистрации.
- Отчетность по налогам сдается с нулевыми или минимальными показателями.
- У контрагентов нет возможности выполнить обязательства: нет оборудования, сотрудников и т.д.
- Отсутствуют расходы по исполнению обязательств: выплатах заработной платы, аренде помещений, коммунальных платежей и др.
Какие данные проверять перед сделкой?
- Сведения о регистрации и постановке на налоговый учет.
- Наличие у руководителей полномочия для заключения сделки.
- Фактический адрес расположения компании контрагента.
- Наличие производственных площадей, оборудования, сотрудников.
- Наличие сайта и информации, размещенной на нем: есть ли сведения о компании, руководстве, информация о товарах и услугах, актуальность этих данных.
- Наличие соответствующих лицензий и членства в СРО.
Не лишней будет проверка судебных дел, к которым привлекался ваш контрагент. Если вы обнаружите, что в судебных разбирательствах он чаще фигурирует как ответчик, вероятнее всего у него проблемы с финансами, из-за чего он не способен выполнять обязательства.
Как и где получить сведения о контрагенте?
Чтобы не тратить время на поиск информации в сети Интернет, где она не всегда достоверна и актуальна, стоит пользоваться надежным ресурсом.
Например, сервисом «1СПАРК Риски». Данные в сервис поступают из авторитетной информационно-аналитической системы «СПАРК-Интерфакс».
Как «1СПАРК Риски» проверяет контрагентов?
Сервис использует аналитическую базу «СПАРК-Интерфакс» и оценивает контрагентов по трем индексам.
- ИДО (индекс должной осмотрительности) — основной индекс, который показывает вероятность того, что ваш контрагент является транзитной фирмой или фирмой-однодневкой. При низком показателе можно смело работать с компанией, но уже при среднем значении рекомендуется сбор дополнительных документов.
- ИФР (индекс финансового риска) — предупредит о возможном банкротстве контрагента и поможет принять решение об отсрочке платежа.
- ИПД (индекс платежной дисциплины) — система проверит контрагента и на факт неисполнения финансовых обязательств (например, по коммунальным платежам).
Какие возможности вы получаете с «1СПАРК Риски»?
Мониторинг контрагентов
Система оповестит вас об изменениях в жизни контрагента — ликвидации, реорганизации, смене руководителя, адреса, учредителей и т.п.
«1СПАРК Риски отслеживает изменения на основании надежных источников информации, например, ЕГРЮЛ и Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц.
Экспресс-оценка контрагентов
Индексы СПАРК покажут вам, насколько контрагент похож на фирму-однодневку, устойчив ли в финансовом плане и вовремя ли платит по счетам. Зеленый индекс означает, что все хорошо. Если индекс в красной зоне — нужно проявить бдительность и запросить у контрагента дополнительную информацию.
Справка о должной осмотрительности
Это документ о том, что вы проявили должную осмотрительность и проверили контрагента. Справка печатается из «1С» и сразу заверена электронной подписью агентства «Интерфакс». Ее можно предоставить как аргумент в судах.
Протестируйте «1СПАРК Риски» бесплатно
Получите доступ к сервису на 7 дней прямо сейчас!