Мы на Workspace
Наверх
Gendalf Gendalf
504

Электронная подпись: как использовать и где получить

Что делать, если срочно нужно подписать важный документ, но нет возможности? В такой ситуации придет на помощь электронная цифровая подпись - ЭЦП – полноценный аналог рукописной подписи, которым можно заверить документ в формате скана или электронный документ.

Для чего используют электронную подпись

Будьте в курсе с мероприятиями от ГЭНДАЛЬФ

Вебинары и семинары для бухгалтеров, кадровых сотрудников и IT-специалистов от наших экспертов.

Смотреть список мероприятий

Так как ЭЦП такая же юридически значимая вещь, как и рукописная подпись, ее можно использовать для большого спектра документов.

  • Подходит для юридических и физических лиц. Подпись может использоваться не только для подписания документов от лица конкретного сотрудника, но и от целой компании.
  • Обмен электронными документами с контрагентами. Подписать ЭЦП можно разные документы для обмена с контрагентами
  • Ипотека и кредиты. Для оформления документов на кредит или ипотеку вне офиса продаж нужна электронная подпись.
  • Поступление в учебные заведения. Для дистанционной подачи документов в ВУЗы нашей страны, копии документов должны быть заверены электронной подписью владельца. (Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 15 июня 2020 г. N 726.
  • Удаленная работа сотрудника. Для того чтобы передавать руководителю юридически значимые документы дистанционно, в целях безопасности их нужно заверить ЭЦП.
  • Заявления в ЗАГСе. Документы на расторжение брака также подают, заранее заверив ЭЦП.

Как работает электронная подпись на практике

Принцип работы электронной подписи – асимметричный принцип шифрования. Этот механизм и позволяет зашифровать документы открытым ключом, а также дешифровать закрытым.

Выглядит это следующим образом:

Схема работы электронной подписи

Вебинар «Налогообложение для малого бизнеса: правила учета и особенности применения в программах 1С»

Расскажем, как уменьшить налоговую нагрузку, как выбрать подходящий налоговый режим, и покажем, как работать с УСН и ПСН в «1С:Бухгалтерия».

Подробнее

Смотреть список мероприятий

Что касается непосредственно процесса подписания, то происходит он по одному заданному алгоритму:

  • закрытым ключом шифруется хэш документа – его сжатая версия, которая создается средствами криптографии;
  • готовая ЭЦП добавляется к документу;
  • к итогу прикрепляется сертификат проверки для дешифровки и получения информации о владельце ЭЦП.
Обратите внимание

Обратите внимание

Главное преимущество этого метода – невозможность подмены сертификата, а значит и подделывания подписи.

Виды электронной подписи

В зависимости от задач, для которых нужна подпись, электронная подпись делится на три вида:

  • Простая электронная подпись. Несет информацию об авторе и не предназначена для защиты юридических документов, требующих высокого уровня защиты.
  • Усиленная Неквалифицированная электронная подпись. Позволяет определить автора (как простая ЭЦП) и проследить несанкционированные изменения в документе.
  • Усиленная Квалифицированная электронная подпись (УКЭП). Этот вид электронной подписи дополнен обязательным сертификатом аккредитованного удостоверяющего центра РФ.

Носители электронной подписи

Чтобы использовать ЭЦП, ее нужно куда-то записать. Для этого используют Токен (ключевой носитель) — устройство, похожее на USB-флешку с защищенной паролем картой памяти, на которой хранится информация для создания подписи.

Ключ ЭЦП записывается на специальные носители с ограниченным доступом: это может быть флеш-носитель eToken или ruToken, а также Jacarta.

  • Носитель ЭЦП ruToken. Ключевой носитель, разработанный и широко применяемый в России.
  • Носитель ЭЦП eToken. Европейский вариант ключевого носителя.
  • Носитель Jacarta. Ключевой носитель со встроенным чипом Jacarta, который обеспечивает дополнительную защиту данных.

Приобрести токен для ЭЦП вы можете с помощью заявки по ссылке ниже.

Заказать токен

Где получить саму электронную подпись

До недавнего времени выдачей ЭЦП занимались специальные удостоверяющие центры. После упразднения этого права они выдают сертификат электронной подписи только сотрудникам организаций по доверенности или физическим лицам.

Если вы ИП или юридическое лицо, получить электронную подпись можно либо в ФНС, либо у ее доверенных лиц, их актуальный список на текущую дату можно найти на сайте ФНС.

На дату написания статьи к ним относятся: 

  • АО «Аналитический центр» (удостоверяющий центр «Основание»);
  • ПАО «Сбербанк России»;
  • ПАО «Банк ВТБ»;
  • АО «ЕЭТП»;
  • АО «Тинькофф Банк»;
  • АО «Электронная Москва»;
  • ПАО «Промсвязьбанк».

Электронная подпись станет вашим помощником в ситуациях, когда нет возможности подписать документы вручную.

Поможем получить электронную подпись

Оставьте заявку, и специалисты ГЭНДАЛЬФ ответят на все вопросы касаемо получения ЭЦП и ее возможностей.

Оставить заявку

Поделиться  

Рейтинг статьи:

4.9

(на основе 11 голосов)