Выберите свой город

Наверх

Что такое учетная политика, и как ее составить?

Что такое учетная политика, и как ее составить?В декабре, накануне нового отчетного периода, в каждой организации возникает вопрос составления учетной политики на следующий год. Причем не важно, работаете вы в бюджетном учреждении или коммерческой организации – эта необходимость касается всех.

Учетная политика – это главный свод правил ведения учета для каждой компании. Она включает описание способов ведения учета и отражения фактов хозяйственной жизни, которые выбрала организация среди предложенных в нормативных документах. Как правило, она разрабатывается главным бухгалтером или ответственным лицом, а затем заверяется подписью руководителя. До конца первого налогового периода учетная политика должна быть введена в действие приказом руководителя. Это первый приказ, который принимает и подписывает директор в начале каждого года.

Рекомендации: как составить

Учетная политика должны быть разработана с целью бухгалтерского учета и для целей налогообложения.

Что рекомендуется включать в положение для целей бухгалтерского учета:

  • пороговые значения для отнесения материально-производственных запасов к основным средствам;
  • способы списания материально-производственных запасов с производства;
  • способ начисления амортизации основных средств;
  • проведение/ непроведение переоценки

Что рекомендуется включать в положение для целей налогового учета:

  • использование/ неиспользование амортизационной премии;
  • способы начисления амортизации в налоговом учете;
  • способы списания материалов в налоговом учете;
  • моменты, связанные с начислением / неначислением резервов в налоговом учете.

Также вам нужно разработать приложение к учетной политике, которое будет включать:

  • рабочий план счетов;
  • формы первичных бухгалтерских документов и регистров бухгалтерского и налогового учета;
  • график документооборота;
  • процедуры, связанные с проведением инвентаризации.
  • если вы работаете в государственном учреждении, то обязательно включите раздел по организации системы внутреннего финансового контроля.

Учетная политика должна быть четкой и ясной, описывать все области деятельности учреждения, и не оставлять спорных вопросов о порядке ведения каждого вида учета применительно к фактам хозяйственной жизни. При этом нужно обязательно помнить, что содержащиеся в учетной политике данные должны соответствовать действующему законодательству, которое ежегодно меняется!

Вашей задачей становится контроль всех изменений и их отражение в приказе по УП каждый год.

Наказание за несоблюдение

Так как учетная политика отражает способы исчисления и уплаты налогов, то налоговая инспекция имеет полное право запросить документ. Если его не предъявить в указанный срок (10 дней), то вам выставят штраф 200 рублей за каждый непредоставленный документ.

Если же при проверке обнаружится, что вы не соблюдаете учетную политику, и это влияет на расчет налогов, то готовьтесь к дополнительным вопросам. Закон пока не предусматривает штрафов именно по этому пункту, но причина для дополнительных проверок у налоговой появится. В первую очередь вас ждет тщательный анализ на грубые нарушения правил учета доходов и расходов. При обнаружении таковых предусмотрен штраф в размере 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 рублей. А как Вы знаете, любая проверка – это дополнительный стресс для бухгалтера и штрафы для компании.




Когда необходимо вносить изменения

Утвердив учетную политику один раз, вы можете ежегодно вносить в нее правки при изменениях в законодательстве или методах учета организации. Также следует отражать новые виды деятельности и направления работы. Например, введение электронного документооборота в компании является изменением, которое должно быть отражено в учетной политике организации.

Чтобы учесть все факторы, специалисты советуют в конце каждого отчетного и налогового периода просматривать положение об учетной политике на предмет выявления пунктов, которые устарели или потеряли актуальность в связи с выходом поправок в законодательстве. Такие правки выходят практически каждый год, и 2015-й не стал исключением:

1. внесение информации об использовании ЭДО – при начале обмена документами в электронном виде, не забудьте это зафиксировать в приказе по учетной политике.

2. Изменения в учете сделок РЕПО.

3. Изменения, которые происходят в вашей организации.

В конце года вы заняты подготовкой к годовой отчетности и не хотите тратить время на разработку учетной политики? У вас нет возможности пересмотреть весь массив обновлений в законодательстве и уверенности в том, что новый приказ соответствует всем действующим нормам? Доверьте эту задачу экспертам. В итоге вы получите готовое решение, сэкономив время и нервы. Чтобы узнать подробную информацию об услуге, позвоните по тел.: (863) 300-10-12.


Поделиться