Мы на Workspace
Наверх
Gendalf Gendalf
1186

Опасные бизнес-связи в условиях кризиса

shark В условиях кризиса у многих компаний зависает дебиторская задолженность. Это один из многих рисков работы с проблемными контрагентами. Сейчас сложно понять, кто обанкротился, а с кем можно работать без опаски.

Расходы и так приходится сокращать, а штрафы от налоговой – последнее, о чем хотелось бы думать. В статье расскажем, какие документы проверять у контрагентов перед сделкой.

Зачем проверять контрагента?

Есть различные причины. Зачастую организации сталкиваются с такими рисками, как:

  • непоставка товара;
  • поставка некачественного товара;
  • несвоевременной поставки товара;
  • мошеннические схемы.

Кроме того, при проверке налоговая может исключить сомнительную сделку из расходов или не принять к вычету НДС.

Какие риски может повлечь работа с непроверенным контрагентом?

  1. Вы можете подписать договор с незарегистрированным контрагентом. Следовательно, у вас не получится учесть в целях налогообложения суммы по такому договору.
  2. Вы можете быть вовлечены в судебные процессы, если контрагенту предъявляли требования в судебном порядке или он сам инициировал процесс.
  3. Контрагент может не исполнять или ненадлежащим образом исполнять свои обязательства по договору.
  4. Может возникнуть риск обременения недвижимого имущества. Иногда копания покупает какой-то объект, берет его в аренду или просто заключает серьезную сделку, надеясь на то, что у контрагента есть какое-то обеспечение, но имущество может быть, например, заложено.
  5. Контрагент может проходить стадию ликвидации, реорганизации и банкротства.

Какие документы проверять у контрагента перед сделкой?

Стоит отметить, что формальной обязанности по проверке контрагентов государством не установлено. Не существует списка критериев проверки или необходимых действий. Как проверять? Дело частное. Но ответственность за выбор контрагента в любом случае полностью лежит на организации: руководителе и бухгалтерах.

Бизнес давно сталкивается с необходимостью проверки контрагентов. Поэтому список документов, запрашиваемых для проверки, уже сформировался:

  • Копия Устава.
  • Выписка из ЕГРЮЛ.
  • Копия свидетельства о регистрации.
  • Копия свидетельства о постановке на учет в налоговую.
  • Письмо из статистики с кодами.
  • Документы, подтверждающие полномочия лица, с которым подписывается договор, например, доверенность и копия паспорта

В зависимости от деятельности запрашивают:

  • Карточку организации.
  • Выписку из штатного расписания (если для выполнения работ требует узкий специалист).
  • Лицензии с приложениями к ним, необходимые разрешения.
  • Справки из налогового органа об отсутствии задолженности.
  • Копии бухгалтерской и налоговой отчетности за прошедший период с отметкой налогового органа.
  • Копию договора аренды помещения.

Иногда также запрашивают:

  • Аналитические записки (т.е. краткое резюме компании о выполнении похожих проектов).
  • Рекомендательные письма (обычно, запрашивают банки).
  • Аудиторское заключение.
  • Выписку расчетного счета на последние месяц/квартал/год.

shark Что можно проверить в Интернете?

Вы можете воспользоваться Интернетом и выполнить некоторые действия по проверке контрагента самостоятельно:

  • Проверьте, если контрагента сайт.
  • Впишите название компании-контрагента и ФИО директора в поисковик, чтобы ознакомиться со всеми упоминаниями о них.
  • Проверьте факт регистрации по адресу «массовой регистрации» на сайте налоговой инспекции.
  • Проверьте контрагента по «Вестнику государственной регистрации», не начал ли он процедуру ликвидации или реорганизации.
  • Поищите паспорт единоличного исполняющего органа на сайте ФМС, чтобы выяснить, не утерян ли он был какое-то время назад.
  • Получите выписку из ЕГРЮЛ самостоятельно на своего контрагента.
  • Отправьте запрос в налоговую в свободной форме о добросовестности налогоплательщика.
  • Проверьте данные лицензии на сайте лицензирующего органа.
  • Узнайте, участвовала ли компания в судебных разбирательствах на сайте ВАС РФ и других судов.

Кто должен заниматься проверкой?

Проверкой контрагентов на надежность занимается юридическая служба компании или отдел экономической безопасности. В крайнем случае – лицо, которое заключает договор.

Все вышеуказанные действия, к сожалению, не обезопасят бизнес на 100%. Проверка контрагента занимает время и требует компетентности от специалиста в данном вопросе.

Как сократить риски до нуля?

Для этого есть современные программные решения, которые сокращают не только риск ошибок при проверках, но и количество затрачиваемого на них времени.

150 из «ТОП-200» крупнейших компаний по версии Forbes уже проверяют своих бизнес-партнеров с помощью «1СПАРК Риски».​ Система оповещает о важных изменениях в жизни контрагента – ликвидации, реорганизации, смене руководителя, адреса, учредителей и т.п.

 «1СПАРК Риски» использует данные из авторитетной информационно-аналитической системы «СПАРК-Интерфакс», а также из ЕГРЮЛ и Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц.

Подключите «1СПАРК Риски» бесплатно на 7 дней!

И проверяйте конкурентов с точностью в 100%

Оставить заявку

Цветовые индексы в сервисе помогут выяснить, является ли компания контрагента однодневкой и устойчива ли в финансовом плане. Зеленый цвет – контрагент благонадежен, красный – стоит и запросить у контрагента дополнительную информацию.

Узнайте подробнее о сервисе «1СПАРК Риски» на нашем сайте.

Напомним, что ответственность за выбор контрагента лежит на руководителе. Именно он принимает решение о целесообразности сделки. Будьте бдительными и вступайте в бизнес-связи только с надежными контрагентами.

Желаем удачи!

Поделиться  

Рейтинг статьи:

4.9

(на основе 11 голосов)