Наверх
Gendalf Gendalf

Обоснуйте, пожалуйста, ваши заявленные затраты

2019-08-23

ФНС давно известен способ агрессивной налоговой оптимизации – когда продажи оформляются через подконтрольных покупателей. Они оставляют на себе большую часть наценки налогоплательщика, занижая тем самым его налоговые обязательства. Поэтому при проверках налоговая уже не так уделяет внимание полноте отражения выручки, как обоснованности заявленных затрат.

Сегодня предприниматели должны быть готовы доказать реальность сделки с контрагентом. И, кроме того, предъявить сведения об обладании контрагентом ресурсами, необходимыми для ее осуществления. Другими словами, придется доказать, что вы не сотрудничаете с «фирмой-однодневкой».

За что могут доначислить НДС и налоги с доходов?

Если налоговая обнаружит у вашего поставщика признаки «фирмы-однодневки», то вам откажут в вычете по НДС и, вероятно, расходах по налогу на прибыль.

А если налогоплательщик применяет ставку по НДС в 0% при экспорте или продаже товара взаимозависимым организациям по заведомо заниженным ценам, цены пересчитают, НДС и налоги с доходов доначислят.

Хотите управлять налоговыми рисками и оценивать благонадежность контрагентов?

«1СПАРК Риски» поможет выявить, не является ли компания «фирмой-однодневкой». В случае необходимости сервис предоставит справку, которую можно распечатать и предъявить в контролирующих органах в качестве подтверждения проявления должной осмотрительности.

Подробнее

Основания для доначисления налога

У ФНС есть «оригинальные» подходы к расследованию подозрительной деятельности организации. Доначислить могут даже без пересчета цен и признания сделок недействительными. Как так?

Рассмотрим варианты развития событий, при которых могут доначислить НДС и налоги с доходов.

Признание «схемы», созданной для занижения выручки

Бывают случаи, когда продавец использует посредников, в том числе применяющих УСН и ЕНВД, чтобы те реализовывали товар конечному покупателю. Налоговая может признать притворными отношения с «фирмой-однодневкой», то есть прикрывающими взаимоотношения продавца с конечным покупателем.

Если налоговая докажет, что поставщик взаимодействует напрямую с конечным покупателем, а посредник – фиктивная организация, то рискового контрагента исключат из цепочки реализации товара. НДС и налог на прибыль со всей суммы продажи конечному покупателю доначислят.

Согласно ст.54.1 НК РФ, доначислить НДС и налог на прибыль могут на том лишь основании, что поставщиком являлось иное лицо, нежели указано в договоре.

Доначисление налога на прибыль в связи с исключением расходов по спорной сделке

Налоговая признает, что покупатель – фиктивное лицо, а значит поставки не было. В итоге, расходы, связанные с приобретением товара, проданного «контрагенту-пустышке», не признаются. Все это имеет обоснование: согласно п. 1 ст. 272 и ст. 318 и 320 НК РФ, данные затраты учитываются только при реализации товара. Нет реализации – нет расходов.

Например, в деле №А51-24827/2017 налогоплательщику не удалось документально подтвердить факт реализации нефтепродуктов покупателю. Суд установил отсутствие факта поставки от налогоплательщика «фирмам-однодневкам» и доначислил налог на прибыль, пеню и штраф почти на 10 млн рублей.

Доначисление налога на внереализационный доход

Подобное обоснование налоговая использует все реже, но стоит о нем упомянуть. ФНС признает, что в рамках сделки с «фирмой-однодневкой» поставки не было, и товар получил кто-то другой. Факт: деньги получены, но к договору поставки не относятся. Полученные средства учитывают, как нереализованный доход, с которого необходимо дополнительно начислить налог на прибыль.

Как избежать таких последствий?

Чтобы не попасть в неприятную ситуацию с налоговыми органами, обратите внимание на несколько моментов.

  • Удостоверьтесь в благонадежности контрагента и не взаимодействуйте с фиктивными организациями.
  • Проследите, чтобы
    • договор поставки был исполнен в реальности и в интересах именно того контрагента, который указан в договоре;
    • в транспортно-сопроводительной и приемопередаточной документации были заполнены все реквизиты, проставлены подписи уполномоченных и установленных лиц.

Важно! Конечные покупатели должны быть готовыми подтвердить, что общались только с представителями посредника.

Кто страдает первым от «фирм-однодневок»?

Ответ – конечный потребитель, поскольку доход от реализованного в его адрес товара является его расходом, который он учтет для целей своего налогового учета. При выездной проверке налоговая может отказать конечному покупателю в вычетах по НДС со всей стоимости реализации.

Меньше всего пострадает сама «однодневка» - ее просто исключат из реестра.

Как понять: фирма – «однодневка» или нет?

Для этого вы можете использовать сервис «1СПАРК Риски». Он даст возможность управлять налоговыми рисками и оценивать благонадежность контрагентов.

Оценка контрагентов производится на основании трех индексов:

  • Индекс должной осмотрительности – анализирует, не является ли компания «фирмой-однодневкой». При расчете данного индекса используется более 40 различных факторов.
  • Индекс финансового риска – проводится анализ вероятности наступления банкротства. Следует обратить внимание, если данный индекс по контрагенту не рассчитан, то это означает, что компании не сдает отчетность.
  • Индекс платежной дисциплины – это оценка среднего срока оплаты организацией своих обязательств.

Сервис оповестит вас о важных изменениях в организации контрагента: ликвидации, реорганизации, смене реквизитов или руководителя.

Будьте уверены в том, с кем имеете дело – проверьте его на благонадежность с «1СПАРК Риски»!

Подключить сервис

Вы можете получить тестовый доступ к сервису на 3 дня. Для этого оставьте заявку в форме ниже или позвоните по телефону: 8 (863) 300-10-06.

Поделиться  
×