Мы на Workspace
Наверх
Gendalf Gendalf
Котик

Мррр...

Уже уходите?

Подпишитесь на анонс новых выпусков, чтобы вернуться к ним вновь

Подписаться

Какие изменения необходимо учесть в Учетной политике бюджетного учреждения в 2024 году

Юлия Пыркова

Учетная политика — это обязательный внутренний локальный акт учреждения. В нем определяются правила бухучета, документооборота и внутреннего контроля учреждения с учетом специфики отрасли и структуры.

Рассмотрим какая информация должна содержаться в документе и какие изменения должны быть учтены в Учетной политике на 2024 год.



Кто разрабатывает Учетную политику в учреждении

Напомним, в каждой организации должно быть две учетные политики: для бухгалтерского учета и вторая - для налогового учета. Их можно оформлять отдельными документами или выделить два раздела в одном документе.

Согласно федеральному стандарту «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» разработкой учетной политики бюджетных учреждений должны заниматься главные бухгалтеры или другие лица, на которых возложены обязанности по ведению учета. Руководитель утверждает приказом Учетную политику.

Централизованные бухгалтерии, осуществляющие ведение учета организаций бюджетной сферы, формируют единую для всех клиентов учетную политику. Учреждения, которые передали полномочия по ведению учета в Централизованные бухгалтерии могут утвердить внутренний нормативный документ, определяющий правила оформления, регистрации и представления в централизованную бухгалтерию первичных документов; порядок участия работников в инвентаризациях и мероприятия по выполнению внутреннего контроля.

Учетная политика должна включать следующие обязательные элементы:

  • рабочий план счетов;
  • формы самостоятельно разработанных первичных документов регистры бухучета;
  • порядок проведения инвентаризации;
  • методы оценки активов и обязательств;
  • порядок документооборота, технологию обработки учетной информации;
  • порядок организации и осуществления внутреннего контроля;
  • другие принципы, влияющие на организацию бухучета в учреждении.

Рабочий план счетов

Зачастую многие бухгалтеры распечатывают план счетов для учетной политики из своей бухгалтерской программы вместе со всей аналитикой. Рекомендуем не включать аналитические счета в рабочий план счетов, так как в течение года аналитика может меняться. Из-за этого придется дополнять утвержденную учетную политику.

Из-за частых изменений в течение года есть риск запутаться. Чтобы этого не произошло, включайте в рабочий план счетов только синтетические счета и субсчета.

График документооборота

При составлении графика документооборота организации необходимо учесть следующие важные аспекты:

  • цикл существования документа (оформление или получение, обработка, хранение, уничтожение) — в графике необходимо отразить все этапы «жизни» документа;
  • форма графика документооборота — рекомендуем составлять в виде таблицы, что позволит в краткой форме отразить большой объем информации наглядно;
  • виды документов, участвующие в документообороте;
  • лица, ответственные за каждый этап жизненного цикла документа и сроки, обработки ответственными лицами на каждом из этих этапов.

Количество приложений не регламентировано нормативными актами и их величину учреждение устанавливает самостоятельно. Детальное описание тех или иных процессов хозяйственной жизни учреждения можно утвердить в виде отдельного документа (положения, перечня, методики и т.д.) и утвердить в составе учетной политики.

Актуализация учетной политики

Учетная политика, как правило, утверждается один раз и применяется из года в год. Для внесения изменения утверждается отдельный приказ. Если поправок к документу много можно утвердить новую Учетную политику и отменить старую.

В учетную политику вносятся изменения в случаях:

  • изменилось законодательство по бухгалтерскому учету, в том числе если утверждены новые стандарты или внесены изменения в существующие;
  • организация меняет методы расчета оценочных значений либо внедряются новые способы бухучета.
  • изменяются условия деятельности учреждения.

Какие изменения в 2024 году нужно учесть

В Учетной политике на 2024 год должны быть учтены два важных изменения в связи с изменениями в федеральных стандарта «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» (приказ Минфина № 143н от 13.09.2023) и «Концептуальные основы бухучета и отчетности» (приказ Минфина № 144н от 13.09.2023 года).

В ФСГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» добавились требования к подготовке и проведению инвентаризаций и осуществлению документооборота.

В положения стандарта «Концептуальные основы бухучета и отчетности» внесены корректировки, например исключили положения по проверке активов и обязательств.

В правилах документооборота предусмотрите:

  • обязанность лиц, ответственных за оформление фактов хозяйственной жизни составлять первичные документы;
  • порядок и сроки составления, передачи первички для отражения в учете организации;
  • порядок организации и проведения внутреннего контроля.

Очередные изменения, которые нужно учесть при составлении Учетной политики, связаны с положениями приказа Минфина России № 61н. Данный приказ утверждает унифицированные формы электронных документов бухучета и методику их применения.

Формы приказа в обязательном порядке применяют все учреждения. При отсутствии технической возможности данные формы формируются на бумажном носителе. Необходимо скорректировать положения учетной политики в связи с этими обязательными новшествами в части применения первичных документов и регистров бухучета.

В график электронного документооборота на 2024 год необходимо включить 16 новых электронных документов учета, введенных приказами Минфина № 157н и №100н.

Это следующие формы:

  • Акт о приеме-передаче нефинансовых активов (ф. 0510448);
  • Накладная на внутреннее перемещение объектов нефинансовых активов (ф. 0510450);
  • Требование-накладная (ф. 0510451);
  • Акт приемки товаров, работ, услуг (ф. 0510452);
  • Извещение о трансферте, передаваемом с условием (ф. 0510453);
  • Заявка-обоснование закупки товаров, работ, услуг малого объема через подотчетное лицо (ф. 0510521);
  • Акт о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0510454);
  • Акт о списании транспортного средства (ф. 0510456);
  • Накладная на отпуск материальных ценностей на сторону (ф. 0510458);
  • Акт о списании материальных запасов (ф. 0510460);
  • Акт о списании бланков строгой отчетности (ф. 0510461);
  • Акт о результатах инвентаризации (ф. 0510463);
  • Карточка учета капитальных вложений (ф. 0509211);
  • Карточка учета права пользования нефинансовым активом (ф. 0509214);
  • Инвентарная карточка учета нефинансовых активов (ф. 0509215);
  • Инвентарная карточка группового учета нефинансовых активов (ф. 0509216).

Эти формы могли применяться и в 2023 году, такой выбор должен был быть зафиксирован в учетной политике. С 01.01.2024 года применение форм обязательно. Формы следует включить в график документооборота.

Не применяются с 01.01.2024 следующие формы, которые нужно исключить из учетной политики на 2024 год:

  • Акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143)
  • Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101)
  • Накладная на внутреннее перемещение объектов нефинансовых активов (ф. 0504102)
  • Акт о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104)
  • Акт о списании транспортного средства (ф. 0504105)
  • Требование-накладная (ф. 0504204)
  • Акт о списании материальных запасов (ф. 0504230)
  • Акт о списании бланков строгой отчетности (ф. 0504816)
  • Акт о результатах инвентаризации (ф. 0504835)

Изменения для целей налогообложения

Налоговое законодательство так же претерпело изменения, изменения коснулись разделов «Налог на добавленную стоимость», «Налог на прибыль организаций», «Налог на имущество организаций». Данные изменения необходимо так же учесть в учетной политике.


Кто проверяет учетную политику бюджетного учреждения

Запросить для проверки документ имеют право:

  • учредитель бюджетного учреждения или финорган, который формирует консолидированную отчетность;
  • ревизоры из государственных или муниципальных контролирующих органов;
  • ревизоры из профильных министерств и ведомств;
  • налоговые органы.

Учредитель или финансовый орган могут потребовать внести изменения отдельных положений, препятствующих формированию достоверной консолидированной отчетности. Ревизоры, которые обнаружили отсутствие учетной политики, недостаточность/недостоверность содержащейся в ней информации, вправе составить протокол об административном нарушении по статье 15.11 КоАП. За непредоставление по требованию ИФНС учетной политики предусмотрена ответственность по статье 15.6 КоАП.

Нужна помощь в составлении Учетной политики бюджетного учреждения?

Вы можете задать вопрос специалисту по данному направлению.

Получить консультацию

Подпишись на рассылку от «ПБ», чтобы всегда сходился баланс :)

Новости, экспертные статьи, обучение.

Настоящим подтверждаю, что я ознакомлен с условиями политики конфиденциальности и даю и согласие на обработку персональных данных.*

Автор: Юлия Пыркова,
главный бухгалтер-консультант бюджетной Линии консультаций ГЭНДАЛЬФ

Все статьи автора

#

Возможно, вам будет интересно

Оцените статью:
Спасибо, ваш голос учтен
(0)

Возможно, вам будет полезно

ГЭНДАЛЬФ
ГЭНДАЛЬФ ГЭНДАЛЬФ ГЭНДАЛЬФ